USD26.4922

Пять шагов, которые спасут финансовый рынок Украины

Сегодня финансовая система Украины переживает один из самых масштабных кризисов за время независимости. Существенно пошатнулись основы, на которых она возведена. На поверхность всплыли все накопленные за прошлые годы хронические проблемы: отсутствие четкого взаимодействия между государством и рынком и населением, кризис доверия граждан к финансовым учреждениям. Обострились проблемы менеджмента и надзора, следствием чего стала неспособность финансовых учреждений рассчитываться по своим обязательствам.

Так исторически сложилось, что существующая в Украине модель функционирования финансового сектора является банкоцентричной. То есть банковская система является доминирующей среди других сегментов сектора, и какие-либо нестабильные явления в экономике (как и ее системные “грехи”), прежде всего, сказываются на ней.

В результате 38 банков находятся в состоянии ликвидации, в 50 учреждениях введена временная администрация. Объем депозитов в иностранной валюте на протяжении 2014 г. уменьшился на 36,9% и составляет 19,4 млрд долл. (в национальной валюте — еще на 15,4%), в январе-феврале 2015-го показатель снизился уже до 18 млрд долл.

Что в этих условиях делают Нацбанк и правительство? То, что и раньше, — “тушат пожары”, и прежде всего административными методами. Хотя о том, что наша финансовая система нестабильна и действовать надо на упреждение, немало говорилось и раньше.

Прежде всего, сегодня следует определить три глобальные проблемы рынка:

1) отстраненность участников финансовых рынков от стимулирования развития экономики, их ориентированность на получение быстрой прибыли;

2) недостаток доверия населения к финансовым учреждениям;

3) отсутствие эффективного заемщика и наличие “токсических” активов.

То есть сегодня практически отсутствуют реальные внутренние источники для восстановления экономики. Объем кредитов снизился в 2014 г. на 53,8 млрд грн и 8,57 млрд долл., а за два месяца 2015-го — еще на 10 млрд грн и 
1,2 млрд долл. Экономика продолжает падение, количество эффективных заемщиков в подобных условиях не может увеличиваться. На этом фоне финансовый рынок уже переориентировался на более легкие пути получения прибыли — спекулятивные.

Возникает вопрос, что делать сейчас и можно ли предотвратить подобные ситуации в будущем. Ответ — в развитии эффективной системы надзора за деятельностью финансовых учреждений и переориентации работы банковской системы на реальный сектор экономики. Отсюда возникает потребность в немедленном оздоровлении банков, улучшении качества государственного регулирования, повышении доверия к финансовым учреждениям.

Рецепты

Алгоритм действий Национального банка и правительства в нынешних обстоятельствах должен базироваться на трех направлениях:

1) стабилизации валютного рынка, снижении и удержании уровня инфляции на приемлемом для развития экономики уровне (не более 10%);

2) стабилизации работы финансового сектора, восстановлении доверия населения к институтам финансового рынка;

3) формировании эффективной системы перераспределения ресурсов с приоритетным их направлением на реализацию проектов экономического развития.

Финансовый рынок сейчас в ожидании новой экономической и финансовой политики, которая должна стабилизировать денежную единицу и дать толчок к экономическому росту. В краткосрочной перспективе, как ни банально это звучит, приоритетными представляются ограничительные меры административного характера, направленные на недопущение спекулятивных колебаний валютного курса. Но механизм сдерживания от Нацбанка, проявляющийся в появлении “отложенного спроса” на иностранную валюту, довольно рискован. В среднесрочной перспективе на первый план должно выходить применение мер экономического характера: учетная ставка, операции на открытом рынке, регулирование ликвидности банков и т.п.

Стабилизировать институты финансового рынка можно с помощью пяти основных шагов.

Первый — осуществление постоянного мониторинга деятельности финансовых учреждений со стороны регуляторов для обеспечения своевременного выявления проблемных вопросов в текущей работе и своевременного реагирования на угрозы. Необходима также комплексная диагностика активов, прежде всего банковских. Поэтому заложенная в Меморандуме об экономической и финансовой политике с МВФ позиция о проведении пруденционной проверки в течение 2015 г. крупных банков и до апреля 2016-го — остальных банков является правильной и приведет к очищению банковской системы.

Второй шаг — санация или же ликвидация неплатежеспособных финучреждений. Их количество, по отдельным оценкам, может сократиться на 50–70%. Но здесь возникает логичный вопрос: где взять средства для выплат физическим лицам, ведь бюджет Фонда гарантирования вкладов физических лиц не резиновый? Основные пути — это кредиты Нацбанка или поддержка со стороны Кабмина. Но откуда правительство возьмет финансирование — увеличивая государственный долг, выпуская облигации внутреннего государственного займа? И что будет с юридическими и физическими лицами-предпринимателями, на которых не распространяется действие системы гарантирования вкладов? Как вариант, пересмотреть механизм отнесения банков к категории неплатежеспособных, как это предложено законопроектом №2449, и обеспечивать поддержку таких банков со стороны Нацбанка с четким контролем над выданными средствами рефинансирования.

На этом пути необходимо также урегулировать вопрос продажи (передачи) проблемных активов, что потребует формирования законодательной базы деятельности учреждений, основной функцией которых будет работа с проблемными активами. Следует также решить вопрос реструктуризации кредитов.

Третий — оздоровление финансовой системы, которого можно достичь благодаря государственной поддержке, а также поддержке со стороны владельцев, внедрение механизмов конвертации депозитов в акции банков. Важно и развитие системы корпоративного управления, раскрытие информации о конечных собственниках финансовых учреждений и внедрение жесткой системы надзора за кредитованием банками связанных лиц, практическое введение ответственности за доведение банков до банкротства, упрощение процедур слияния и присоединения финансовых учреждений и т.п.

Четвертый шаг — это стабилизация, которая требует обеспечения функционирования системы эффективного надзора, направленного на предупреждение возникновения угроз, усиление системы защиты прав инвесторов и потребителей. На страховом и фондовом рынках следует с нуля формировать соответствующие схемы защиты физлиц, для чего необходимо внедрить соответствующую законодательную базу.

Наконец, пятый шаг — эффективность. Его реализация должна сосредоточиваться наповышении уровня грамотности населения, на диверсификации рисков, в частности, путем создания пулов финансовых учреждений для обеспечения солидарного распределения крупных рисков при осуществлении отдельных видов деятельности, совместного финансирования масштабных проектов, введения систем управления рисками и гарантий для обеспечения гарантированных расчетов на фондовом рынке, эффективности работы менеджмента.

Восстановление доверия населения к банковской системе, что проявится в росте объемов его депозитов, возможно только при условии замедления падения экономики и роста благосостояния украинцев. Поэтому на этом этапе особенно важна государственная поддержка развития финансового сектора. Она должна быть сосредоточена на переориентации его ресурсов для стимулирования развития экономики и на поддержке банков через механизмы рефинансирования с четким контролем использования предоставленных средств, в отдельных случаях — с участием государства в капиталах банков. Одним из действенных инструментов может стать государственный банк развития, через который можно направить потоки государственных средств для поддержки приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, обеспечить доступ субъектов хозяйствования к долгосрочным кредитным ресурсам, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие экспортного потенциала.

Залог стабильного развития финансовой системы Украины — это развитие реального сектора экономики, и наоборот. Но все это должно базироваться на едином видении конечной цели ответственными органами и на внедрении Нацбанком и правительством комплексных мер, направленных на стабилизацию финансового сектора, и реального плана действий для выхода экономики из кризиса.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"Вы знаете когда врет политик – когда у него шевелятся губы."

Колонны военной техники в Луганске: ОБСЕ обнародовала впечатляющие факты

Вінницькі рибоводи рятують фауну Південного Бугу

Модернізувати країну без політиків не вийде – журналістка

Вот так розціночки: журналист случайно нашел “базу данных” украинских проституток

Квартиру депутата подорвали гранатой, появились фото

Триумф и трагедия украинских националистов

Вінницькі поліцейські поділились кров’ю з постраждалими в ДТП

Россия очнулась? Оккупированную Луганщину вернут Украине!

Судья жестко поплатилась за атаку на патриотов

Ликвидация “мясника” уже не за горами

Пора заканчивать: Плотницкий выступил с ужасными приказами

Не только Вакарчук: Притулу хотят выбрать президентом

Замес в Луганске: идеальный момент для Путина

Все побежали брать: в Украине резко обвалился курс валюты

Засідання комісії в облраді транслювали в прямому ефірі на Facebook

Имперская тень над оккупированным Крымом

Умер Дмитрий Хворостовский: биография оперного певца

Центр перекрыт, люди в панике: кадры сотен танков в Луганске

Наступного разу активній меншості слід починати з політики – Пекар

Сделал бы все по-другому: Гелетей рассказал о уроки Иловайска