USD26.9063

Від українізації до русифікації: як більшовики позбавляли українців рідної мови

Від українізації до русифікації: як більшовики позбавляли українців рідної мови

“И кто вам не давал балакать на мове?”

Після поразки УНР на більшій частині території України до влади прийшли червоні. Щоб закріпити свою владу, більшовики взялися впроваджувати програму коренізації – заміни російської мови на мови національних меншин в адміністрації, освіті та сфері культури. Треба віддати шану українським ученим: ВУАН російською мовою зовсім не послуговувалася від часу свого заснування аж до 1933 року.

У квітні 1923-го XII з’їзд РКП (б) оголосив коренізацію офіційним курсом партії в національному питанні. ЦК КП(б)У на той час мав у своєму складі 16% українців (секретарі ЦК Е. Квірінґ і Д. Лебідь одверто виступали проти будь-яких поступок українській культурі), тому про українізацію мови не було – тільки коренізація.

Головною роль у дальшому здійсненні українізації відігравав Народний комісаріат освіти (якому тоді підпорядковувались й усі ділянки культури), очолений до 1926 О. Шумським, а після його усунення М. Скрипником.

Читайте также:

Нинішній злочинний режим геть пустився берега – експерт

На 1931 рік в Україні на всіх 88 театрів 66 було українських, 12 єврейських, 9 російських. На 1933-ій було три великі російськомовні газети, українських журналів було 89 на всіх 118; книжкова продукція була українізована на 83%.

Протягом 1933-1934 рр. більшість діячів українізації були ліквідовані або заподіяли собі смерть (М. Хвильовий, М. Скрипник), і відтоді почалася русифікація: відміна правопису 1928 р., заборона “буржуазно-націоналістичної” літери “ґ”.

18 листопада 1933 року набула чинності Постанова ЦК КП(б)У про припинення політики українізації.

Сказано, не сідай грати в карти з шулером: у листопаді 1938 р. за один день усі національні школи стали російськими, тільки українські – на короткий час українськими.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (16)

  • — 12.11.2016 16:51
    flag

    В Росії та “СССР” 134 раза ЗАБОРОНЯЛИ (в різних формах) українську мову…

    2
  • — 13.11.2016 10:39
    flag

    Ливан – это проводили украинские большевики, искренне поверившие в “рузскую” революцию!
    Закончилось все расстреляным возрождением в начале 1930-х годов!
    А вот Польша и Чехословакия СТАЛИ НЕЗАВИСИМЫМИ и ВОССТАНОВИЛИ чешский (вытеснив немецкий) и польский (вытеснив рузский)!
    В Черноголии и Боснии отделяют свой язык от сербско-хорватского, а в Словении никогда по сербски и не говорили – там другой (хоть и близкий язык).
    Каждая страна имеет право на свой язык и никакие зайды (оккупанты) не могут нам навязывать рузский язык! Если бы дело было 100 лет назад русскава НЕ БЫЛО БЫ УЖЕ…
    Но Петлюра проиграл…
    А вот ты попробуй в Грузии, Армении и Азербайджане не знать их языки… Молодеж уже и не говорит по-русски особенно в Грузии – “спасибо” 08.08.08. -российской агрессии!
    А вообще ты расписался тут сильно много….

    0
  • — 13.11.2016 10:43
    flag

    Внедряли украинский тогда когда Сталин еще не пришел к пику власти – в 1920-х годах. Ухудшение стало начинаться с 1929 года, когда признали азбуку Скрипника “буржуазной”. Тогда и приняли решение на ТОТАЛЬНУЮ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ и УБИЙСТВО КРЕСТЬЯН ГОЛОДОМОРОМ! Крестьяне – носители живого украинского языка, а пролы – вашего – партейно-русцкава.
    А ЗАПРЕЩАЛИ ЯЗЫКУКРАИНСКИЙ ЕЩЕ С ЦАРСКИХ ВРЕМЕН!

    0
  • — 13.11.2016 11:08
    flag

    Як “Ливана” плющить від української мови – що не кажи МОВА — МІЦНА ЗБРОЯ, недарма Кремль нав*язував й продовжує нав*язувати нам рузсцки изьігъ!
    Ти, свиня кацапська скажи чи є в Росії така свобода для української мови як в Україні для ЁЗЬІКА???!!!
    НЕМАЄ!

    0
  • — 13.11.2016 20:13
    flag

    Польша находилась под властью Российской империи и в Варшаве в 1912 году НЕ БЫЛО НИ ОДНОЙ ПОЛЬСКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ!
    Россия хотела УНИЧТОЖИТЬ ПОЛЬСКИЙ ЯЗЫК, как и украинский с беларуским, финским и языками стран Балтии.
    Только после ЗАВОЕВАНИЯ Польшей Независимости Польша стала полноценно использовать Польский язык.
    А в Чехословакии после 1621 года Австрия уничтожала чешский и словацкие языки. Они возродились после становления Чехословакии в 1918-м. Причем чехизация была именно насильственной. Только в двух европейских языках слово “компьютер” звучит по другому – в чешском и словенском (бывшая Югославия)

    0
    • — 13.11.2016 20:52
      flag

      “Царство Польское” было под властью РосиМперии, которая пыталась УНИЧТОЖИТЬ польский язык и обратить поляков в “праваславие” – ведь “русзкий” – это НЕ национальность, а ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ. Даже уничтожить название Польша а изменить на Привисленский край. Ведь Беларусь в РосИмперии называли “Западный край”. А Украину – или Малороссией (ХРЕН ВАМ) или “Юго-Западным краем”. Я МНОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОЧИТАЛ!
      А империя Габсбургов уничтожала чешский – именно тоже потому, что чехи были протестантами, а австрийцы католиками. Война шла с 1405 года до 1621 между чехами-протестантами (гуситами, чья церковь существует и поныне), а Австрийцы – идейными католиками немецкоговорящими.
      Чехословакия НЕ БЫЛА под Россией как Польша, а формально Независимой после 1945 (вернее 1948 года, когда СССР навязал им социализм.) а государственным в “буржуазной” Чехословакиии ДО Второй Мировой был чешский (Прага даже официально не признавала словацкий). ТАК ЧТО ЭТО ТЫ ВРЕШЬ!

      0
      • — 13.11.2016 20:56
        flag

        А зачем обратить в московское православие? Да затем, что до 1901 года священники и епископы приносили страшную клятву. что если они предадут царя, то попадут в ад. Присяга отменена только в 1901 году поле волнений.
        Именно поэтому Московская патриархия НЕ ХОЧЕТ дать Украине Автокефалию – не по церковным вопрсам, а по политическим.
        Вспомни как попы стали сепарами и взяли в руки оружие!

        0
  • — 13.11.2016 20:15
    flag

    Во первых “точка RU” НЕ ЯВЛЯЕТСЯ авторитетным источником, во вторых Сиверщина (черниговщина) граничит с вашей Рашей и понятно, что там руссификация была жестокой.

    0
  • — 13.11.2016 20:24
    flag

    Ты выдаешь желаемое за действительное.
    Как можно верить сайтам, если даже во время войны на многих сайтах кнопки российских “Однокласники Путина”, “В контакте с ФСБ” и “знаменитый” “ФСБук”, где русзкоизычная редакция состоит в основном их граждан РФ и работает на все страны, где Россия и СССР навязывало и навязывает рузцкий изыгъ. Только что смотрел “Факты Недели” на одном из уукраинских каналов – ведущая сослалась на “Яндекс-карты” в сообщении про снежные заметы в Украине. А в Грузии Яндекс РАБОТАТЬ НЕ МОЖЕТ – ПРОНЦИПИАЛЬНО ГРУЗИНЫ ОТКАЗАЛИСЬ. Тогда Яндекс обратился в крупнейшую юридическую фирму с иском – ОНИ ОТКАЗАЛИ компании СТРАНЫ-АГРЕССОРА – РОССИИ! А Борис Иванов (Бидзина Иванишвили) имеет тесные связи с российскими олигархами поэтому и продвигает рузски изыгъ. Это УСЛОВИЕ России по ведению “бизнеса” с Грузией. Но как сказала Хатия Деканоидзе – “кто сказал, что мы (грузины) простили августовскую агрессию”. Так что не надо! Языковой вопрос – ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ.

    0
  • — 13.11.2016 20:32
    flag

    После войны с Наполеоном к России от Швеции отошла Финляндия. Так до 1899 года туда особенно не лезли рузские капиталисты. Но вот вс 1899 года генерал-губернатор Финляндии (российский) Николай Бобриков начал с трибуны парламента Финляндии выступать с речами, что мол “финский нароод хочет русзкиизык2 в качестве второго государственного. И гавкал это он до июня 1904 года, когда это надоело финнам. И Бобрикова застрелили в кулуарах парламента. У финнов есть даже поговорка – ВРАТЬ КАК БОБРИКОВ!
    Njet Molotov – English Translate
    https://www.youtube.com/watch?v=6pWcVxl9v6Y

    0
  • — 13.11.2016 21:05
    flag

    Снова врешь – Польшадействительно имела языксложившийся, который Россияхотела уничтожить.
    А Чехия после поражения у Белой горы (1621) – теряла под вооруженным натиском австрийцев. Словацкий стал слагаться только просветителями в средине XIX-го века. Про эти два языка- чешский и словацкий можешь даже не заикаться – я больше знаю про них. (Хотя полностью и не владею).

    0
  • — 13.11.2016 22:40
    flag

    Языковой вопрос очень важен!
    В свое время в США было голосование в Конгрессе – на каком языке вести деловодство (ибо официального там нет).
    Так вот с перевесом в ОДИН ГОЛОС победил английский. На один меньше получил немецкий.
    Представь если языком США был бы немецкий.
    Германия НЕ ПРОИГРЛА БЫ Первую Мировую и Второй Мировой НЕ БЫЛО БЫ!
    НЕ БЫЛО БЫ Гитлера, Холокоста, НЕ БЫЛО БЫ ГОЛОДОМОРА, т.к. Украина была бы независимой.
    И России тоже не было бы!
    Именно поэтому вы навызываете руццки изыг — для мирового господства и уничтожения целых народов. – ведь Россия заканчивается там где заканчивается руццкий изыг. Гнать вас в шею из Бруклина, из Германии, из Чехии и Латвии (и ОТОВСЮДУ)!

    0
  • — 13.11.2016 22:42
    flag

    Косиор – организатор Голодомора и его “мнение” мне НЕИНТЕРЕСНО!

    0
  • — 13.11.2016 22:47
    flag

    340 лет продолжалась руссификация, незакончившаяся и сегодня.
    Иначе не было б “Вестей” с Гужвой-Карлсоном. Долбаного “Интера” и не было бы гавканья про “насильственную украинизацию” поскольку украинцам НАВЯЗАЛИ РУЗСКИЙ ЯЗЫГЪ!
    Кстати этот рассказ (про Карлсона ЗАПРЕЩЕН В РФ –во исполнение Закона №436-ФЗ) т.к. учит неуважению к родителям.
    А Лев Толстой – ДВАЖДЫ ПРИЗНАН ЭКСТРЕМИСТОМ решением “суда РФ” .
    Если Толстой Лев Николаевич – ЭКСТРЕМИСТ-РЕЦИДИВИСТ, то о какой “русской культуре” в России может идти речь???

    0
  • — 13.11.2016 22:51
    flag

    Цитируешь КОМПАРТЕЙНЫЕ документы НА РУССКОМ и говаришь про развите украинского…
    Ты — БРЕХЛО И НАРКОМАН!

    0