USD26.5389

Боты в социальных сетях: как и для чего это работает

Боты в социальных сетях: как и для чего это работает

Многочисленные попытки разобраться в причинах неожиданной победы Дональда Трампа на президентских выборах в США в 2016 году показали миру, как политики и их команды используют социальные медиа для достижения своих целей. В Украине не за горами новые выборы, поэтому редакция AIN.UA изучила существующие сегодня инструменты влияния на политический выбор рядового пользователя Facebook и разобраться, применения каких технологий нам стоит ожидать во время ближайших парламентских и президентских выборов. В том числе и рассмотрим такое явление, как ботофермы.

Как редакция писала ранее, концентрация ботов на страницах отдельных политиков может достигать 50%, но в большинстве своем — это низкокачественные аккаунты, сделанные не профильными IT-компаниями, а кустарными фермами. С них и начнем.

Боты и их фермы

Типичная история развития Facebook-страницы или аккаунта украинского политика состоит из трех последовательных шагов. Сначала, для улучшения своего сетевого имиджа, его PR-команда создает 5-10 фейковых аккаунтов, которые нужны, чтобы смягчать острые темы и продавливать нужное мнение в аудиторию. Однако такую стратегию сложно масштабировать, результат зачастую не так хорош, как ожидалось, и вскоре недовольный политик переходит к следующему шагу — нанимает команду SMM-специалистов. Они должны писать за него много «красивых» и «правильных» постов, заряженных на поток лайков. Отсюда уже рукой подать до сотрудничества со специализирующимся на ботофермах компаниями. И это третий шаг.

В настоящий момент ботофермы можно считать базовым инструментом влияния на мнение украинских пользователей соцсети. Давайте рассмотрим наиболее распространенные разновидности их выпускников:

Справедливости ради — на некоторых биржах действительно есть реальные пользователи, но работа с ними не гарантирует качества взаимодействия и длительного эффекта. Широко распространена практика, когда вы заказываете лайки, получаете их, оплачиваете работу, а спустя какое-то время аккаунты отзывают свои лайки назад и вы оказываетесь на том же месте, где и были. Только со спущенным на ветер бюджетом.

Боты в социальных сетях: как и для чего это работаетПример биржевого аккаунта: есть аватар, но нет фото профиля, кавера, личных фото, лента состоит из репостов, несмотря на 888 друзей, взаимодействия с постами нет

Боты-«живые люди» тщательно собирают и бережно хранят свою аудиторию. Это интересная и ценная категория, поскольку с ее помощью заказчик действительно может достигнуть реальных результатов. Такие боты способны формировать или корректировать информацию в социальной сети, влиять на мнение простых людей, журналистов, политиков.

Боты-ЛОМы. Бездушные Лидеры Общественного Мнения. Вершина пищевой цепочки среди ботов. Созданные вручную и старательно поддерживаемые аккаунты. Каждый из них имеет свое позиционирование и свою аудиторию. У многих из них действительно интересный и уникальный контент. Таких аккаунтов мало и они используются для вбросов необходимой заказчику информации, а не для ее масштабирования — для разгонки им в помощь привлекаются боты попроще и подешевле.

Люди и другие публичные площадки

Обвиняя в информационном спаме ботов, не следует забывать о реальных людях, которые не имеют никакого отношения к ботам, но работают в соцсетях в чьих то интересах.

Читайте также:

Формула Макрона – якою вона може бути

Лидеры общественного мнения. Эксперты, журналисты, публичные персоналии и просто люди, чьи аккаунты обрели массовую популярность. За деньги, другие формы вознаграждения или просто по зову сердца пишут о том, что интересно заказчику. ЛОМы разного уровня подготовки есть у всех политических сил. Несмотря на мощный ресурс популярности, отношение к ЛОМам в украинском интернете можно классифицировать как скептическое. С одной стороны, у каждого лидера мнений есть жадно внимающая каждому слову аудитория, с другой — критика идеологических противников и дискредитация за счет проплаченных публикаций.

Простые пользователи Facebook. Заставить обычных пользователей писать о том, что необходимо заказчику — высший пилотаж. Достигается он двумя способами — воспитанием нужной аудитории или заворачиванием ее в правильный информационный кокон.

Первый вариант — простой, но нестабильный, так как речь идет о регулярном вовлечении большого количества людей, которое мотивируется лишь идеями. В ход идут регулярные лозунги, призывы, акценты на раздражителях, социальные проблемы и т.д. Особенно сложно удерживать контроль в период политического межсезонья, когда инфоповодов мало, а весь компромат на оппонентов придерживается на время ближе к выборам.

Читайте также:

Один из подвигов и одна из трагедий нашей войны

Второй сложнее и требует больше времени на подготовку, однако за счет того что вокруг целевой аудитории создается нужное инфополе — обеспечивает более длительный эффект, когда реципиенты месседжа будут осуществлять нужные действия или распространять информацию на постоянной основе, не догадываясь о том, что ими кто-то управляет.

По инерции в формировании информационного поля все еще широко используются паблики и группы, но их роль постепенно слабеет. Причины тому две: алгоритм Facebook, который дает им низкий ранг при выдаче поста в ленту, а также низкое качество контента таких пабликов и групп, помноженное на вредные и несистемные инструменты их раскрутки.

Для формирования нужного инфополя чаще всего используются такие площадки:

  1. Паблики крупных СМИ и идеологические паблики. Здесь сконцентрирована стабильная и лояльная аудитория. Это хорошие и дорогие точки вброса.
  2. Паблики СМИ второго уровня – неоднородная категория. Среди них есть хорошо раскрученные площадки, месячные рекламные бюджеты которых измеряются тысячами долларов. Но их задача не в формировании инфополя в Facebook, а в том, чтобы генерировать трафик, перенаправлять его на площадку сайта и там продавать.
  3. Паблики-интеграторы популярного контента. Несмотря на неплохой заработок на трафике, такие площадки сложно использовать для политических или бизнес-вбросов, так как их контент не подходит для таких целей и не получает поддержки у необходимой целевой аудитории.
  4. Мертвые паблики – когда-то были созданы для вбросов, раскачивались на старте. Потом необходимость в них отпала, они длительное время были заморожены и активизируются время от времени под конкретный заказ.
  5. Группы – в силу ограниченного числа членов, неэффективны для распространения информации. Могут эффективно использоваться для координации усилий. Ряд политических сил использует закрытые группы для распространения «темников» среди своих сторонников и координации их действий. Это все полезное, что из них можно выжать для политических целей.

Теперь перечислим типичные задачи, которые выполняются при помощи таких площадок:

Читайте также:

Блогер: Путин не готов к дальнейшей конфронтации

  1. Вброс информации через Facebook — итоговый результат зависит от качества аудитории, на которую работает инструмент, и ее лояльности. При вбросе важно, кто первым на него отреагирует, так как это определяет скорость его дальнейшего распространения.
  2. Разгонка информации — здесь важно не количество, а качество аккаунтов. Например, 300 аккаунтов с грамотно сформированной аудиторией потенциально могут аккумулировать в друзьях 100 000 активных в Facebook киевлян.
  3. Попадание в нужные новостные ленты — тут не обойтись без аккаунтов, аккумулирующих у себя отдельный сегмент аудитории соцсети — например, журналистов или политиков.
  4. Троллинг оппонентов — важно не только отыскать уязвимость, но и растиражировать ее через правильно подобранные аккаунты.
  5. Прокачка аккаунта политика или паблика партии — тут все просто: Make @username great again!

Почем опиум для народа?

Цена на ботсети очень зависит от качества аккаунтов и наличия автоматизированных процессов. Для удобства попробуем разделить их на следующие категории:

Дешево и плохо

Самый примитивный инструментарий по работе с Facebook-сообществом. Стоимость такой работы начинается от $100 за проект и измеряется количеством купленных лайков, комментов и шеров. В основном, используются российские и азиатские боты из категории ботов-однодневок.

Ручная работа с элементами автоматизации

Компромиссный и потому наиболее распространенный сейчас формат. Делится на три субкатегории:

  1. Фрилансеры – продают лайки, комменты и шеры. Используют биржи как свой элемент автоматизации. Обеспечивают низкое качество комментариев и аккаунтов, но при этом доступны по стоимости услуг. Средний чек — около $300 за неделю работы.
  2. Классические коммерческие ботофермы – постоянный штат, часто, работающий в несколько смен. Автоматизация минимальна — также как и фрилансеры используют биржи. Активно работают с ЛОМами. Обеспечивают контролируемое качество работы. Могут обеспечить высокие охваты. Из-за ручной работы над ботами, стоимость услуг высока и исчисляется тысячами долларов за недельный проект .
  3. Своя политическая ботоферма – типичный случай для крупных партий. Качество ботов среднее или низкое. Уровень автоматизации тоже низкий. В период выборов работа идет в формате 20/7, в межсезонье — в более свободном формате. Стоимость услуг зависит от размера партийного казны, поделенной на количество фантазий ответственного функционера.
Максимальная автоматизация

Качественный, дорогой и потому пока еще редкий зверь. В продуктах такого типа автоматизация достигает 80%, а в основе — аккаунты типа «живые люди» за которыми стоит реальная аудитория. В основном, это большие фермы, которые персонализируют свои ресурсы под конкретного заказчика. В арсенале таких ферм тысячи аккаунтов и автоматизация всех проектных процессов, что позволяет реализовывать самые сложные информационные задачи за считанные часы.

Несмотря на то, что этот вариант потребует больших стартовых затрат, при длительной кампании он будет наиболее оптимальным по стоимости. Бюджет недельного проекта здесь может начинаться с нескольких сотен долларов при высоком качестве результата.

Боты, которых мы выбираем

Несмотря на обилие выбора, украинский политикум при работе с аудиторией социальных сетей пока что обращает внимание на самые базовые и бюджетные решения по работе с аудиторией. Еще слишком сильно недоверие к новым технологиям и еще слишком хорошо конвертят пенсионеры, которым достаточно биллбордов и других традиционных методов агитации.

Контент для используемых ними ботов пишется через биржи или фрилансеров, большая часть всех процессов по прокачке ферм и реализации проектов осуществляется вручную. Небольшие фермы часто используют одни и те же аккаунты в десятке проектов параллельно, что видно в лентах самих аккаунтов, или же нередко кардинально меняют политическую ориентацию.

Из-за слабой автоматизации и упрощенных алгоритмов, используемые украинскими политиками методы работы с Facebook-аудиторией, мягко говоря, не отрабатывают свои инвестиции. Когда по боту понятно, что он не живой человек — какой от него толк кроме репутационных потерь для заказчика?

Решения, построенные на автоматизация и обучаемости, вероятно вытеснят примитивные ботофермы. Вопрос в том, кто из политических игроков первым обратит на них внимание и использует для того, чтобы вырваться в электоральные лидеры. Вирусный контент с нужной идеей в бэкграунде — это digital-гречка ближайших выборов, теплый инфококон, в который приятно завернуться накануне традиционного недовольства отопительным сезоном.

Кто первый это поймет, того и царство.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"У нас начинается тяжелый период жизни: парламентские, затем еще страшнее - президентские выборы"

© А.Лукашенко

Колишній футболіст київського Динамо став мером Тбілісі

В Госкино отмывают миллионы: раскрыта схема

Главное за ночь: убийство украинского героя и судьба мажорки на Lexus

Аtlantic Соuncil: Українці знову протестують. Чи буде від цього користь?

В одесском СИЗО новая тайная смерть, найден труп

Самый умный: косвенные признаки высокого интеллекта

Известный мольфар предрек судьбу Крыма и Донбасса

Час расплаты: подругу главы террористов нашли мертвой

Снимайте иконы: журналистка уничтожила сторонников Зайцевой

Головне за ніч: таємний договір Ахметова з “ДНР” і брудна гра Путіна

ПриватБанк пробил дно заявлением о Крым и Россию

Стрельба с Кохановским: первое видео конфликта

Стало известно против кого украинцы будут бороться за путевку на Чемпионат мира

Убийство Кеннеди: Трамп рассказал, когда раскроет тайну преступления

Диктатор Эрдоган усомнился в цивилизованности США

Родные похитительницы младенца шокировали правдой о женщине

В Японии досрочно проводят выборы

Письмо погибшего пассажира Титаника ушло с молотка за рекордную сумму

Известного АТОшника жестоко убили под Киевом: фото 18+

Во сколько оценили художества Трампа