Сейчас мы наблюдаем яркую пиар акцию под названием «Блокада Лугандона». Мы не будем погружаться в детали именно этого мероприятия, ибо это уже не первое и не второе действо, всегда руководимое одними и теми же людьми и заканчивались они всегда одинаково. Так что тут – все ясно.
Однако куда более интересным является вопрос об угле, который оттуда завозится в Украину. Сама схема очень проста. Шахты контролируют боевики, уголь покупает Украина, а значит – Украина финансирует боевиков. Удивительно, но лица, сидящие в соответствующих министерствах и подписывающие договора, и платежные документы, по которым бюджет Украины идет на поддержку боевиков, спокойно себя чувствуют. Причем, здание Минтпэнерго находится менее чем в 1 км от центрального офиса СБУ и задержать все это кодло можно было бы просто зайдя в гадюшник пешком. Тем более, что вот уже вторые сутки, под Авдеевкой Мариуполем и Светлодарском, можно легко наблюдать, куда идут эти деньги. Только за сутки, пятеро наших бойцов погибли потому, что кто-то в Киеве невыносимо хочет покупать именно этот уголь и посылать деньги именно тем, кто убивает наших граждан. Чем вызвана такая очень странная ситуация, можно только догадываться.
Но в этой отрасли – топлива и энергетики, странно все. Уже больше года, вступил в силу закон о децентрализации и демонополизации газового рынка Украины. Когда готовился, обсуждался и принимался этот закон, было много длинных и обстоятельных речей о том, что «Нафтогаз Украины», монопольный газовый оператор, дискредитировал себя коррупционными схемами, огромными убытками и умышленным убийством внутреннего газового рынка.
По идее, от этой конторы должна была остаться только небольшая часть, которая обеспечивала бы работоспособность газо-транспортной системы и не лезла бы в вопросы закупки и продажи газа. Для этих функций были выделены специальные категории игроков газового рынка, которые, на конкурентной основе, должны были закупать, хранить, транспортировать и сбывать газ конечным потребителям.
Идея была такова, что конечный потребитель, должен был получить выбор из предложений по цене, условиям оплаты и прочему, от множества операторов газового рынка. Как известно, конкуренция регулирует рынок и на нем должны процветать наиболее эффективные игроки. Это значит, что в итоге, наиболее выгодные условия и низкие цены будут у тех, кто максимально сократит собственные издержки и не будет злоупотреблять нормой прибыли. И еще одна мысль проскальзывала в этом прожекте. Вместо одного неповоротливого монстра, закостеневшего и не способного настроиться на новый ритм, будут десятки компаний, которые будут генерировать как положительные, так и отрицательные примеры работы на газовом рынке, тем самым, создавая ориентиры для желающих работать в этой сфере. Ну и кроме того. Предполагалось, что эти компании будут иметь украинскую прописку и платить налоги в бюджет Украины. Конечной целью мероприятия было снижение цен для конечного потребителя.
Как оказалось, этот закон имел в виду совершенно другие вещи. Нафтогаз как был монополистом, так им и остался. Он все тот же неповоротливый и уродливый монстр, которым был все эти годы. Изменения коснулись лишь прослойки игроков рынка, которые оперируют между Нафтогазом и конечным потребителем. То есть, произошла зачистка сегмента рынка, который заполнили новые компании с новыми собственниками. Проще говоря, от кормушки оттеснили предшественников и ввели новичков прямо или косвенно связанных с лицами, управляющими Нафтогазом. Прежнее руководство монополиста было разогнано после революции, а вновь усевшиеся деятели – зачистили рынок под себя. То есть, надежды на то, что игроки рынка сами станут закупать и продавать газ – не оправдались. Нафтогаз монопольно его закупает, накручивает цену и отдает дальше. Там опять накручивают цену и поделив рынок, вынуждают покупать газ по ценам, которые они диктуют.
Как такового рынка газа нет вообще. Нет ключевого компонента рынка – конкуренции. В итоге, после такой замечательной реорганизации, цены на газ устремились в небо, а торговцами оказались очень подозрительные дельцы, смысл плодить которых, пропал полностью. Уже ходят слухи о том, что среди этих деятелей, практически нет предприятий с украинскими корнями.
Короче говоря, вся эта инсценировка либерализации газового рынка, на самом деле, имела две цели. Первая – поазать Европе, что там что-то делается. В Европе почитали бумажку, поцокали языками, одобрили и забыли, а наши чинуши поставили галочку и продолжили делать то, что делали раньше – сказочно богатеть. Вторая и более важная цель – вывод на рынок своих, карманных торговцев газа и оттеснение тех, кто до этого сидел на трубе. Это можно было сделать долгим путем, через суды и правоохранительные органы, а можно и коротким. Закон сделал то, что обычно делают работодатели. Просто уволить сотрудника не очень легко, а вот по сокращению, в связи с ликвидацией или реорганизацией – пожалуйста. Так и тут, год назад начали действовать новые лицензии, а старые – утратили силу. Всё! Передел рынка закончен и можно снова жрать в три горла.
Вот так работает наша энергетика. А «блокировщики» сидят на одной ветке и не догадываются, что уголь спокойно можно везти десятками других направлений. Уголь престанет вывозиться из Лугандона, а газовые махинаторы перестанут наживаться на своем монополизме тогда, кода из здания на Владимирской, выйдут две группы следователей и пройдя километр пути к двум зданиям, серьезно зайдут в гости к соответствующим дельцам. Вагоны сами остановятся, а цена на газ – удивит конечного потребителя.
anti-colorados