USD28.2033

8 способов политической манипуляции

8 способов политической манипуляции

Из множества методов (приемов) пропаганды можно выделить восемь, которые наиболее активно используются во время избирательной кампании 2019. Это, прежде всего, эффект ореола, принцип предпочтения первичной информации, принцип контраста, перенос неодобрения, использование медиаторов, повторение, констатация факта, создание угрозы.

Эффект ореола основан на склонности человека мыслить ложными аналогиями. Состоит из двух распространенных стереотипов. Во-первых, «рядом – значит вместе». В этом случае, нахождение рядом со знаменитой или высокопоставленной личностью несколько повышает статус в глазах окружающих.

Во-вторых, человека, добившегося значительных успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других сферах деятельности. Однако многочисленные факты доказывают, что это всего лишь распространенное заблуждение. Тем не менее, этот стереотип активно  эксплуатируется кандидатами на высшую должность в нашем государстве.

Принцип предпочтения первичной информации (эффект первичности). В современной пропаганде существует один из ключевых принципов: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Исследования показали, что того кандидата, который во время избирательной кампании первым убедительно преподнесет себя в качестве победителя, и признает массовое сознание.

При получении какого-то важного сообщения в сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Тот, кто первым передал важное сообщение, получает психологическое преимущество, т.к. его содержание достигает адресата раньше, тем самым способствует формированию первичной психологической установки к факту или событию. После чего формируются предпочтения к данному (первичному) источнику информации.

Читайте также:

Интернета не достаточно: как повысить финансовую грамотность

Принцип контраста. Прием учитывает роль социального фона, на котором воспринимается человек или группа. Например, на фоне злых и несправедливых людей добрый человек всегда воспринимается с особой симпатией. Близкий по сути принцип переноса неодобрения используется в основном во время избирательных кампаний и является приемом наступательной контрпропаганды, также способствующим формированию общественного мнения.

Такой прием формирует у населения негативное отношение к определенному кандидату с помощью демонстрации в СМИ тех групп лиц, которые поддерживают его, но вызывают у электората такие чувства, как отвращение, страх, неприязнь. Таким образом, неодобрение переносится и на соответствующего политического деятеля.

Читайте также:

Герасимьюк предостерегает от превращения Нацсовета в репрессивный орган

Использование медиаторов. Данная техника основывается на двух принципах. Во-первых, специальные исследования установили, что пропагандистские кампании в СМИ оказывают менее эффективное влияние на формирование человеческого мнения, нежели циркулирующие в обществе слухи, сплетни и мифы.

Второй принцип вытекает из первого: эффективное информационное воздействие на человека осуществляется не непосредственно средствами массовой коммуникации, а через значимых для него, знакомых ему авторитетных людей («лидеров мнения») – трансляторов мнений и слухов. Неофициальные личностные коммуникации для людей более значимы, чем официальные сообщения СМИ.

Так называемые «лидеры мнения» («медиаторы») – это высокоавторитетные члены группы, мнения и советы которых по определенным вопросам имеют ценность для других. Эти «лидеры мнения» и играют решающую роль в формировании отношения основной массы к проблеме, отображенной в пропагандистском сообщениию. СМИ как таковые неэффективны на уровне отдельного человека, они не изменяют его установок, но, проникая в первичные группы соседей, семьи, друзей, в результате личных и групповых обсуждений они воздействуют на человека и меняют его мнение.

Читайте также:

Макрон хочет “новой динамики” в отношениях с Россией

В качестве медиаторов для каждой категории населения выступает свой авторитет. Это могут быть неформальные лидеры, представители религиозных конфессий, политические деятели, деятели культуры, науки, искусства и т.д.

Повторение. Один из самых эффективных способов пропаганды – неустанное повторение одних и тех же утверждений. Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения. При этом воздействие происходит не на идеи и теории противника, а на обыденное сознание, повседневные мысли, желания и поступки человека. Таким образом, эффективная пропаганда, прежде всего, должна быть простой и постоянно повторяющейся.

Констатация факта. Желаемое положение вещей преподносится СМИ как свершившийся факт. Такого рода пропаганда обычно подается под видом новостей или результатов социологических исследований. Этим снижается критичность восприятия. Для придания авторитетности подобным сообщениям широко используются «лидеры мнения»: популярные журналисты, известные политологи, социологи. Например: «влияние главы администрации стремительно падает…», «фракцию в парламенте покидает все больше и больше депутатов…».

Создание угрозы. Относится к числу приемов, воздействующих на эмоции массовой аудитории. Его главная задача заключается в убеждении в существовании реальной угрозы и создании мнимой. Специалисты объясняют это явление тем, что деморализованные и запуганные люди делают или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Чаще всего технология следующая.

Иллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления (например, войны) многократно усиливается средствами массовой информации, вызывая тем самым массовый страх с целью создания благоприятной обстановки для манипуляции массовым сознанием, прежде всего в политических целях. Причиной использования данного приема пропаганды может стать необходимость отвлечь внимание общественности от актуальных политических проблем, от махинаций определенных политических деятелей (лидеров) или от их действий (бездействий), вызывающих негативные настроения в обществе. Иначе говоря, переориентировать агрессию – значит обезвредить ее.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"Вы знаете когда врет политик – когда у него шевелятся губы."

Регистрация

(Максимальный размер файла 0,5Mb)

Восстановление паролю

Пожалуйста, введите ваш логин или адрес электронной почты.

Сериал “Чернобыль” получил три премии “Эмми”

Проблема в том, что все кто прошли, через ужасы войны, ранения, нуждаются в психологической поддержке, а у нас нет реабилитационных центров

Чи буде Трамп тиснути на Зеленського щодо сина Джо Байдена?

“Хочется – перехочется”: Большинство из нас выросло в эпоху тотальной суровости

Переваги поразок: Що треба і чого не варто робити в бізнесі?

Синоптик: Понеділок в Україні буде сухим та багато де сонячним

Бородянский не видит причин анонсировать изменения в “языковой закон”

10 порад Зеленському до зустрічі з президентом США

Війна проти вугілля: не варто громадянам битись зі службовцями в ситуації, коли ми разом є жертвами змови злодіїв-олігархів

Во Львове состоялась правозащитная акция “Письма из-за решетки” с участием Сенцова

Спілкуйся українською: спортсмени знялися в мотиваційному ролику на підтримку рідної мови

Прослушка Трубы. В ГБР сказали, чем это опасно и что будет дальше

Я проти депутатської недоторканності, але я за депутатську незалежність

Мы то – что мы едим: Украина сейчас ест реформаторский “фаст фуд”, который ей скармливают другие страны и это точно не приносит пользы

Британская выпускница создала биопластик из рыбных отходов

Штаб ООС: Бойовики 13 разів порушили режим припинення вогню, без втрат

Австралия будет исследовать Луну и Марс вместе с NASA

Спорт и будущее Украины: Успеем ли мы подготовить своих спортсменов к Олимпиаде?

22 сентября. Памятные даты

Нужно ли бояться впускать мужчину в свою жизнь, если у вас есть ребенок