USD28.2033

“А они меня обзывают”: как реагировать на вербальную агрессию у детей

"А они меня обзывают": как реагировать на вербальную агрессию у детей

 О дразнилках, обзывалках, сплетнях, рычании – разных проявлениях вербальной агрессии у детей – о том, как можно укрепить нашего ребёнка. (И,возможно, себя) Агрессия – бывает вербальной и тактильной. «А они меня обзывают», «она сплетничает», «ну мы же просто пошутили», «мы объявили ему бойкот», «мне рассказали о том, как вы не справились с задачей», «ты дрянь!», «а ты знаешь, что он/она…», «я о тебе все расскажу», «аа! Ррррр! Грррр!» – это все – вербальная агрессия.

Вербальная агрессия бывает: активной прямой (когда слова- оскорбление, обесценивание, унижение, «вербальный импульс» – направляется непосредственно человека).

Активной – непрямой (сплетни, клевета, распространение непроверенной и неправдивой информации, ябедничество, обвинения.

Пассивной прямой (игнорирование, бойкот, открытый проявленный уход от контакта).

Пассивной непрямой (молчаливая поддержка, например, сплетен или клеветы, некорректных негативных отзывов, злых шуток).

– Я учу детей тому, что у каждого из нас есть Сила – которую мы можем вложить в действия, в победу, в развитие, которой можем себя защитить, если это нужно. Но эту же Силу мы можем направить против себя, против других, против дружбы, против отношений.

– Я рассказываю о разнице агрессии вербальной и тактильной. Тактильная – когда нам хочется кого-то стукнуть, вербальная – когда мы кого-то обзываем или кричим.

– И мы исследуем правило – «как дать отпор». В каком «канале» идёт воздействие, в таком нам важно дать отпор. Если нас обзывают (это вербальный канал) – если мы в ответ ударим, это будет восприниматься как неадекватная по силе реакция. Тактильная агрессия воспринимается, как более «сильная форма» агрессии. (Нам важно подобрать вербальные конструкции – реакции, которые могли бы дать нам ощущение большей силы).

Если на нас направляется тактильная агрессия (нас бьют, задирают, замахиваются ) – нам бесполезно говорить – нам важно дать отпор телом. (Остановить руку агрессора, перенаправить удар, уклониться)

– У «тем» детских «вербальных проявлений» – есть возрастная норма. Это закономерно, когда дети в кризисе трёх лет обесценивают самое дорогое для них (маму, любимые занятия, любимые игрушки), для детей около 3-5 лет естественна тема – «попа, пукание, какашки», детей 5-7 лет – тема гениталий, у подростков – появление в речи матов. (Закономерно – но не значит, поощряемо. И я не буду тут говорить, почему у взрослых происходит «застревание» в какой-то из тем :-))))

Читайте также:

В украинских аптеках появилась вакцина против гриппа

– Даже маленьким детям я рассказываю – Каждый раз, когда мы говорим другому какую-то гадость – это как вылить ведро грязи или чёрной краски, и после этого мы и сами грязны, и человек чувствует себя плохо, и грязи в мире становится больше. (Мы говорим о том, что экология – это не только про сортировку мусора, это и про «сортировку» внутреннего мусора)

Детям младшей школы я говорю о том, что, когда мы сплетничаем – нам кажется, что это безобидно, но это – агрессия. Это говорит о том, что мы хотели бы человека «сместить» с его места, «ударить», но не позволяем себе открытую атаку, и это говорит о том, что мы не уверены себе. И когда рядом с нами сплетничают, а мы слушаем – мы становимся «соучастниками».

– У каждого человека есть свой лимит сил, «стойкость к выдерживанию». Ребенок, возможно, может справиться с тем, когда его обижает один человек. Но если это делает несколько – это может оказаться непосильной нагрузкой. И очень важно вмешиваться взрослым. Как минимум, предлагать помощь.

Читайте также:

Зеленский поздравил строителей с профессиональным праздником

– Во всех коллективах есть те, кто чутко чувствует уязвимость других – и исследует реакции возможной жертвы. Ошибка думать, что буллеры не чувствительны – у буллеров – чудесный социальный интеллект. Им нельзя говорить – «не обижай – это его ранит». Это еще более чётче обозначат мишень.

Практикум:

– Если ребенок поделился с нами тем, что его дразнят, нам важно дать ему поддержку. Важно как минимум, произнести – «это так обидно, когда дразнят. Возможно, я бы расплакалась или разозлилась очень, если бы это со мной происходило…..»

– Опасно говорить – не обращай внимания. Если ребенок, действительно, чувствует свою силу – это допустимо. Но если слова или действия его ранят – важно, чтобы он не приглушал свою чувствительность. Важно дать поддержку и продумать стратегию реакций.

– Дерево. любое давление, любая агрессия – это проверка нашей устойчивости. Нашей опоры. Я начинаю работу с детьми с того, что «превращаю» их в деревья. Спрашиваю, каким деревом ты сейчас стал? С крепкими корнями. (Прикасаюсь к их ножкам, к стопам, предлагаю представить, насколько крепки их «корни») Крепчайшим, но гибким стволом. И кроной, которая тянется к солнцу, к развитию. Затем, я сама «превращаюсь» в ветер, который раскачивает дерево. Я буквально дую и раскачиваю, чуть толкаю ребёнка. (А задача дерева сохранять устойчивость). И говорю – «ты очень сильное дерево. Любой ветер может тебя пошатнуть, но никогда не сломает. Ты всегда выдержишь любое напряжение». И после того, как ребенок почувствует силу «корней и ствола», рассказываю о том, что ветер – это препятствия, неудачи, дразнилки, любые сложности. «Твоё дерево всегда выдержит любой ветер».

Читайте также:

Доба на фронті: окупанти провокували сили ООС пострілами із гранатомета поблизу Водяного

– Для профилактики, для повышения «иммунитета» против дразнилок я когда-то придумала практику: цветной ниткой очерчивается на полу круг. Диаметра, который выберет сам ребенок. Ребенок стоит в кругу. В него (родители) бросают подушки и с каждым броском говорят слова. и он решает, какую подушку оставить в кругу («в личной территории»), какую отбросить (не принять «в себя»), даже если подушка случайно влетела в круг, ее можно оттуда выбросить, подушки бросают со словами – качествами. Как позитивными, так и негативными. (Например, весёлый, вредный, добрый, «какашка»). мы создаём метафору – что я сам хочу оставить «внутри себя» и то, что у меня есть выбор – оттолкнуть чужие «слова» или пустить их в свою «сердцевину». (Это как съедобное – не съедобное – чудесная игра, развивающая здоровую критичность. В этой игре мы выбираем, что для нас «несъедобно» из чужих определений)

– для малышей приемлемый ответ – кто обзывается, тот так и называется.

– универсальный ответ – на любые обзывания – «НУ И..?.». Эта фраза – как практика перенаправления энергии в айкидо. Как правило, у обидчиков нет вариантов ответа. А если они продолжают атаку, можно зацикленно отвечать – «ну и…»

– «Бумажки». – мы с детьми брали стикеры (листки для замёток с клеящейся стороной) и представляли, что каждое слово, которое нам говорится – это бумажка, которую на нас кто-то наклеивает. Дети сами писали разные слова, которыми их называли (слова – качества, хорошие и не очень). Наклеивали вначале себе на одежду, а потом сами их и снимали (есть более экологичный вариант – нарисовать человечка на листе А4 и на него наклеивать бумажки с надписями) И 1. Я задавала вопрос – где человек, говорящий нам любые слова, берет эти бумажки? Дети сами отвечали – только из того, что человек думает о себе сам, из набора «его бумажек». 2. У тебя всегда есть выбор – оставить это на себе или снять. Потом я предлагала каждый раз, каждый день мысленно «очищать» себя от налипших за день чужих бумажек.

– «Океан». для старших детей – мы представляем, что мы становимся огромным океаном. И мы в состоянии растворишь в себе все, что бы в нас ни «бросили».

– мы говорим с детьми о том, в чем наша уникальность, в чем наша «суперсила». Уязвимы те, кто свою уникальность воспринимает, как недостаток. Нам важно помочь ребёнку почувствовать в том, что его отличает от других – силу.

Читайте также: Воспитание лицемерия начинается в школе, а потом легко подхватывается дома

– псевдо-агрессивное действие. Сделать «плевалку» из широкой коктейльной трубочки. Сделать маленькие шарики из бумаги. ввести правило – выдувать свернутые бумажки только в ведро или в мишень.

– сделать разрешённым время, когда можно кричать или громко петь

– нам важно научить ребёнка – занимать СВОЁ место. Точнее, оставить за ним право на ЕГО место. Позволить ему выбрать удобную позу, самим быть внимательным к тому, чтобы проявлять уважение к его вещам, территории, чувствам. И ему, конечно, важно чувствовать, что мы все – рядом с ним и за ним – «банда» :-) это наш вклад в его устойчивость

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "Власть чаще переходит из рук в руки, чем из головы в голову."

    © Станислав Ежи Лец

    Регистрация

    (Максимальный размер файла 0,5Mb)

    Восстановление паролю

    Пожалуйста, введите ваш логин или адрес электронной почты.

    Вышел тизер фильма «Клондайк»

    Зеленський став заручником власної необачної обіцянки. Час спливає, російський тиск посилюватиметься

    Марсоход NASA попытается создать кислород на Марсе

    Пересечение линии разграничения на Донбассе будет ограничено до следующего лета – ООН

    Поблизу Вінницького педагогічного університету оновили перехрестя

    Украинские писатели осудили режим Лукашенко

    Станом на 27 листопада у Вінницькій області підтверджено 16709 випадків COVID-19

    Урок Мейса: бути голосом тих, у кого відібрано мову, пам’ять, розуміння, а часом і життя

    Три виміри допомоги Україні: чого чекають у Києві від Америки Байдена

    Робот LightStrike уничтожает ковид за две минуты

    В МОЗ утвердили план по вакцинации от COVID-19: в 2021 г прививку получат 21 млн украинцев

    Московский суд дал бывшему главе Нафтогаза 4 года условно

    “Здоровий глузд оголошено в розшук”: Супрун жорстко відповіла на закиди Степанова

    Коломойський і Палиця мають українців за ідіотів – Шабунін

    В Британии представили гиперкар на 1 048 «лошадей»

    Зеленский назначил главой Одесской ОГА люстрированного экс-регионала

    Минздрав обновил перечень стран «красной» и «зеленой» зоны

    Чудес не бывает. Почему черная пятница в Украине – это африканский карго-культ

    План “А” не спрацював: РНБО готує нове рішення по ситуації на Донбасі – Данилов

    Google Pay потеряет важную функцию