USD26.2372

Atlantic Council: Как наладить экономику Украины?

Atlantic Council:  Как наладить экономику Украины?

Президент Украины Петр Порошенко 

посетил завод “Южмаш” в Днепре, 21 октября 2014 года.

Прошло уже более трёх лет с тех пор, как украинцы, в значительной степени движимые возмущением  разгулом коррупции в Украине, сменили власть в стране. Тем не менее, государственные предприятия, как и прежде – составляющие системной коррупции и фактор, сдерживающий поступление западных инвестиций.

Госпредприятия остаются в руках старых элит, которые их выхолащивают. Но хуже всего то, что эта негласно существующая система мешает притоку капитала, опыта и технологий, необходимых для возрождения экономики страны, которая всё дальше уходит от орбиты России.

Приватизация украинских государственных предприятий может послужить мощным сигналом для коррумпированных элит и иностранных инвесторов. До сих пор осуществление крупной приватизации было задачей слишком сложной как в техническом, так и в политическом плане.

Рыночная стоимость украинских госпредприятий в их текущем состоянии очень низка, несмотря на высокую базовую ценность. Многие из этих госпредприятий представляют собой естественные монополии (в сфере энергоносителей, атомной энергетики, железнодорожных и почтовых перевозок) и, по идее, должны быть привлекательными с точки зрения генерирования денежного потока.

Пришло время для Украины взглянуть на соседнюю Румынию как на пример для себя. Недавняя история Румынии показывает, как драматичное реформирование системы принадлежности государственного имущества может исправить множество аспектов искалеченной экономики.

На наш взгляд, и по опыту соседней Румынии, Украине нужна программа, дополняющая текущую программу приватизации, способ быстро реформировать госпредприятия, которые не готовы к приватизации.

Читайте также:

Войска РФ у границ Украины: эксперт рассказал о мифе Генштаба

Такое решение сохранило бы основную долю государственных предприятий в руках украинского правительства, но при этом стимулировало бы их к принятию реформы корпоративного управления, которая передаст функционирование и прибыль из рук коррумпированных элит в надлежащим образом работающую прозрачную корпоративную структуру. Это подразумевает увеличение прибыли для государства и улучшение мер для роста и инвестирования в государственные предприятия, которые доминируют в экономике Украины.

Можно говорить по крайней мере о трех непрямых выгодах: иностранные инвесторы обретут уверенность в том, что Украина серьёзно относится к экономическому развитию, что приведет к миллиардному притоку капитала. Украина получит стратегически важный попутный ветер в борьбе с коррупцией, сосредоточившись на субъектах, которые, как известно, являются коррумпированными и неэффективными. Этот шаг поспособствует росту уверенности в верховенстве закона.

Читайте также:

Контроль над Приднестровьем. Интересы Украины и Молдовы

Румыния создала Fondul Proprietatea (FP) – Румынский фонд имущества – емкостью более 3 миллиардов долларов, средства из которого полностью инвестированы в предприятия, которые ранее принадлежали государству, или теперь остаются таковыми, для компенсаций жертвам незаконных конфискаций земельных участков.

Управляемый Франклином Темплтоном фонд привлек миллионы долларов западных инвестиций. Организация владеет значительным количеством  миноритарных долей в эффективных румынских государственных предприятиях, а также использует свои позиции для повышения прозрачности в этих компаниях и для того, чтобы заставить румынское правительство принять прогрессивный кодекс корпоративного управления.

Читайте также:

Саакашвили раскрыл подробности своего возвращения в Украину

Украина должна создать собственный Украинский фонд восстановления, подобно FP. Его активы могут состоять из акций некоторых существующих украинских государственных предприятий, подпадать под новый кодекс корпоративного управления и управляться, как и FP, авторитетным финансовым руководителем, выбранным на конкурсе. Фонд принесет максимальную пользу Украине, подготовив её государственные предприятия для подачи первичных публичных заявок.

Создав ряд публичных компаний, фонд будет привлекать внешних западных инвесторов и профессиональных менеджеров. Это принесет реальную пользу Украине, послужит созданию свободной и прозрачной рыночной системы, которая будет способна противостоять коррупции и произволу властей. Движущей силой станут экономические стимулы фондовых рынков, а не прихоть какого-либо конкретного олигарха.

Украине есть чему поучиться у Румынии, внедрившей программу борьбы с коррупцией, возможно, самую успешную в регионе. В прошлом году прокурор по борьбе с коррупцией вынес более 1200 обвинительных заключений и выиграл более 800 эпизодов касательно функционеров всех уровней управления. Антикоррупционый прокур участвовал в консультациях с украинским правительством.

Однако судебное преследование должно дополняться программами, которые бы предотвращали коррупцию и перенаправляли усилия на стимуляцию роста и инвестиций. Реформа системы государственного имущества позволит усилить борьбу с коррупцией, создать активы и  денежные потоки для пополнения госбюджета, привлечь западный капитал, обеспечить соблюдение законности, оптимизировать законодательство, реконструировать пенсионную систему, создать местный рынок капитала и обеспечить доверие предпринимателей и частного сектора.

В прошлом месяце Конгресс США утвердил законодательство о санкциях, которое может создать возможность для проведения технико-экономического исследования. Раздел 257 поручает Госдепартаменту разработать план энергобезопасности Украины, в том числе приватизации ее госпредприятий. 

Агентство США по международному развитию, сотрудничающее со многими кредитными организациями, могло бы финансировать такое исследование. Оно крайне необходимо и будет направлено на изучение не только осуществимости идеи, но и украинских законов, которые необходимо будет изменить, как только фонд будет структурирован.

Реформирование старой “коммунистической” системы управления и контроля – очень сложный процесс, особенно при учете влияния России. Однако это необходимо сделать как можно скорее. Это правильный шаг в правильном направлении.

Оригинал на Аtlantic Сouncil

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"К сожалению, понятия хороший человек и хороший политик далеко не одно и то же."

© Антон Савин

Тицький: Нинішня влада повторює кроки, які робив режим Януковича

Гаага в очередной раз продемонстрировала компетентность в крымском вопросе

Подборка блогожаб и фотоприколов за 21 сентября

“Реформатори” з менталітетом Януковича

Как Штепа посеяла ветер, бурю из которого пожинает Донбасс. ФОТО, ВИДЕО

Депутат: Надання США летальної зброї – це в першу чергу психологічний фактор

72 Генасамблея ООН: Макрон vs Трамп

Шабунін: Стійке відчуття дежавю 2013 року. Ця політична “еліта” так само невиліковно хвора, які і попередня

Самолюбие России под угрозой

Чужі в системі

Пробные тесты ВНО-2018: школьникам составили график

Президент без планів. Порошенко на полях ООН

Воздвижения Креста Господня 2017: история и традиции праздника

Огризко: Світ має розуміти, на що здатна Москва, якщо її не стримувати

Бесплатно и с уважением: водитель маршрутки поразил отношением к воинам

Дві головні вимоги України щодо миротворчої місії ООН

Родители просят спасти сына от невиданной в Украине болезни: фото

Чего ждать от встречи Порошенко и Трампа

День рождения Брижит Бардо: интересные факты об актрисе

Миротворці і агресор