USD28.2033

8 способов политической манипуляции

8 способов политической манипуляции

Из множества методов (приемов) пропаганды можно выделить восемь, которые наиболее активно используются во время избирательной кампании 2019. Это, прежде всего, эффект ореола, принцип предпочтения первичной информации, принцип контраста, перенос неодобрения, использование медиаторов, повторение, констатация факта, создание угрозы.

Эффект ореола основан на склонности человека мыслить ложными аналогиями. Состоит из двух распространенных стереотипов. Во-первых, «рядом – значит вместе». В этом случае, нахождение рядом со знаменитой или высокопоставленной личностью несколько повышает статус в глазах окружающих.

Во-вторых, человека, добившегося значительных успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других сферах деятельности. Однако многочисленные факты доказывают, что это всего лишь распространенное заблуждение. Тем не менее, этот стереотип активно  эксплуатируется кандидатами на высшую должность в нашем государстве.

Принцип предпочтения первичной информации (эффект первичности). В современной пропаганде существует один из ключевых принципов: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Исследования показали, что того кандидата, который во время избирательной кампании первым убедительно преподнесет себя в качестве победителя, и признает массовое сознание.

При получении какого-то важного сообщения в сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Тот, кто первым передал важное сообщение, получает психологическое преимущество, т.к. его содержание достигает адресата раньше, тем самым способствует формированию первичной психологической установки к факту или событию. После чего формируются предпочтения к данному (первичному) источнику информации.

Читайте также:

Колоться и пить, чтобы не платить: маразма министров нет границ, украинцам предложили неожиданный способ получить субсидию

Принцип контраста. Прием учитывает роль социального фона, на котором воспринимается человек или группа. Например, на фоне злых и несправедливых людей добрый человек всегда воспринимается с особой симпатией. Близкий по сути принцип переноса неодобрения используется в основном во время избирательных кампаний и является приемом наступательной контрпропаганды, также способствующим формированию общественного мнения.

Такой прием формирует у населения негативное отношение к определенному кандидату с помощью демонстрации в СМИ тех групп лиц, которые поддерживают его, но вызывают у электората такие чувства, как отвращение, страх, неприязнь. Таким образом, неодобрение переносится и на соответствующего политического деятеля.

Читайте также:

Отпросимся онлайн: в Украине заработают электронные больничные

Использование медиаторов. Данная техника основывается на двух принципах. Во-первых, специальные исследования установили, что пропагандистские кампании в СМИ оказывают менее эффективное влияние на формирование человеческого мнения, нежели циркулирующие в обществе слухи, сплетни и мифы.

Второй принцип вытекает из первого: эффективное информационное воздействие на человека осуществляется не непосредственно средствами массовой коммуникации, а через значимых для него, знакомых ему авторитетных людей («лидеров мнения») – трансляторов мнений и слухов. Неофициальные личностные коммуникации для людей более значимы, чем официальные сообщения СМИ.

Так называемые «лидеры мнения» («медиаторы») – это высокоавторитетные члены группы, мнения и советы которых по определенным вопросам имеют ценность для других. Эти «лидеры мнения» и играют решающую роль в формировании отношения основной массы к проблеме, отображенной в пропагандистском сообщениию. СМИ как таковые неэффективны на уровне отдельного человека, они не изменяют его установок, но, проникая в первичные группы соседей, семьи, друзей, в результате личных и групповых обсуждений они воздействуют на человека и меняют его мнение.

Читайте также:

Заробитчане массово пакуют чемоданы в другую страну ЕС: Польша в панике предложила украинцам райские условия

В качестве медиаторов для каждой категории населения выступает свой авторитет. Это могут быть неформальные лидеры, представители религиозных конфессий, политические деятели, деятели культуры, науки, искусства и т.д.

Повторение. Один из самых эффективных способов пропаганды – неустанное повторение одних и тех же утверждений. Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения. При этом воздействие происходит не на идеи и теории противника, а на обыденное сознание, повседневные мысли, желания и поступки человека. Таким образом, эффективная пропаганда, прежде всего, должна быть простой и постоянно повторяющейся.

Констатация факта. Желаемое положение вещей преподносится СМИ как свершившийся факт. Такого рода пропаганда обычно подается под видом новостей или результатов социологических исследований. Этим снижается критичность восприятия. Для придания авторитетности подобным сообщениям широко используются «лидеры мнения»: популярные журналисты, известные политологи, социологи. Например: «влияние главы администрации стремительно падает…», «фракцию в парламенте покидает все больше и больше депутатов…».

Создание угрозы. Относится к числу приемов, воздействующих на эмоции массовой аудитории. Его главная задача заключается в убеждении в существовании реальной угрозы и создании мнимой. Специалисты объясняют это явление тем, что деморализованные и запуганные люди делают или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Чаще всего технология следующая.

Иллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления (например, войны) многократно усиливается средствами массовой информации, вызывая тем самым массовый страх с целью создания благоприятной обстановки для манипуляции массовым сознанием, прежде всего в политических целях. Причиной использования данного приема пропаганды может стать необходимость отвлечь внимание общественности от актуальных политических проблем, от махинаций определенных политических деятелей (лидеров) или от их действий (бездействий), вызывающих негативные настроения в обществе. Иначе говоря, переориентировать агрессию – значит обезвредить ее.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"К сожалению, понятия хороший человек и хороший политик далеко не одно и то же."

© Антон Савин

Регистрация

(Максимальный размер файла 0,5Mb)

Восстановление паролю

Пожалуйста, введите ваш логин или адрес электронной почты.

ЕС готовит удар по Путину из-за Украины: “Это еще не конец”

Еще одна страна ввела безвизовый режим для украинцев

Столтенберг встретился с Порошенко исключительно из вежливости, – политолог

Канада решила помочь Украине с выборами: «Многие разочарованы, обеспечим прозрачность»

Социологи убедили всех, что именно опросы – лучший способ исследовать политику и делать предсказания выборов. Почему это не так

В Украине могут снова ввести военное положение: названа причина

Amazon вложила в производителя е-пикапов $700 миллионов

На новые ракеты и БТРы: в бюджет конфисковали почти 1,5 млрд грн

Гражданство за деньги: сколько теперь стоит паспорт гражданина Кипра

Кошевой из «Квартал 95» резко ответил хейтерам Зеленского: «Просто скажите правду»

Суд Мосийчук против Супрун: судья взял самоотвод по двум причинам

К сожалению, дело Гандзюк – лишь разменная монета в современной политической борьбе

Астрономам удалось найти “недостающую” часть Вселенной

За время правления нынешней власти каждый украинец потерял в среднем $11 тыс, а каждый пенсионер – $6 тыс

Зеленский принял присягу президента: появились кадры с инаугурации

Убийство Гандзюк: за Мангера внесли залог

Начало Третьей мировой: какая опасность грозит Украине

На Житомирщине будут снимать украинско-словацкий сериал «Славяне»

Тимошенко ответила Луценко по кейсу о “незаконном обогащении”

Что напоминает московское обсуждение нашего томоса