USD28.2033

Анна Стэн. Кинокоролева Anna

Анна Стэн. Кинокоролева Anna Проект “Калиновый к@тяг” продолжаем рассказом о культовой голливудской киноактрисе 1920-30 годов украинского происхождения

В Украине, где родилась будущая американская кинозвезда, где бурно пролетела ее юность, имя Анны Стэн предано забвению. Зато Anna Sten с огромным пиететом привечается буквально во всех толковых зарубежных киносправочниках. Дальше – больше. Тогда как американские издания в один голос называют актрису “первой украинской звездой в Голливуде”, все киноэнциклопедии северного соседа нагло называют исполнительницу… “русской блондинкой”. 

Анна Стэн. Кинокоролева Anna1

Что мы о ее феномене знаем? Наиболее достоверная информация о жизни и творчестве кинокоролевы Анны содержится в воспоминаниях выпускника Киевского коммерческого института, известного в Бразилии и в Соединенных Штатах украинского оператора и режиссера Юрия Тамарского (настоящая фамилия: Ковбасюк; 1903-1987), а также в разрозненных зарубежных интервью самой звезды. Настало время суммировать рассыпанные факты, тем более, что именно в эти дни есть повод: 12 ноября 1993 г. Анна Стэн скончалась.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna2

В одном из последних интервью она призналась о своем разрыве с Голливудом:

 

– Я ни о чем не сожалею. Я ничем не пожертвовала, когда ушла. Когда делаешь выбор, вообще, не жертвуешь. Жертвуешь только тогда, когда тебя принуждают, если перестаешь быть собой… Свой выбор я сделала сознательно. 

16 ноября 1993 г. газета “Los Angeles Times” в разделе “Некрологи” поместила статью “Анна Стен: Актриса, импортированная Сэмом Голдвином” (“Anna Sten: Actress Imported by Goldwyn”), где в частности драму изложила так:

– Экзотическая и красивая российская актриса Анна Стэн, в свое время привезенная в Голливуд Сэмюэлем Голдвином в качестве второй Греты Гарбо, но в итоге превратившаяся в главную “ошибку Голдвина”, – скончалась. Ей было 84 года. Мисс Стен, жившая в Беверли-Хиллз в течение многих лет после того, как ее актерская карьера преждевременно закончилась, умерла в пятницу, в собственном доме в Манхэттене, Нью-Йорк от остановки сердца. Знаменитый американский продюсер привез ее в Голливуд в начале 1930-х гг., провел широкую рекламную кампанию, желая создать еще один образ знойной европейской красавицы, затмив тем самым ауру Греты Гарбо и Марлен Дитрих.

*   *   *

Очищая факты от вымыслов и версии от мистификаций, приступим. Американская актриса украинского происхождения Анна Стэн (Anna Sten; настоящее имя – Анна Петровна Фесак) родилась 3 декабря 1908 г. в Киеве. Ее отец, Петр Фесак, был родом из запорожских казаков, служил танцором и балетмейстером (по другой версии – театральным художником-постановщиком; по третьей – трудился приказчиком в киевском обувном магазине) и погиб на фронтах Первой мировой войны в 1917 г. Мать, по происхождению – полушведка-полурусская, Александра Фесак (сценическое имя – Фесакова) была прима-балериной Киевского театра оперы и балета.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna3

В детстве Анна Фесакова занималась танцами, брала уроки игры на пианино, но потом случилась Украинская Революция 1917-1920 гг. И было уже не до манер, а тем более – не до пуант. Говорят, начиная с 12 лет, девочка колесила в составе труппы бродячего цирка по дорогам бывшей Российской империи. После Октябрьского переворота и смерти отца семья овдовевшей балерины голодала: мать перестала выходить на сцену, а работала кассиршей, продавая билеты. Денег им с дочерью катастрофически не хватало. Совсем молоденькой Ане пришлось зарабатывать продавщицей в лавке. Только породу и талант не спрятать под чепцом торговки.

Есть сведения, что в 1922-1923 учебном году талантливая девочка-подросток уже училась в Киевском государственном театральном техникуме (КГТТ) (по другим источникам – в Высшем музыкально-драматическом институте имени Н.В.Лысенко), где, используя помещения вуза, под началом Леся Курбаса собралась группа актёров, на базе которой возникло Творческое объединение “Березiль”. Нет, к реформатору украинского театра Аня не попала, но в любительском театре при политуправлении Киевского военного округа впервые вышла на театральные подмостки в любительском спектакле, где, в частности, исполняла главную роль в пьесе “Вознесение Ханнеле” (1894) патриарха новой германской литературы Герхарта Гауптмана.

По одному из источников, ее педагогом актерского мастерства стал французский актер бурятского происхождения Валерий Иванович Инкижинов (1895-1973), в то время – ассистент-постановщик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Чтобы зарабатывать на жизнь, по вечерам студентка подрабатывала то официанткой в киевском ресторане, то корректором в редакции газеты “Пролетарская правда”, что в 1943 г. стала… “Киевской правдой”.

*   *   *

Анна Стэн. Кинокоролева Anna4

Достоверных данных о начальном периоде артистической карьеры будущей кинозвезды практически не сохранилось. Несколько скупых фактов я нашел в газете “Ukrainian Weekly” (“Украинский еженедельник”; №52 от 24 декабре 1937 г.), издаваемой украинской диаспорой в Джерси-Сити, Нью-Джерси. В конце жизни, отвечая на вопрос своего почитателя Джона (Ивана) Орлыка из городка Фелан, Калифорния: разговаривает ли кинодива на украинском, – Анна Стэн сообщила, что до двенадцати лет, пока семья не переехала в Москву, она была украиноязычной.

Более, того, оказавшись в Белокаменной, девочка совершенно… не понимала русский язык. Когда Анна поступила в женскую гимназию, имел место неприятный курьёз. Прогуливаясь между рядов, учительница велела воспитаннице:

– Убери со стола. 

Как рассказывала позже сама киноикона, Анна оцепенела и стала судорожно прикидывать в голове, что от нее требуют? Неужели вымыть пол?! И тогда, защищая человеческое достоинство, девушка громко заявила по-украински:

– Я не смітила! 

Кстати, газета “Ukrainian Weekly” также утверждала, что “ее отец преподавал украинские народные танцы, пока не был убит большевиками в 1921 г.” Всё это – факты о так называемой “русской актрисе”.

*   *   *

Анна Стэн. Кинокоролева Anna5

Проучившись полтора года на киноотделении КГТТ, в 1926 г. Анна Стэн узнала о наборе в Первый рабочий театр Пролеткульта в Москве и уехала в столицу СССР.

Якобы, там в одном из спектаклей на 16-летнюю актрису-подростка обратил внимание К.С.Станиславский (1863-1938). По высочайшей протекции юное дарование определили в Государственный практический институт кинематографии (ныне – ВГИК), а вскоре студентка даже получила место в общежитии акционерного общества “Межрабпом-Русь”. Вскоре Анна вышла на театральные подмостки и играла в спектаклях – “Синяя птица” Мориса Метерлинка и “Пер Гюнт” Генрика Ибсена, поставленных в экспериментальной Студии МХАТа Константином Станиславским.

Только вдруг в высокое искусство вмешалось дело молодое, и в 1925 г. в Киеве девушка вдруг вышла замуж за артиста эстрады Бориса Бернштейна, работавшего в одном из киевских театров-варьете. Именно от сокращенной европеизированной фамилии первого супруга Анна вытащила собственный броский псевдоним – Стэн.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna6

К кинематографу, согласно одной из легенд, актрису приобщил Сергей Эйзенштейн, хотя первым наставником стал все же постановщик Борис Барнет (1902-1965). В 1926 г. Анна Стэн дебютировала в немом фильме, сыграв эпизодическую роль стенографистки в комедии “Мисс Менд” режиссеров Федора Оцепа и Бориса Барнета, снятой на студии акционерного общества “Межрабпом-Русь” по агитационно-приключенческим повестям “Месс-менд, или Янки в Петрограде” и “Лори Лэн, металлист” Мариэтты Шагинян. Для Страны Советов картина, сделанная по мотивам… пролетарских комиксов, имела кассовый триумф. Впоследствии сценарист и постановщик Борис Барнет вырос до известного советского кинорежиссера, а в 1933 г. даже снял мощную антивоенную картину “Окраина”, удостоенную в 1934 г. на Втором Венецианском кинофестивале в Италии Кубка Муссолини.

Ольга Сурина в фильме «Мой сын», 1928 г. Ольга Сурина в фильме «Мой сын», 

Но не на Бориса, а на его коллегу обратила внимание Анна и в 1927 г. во второй раз вышла замуж: теперь – за Федора Оцепа. В последующие годы режиссер снял супругу еще в четырех лентах: в трех немых – “Земля в плену” (1926), “Москва в октябре” и “Девушка с коробкой” (обе: 1927), а также в “Живом трупе” (1929). Популярность молоденькой актрисы взлетела, когда она появилась в роли модистки-шляпницы Наташи Коростелевой в комедии “Девушка с коробкой”, удачно пропагандирующей государственные выигрышные займы. В 1928 г. обозначились ведущие роли в социальных драмах “Золотой клюв” и “Мой сын” Евгения Червякова, в “Провокаторе” Виктора Турина, снятого по мотивам романа “Нас было трое” Олеся Досвитного, а также в историческом фильме “Белый орел” Якова Протазанова.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna8

*   *   *

Когда партнерами Анны Стэн по съемочной площадке стали театральные актеры Василий Качалов, Николай Черкасов, Борис Чирков, Михаил Жаров, а также режиссер Всеволод Мейерхольд, некоторые кинокритики, имея в виду популярность Анны Стэн, провозгласили: советское кино наконец обрело свою Веру Холодную… И вправду, взлет казался стремительным. К 1928 г. 20-летняя украинская актриса превратилась в одну из самых узнаваемых и любимых актрис СССР, а в эпоху НЭПа фильмы с ее участием пользовались бешеным успехом.

Тем временем за истекшую после Октябрьского переворота декаду “скромное очарование” диктатуры пролетариата из сердец революционно настроенных деятелей искусства заметно улетучилось. Уже по инерции до 1929 г. кинодива снималась в СССР, но едва подвернулся случай, эмигрировала в Западную Европу. Задел был сделан: некоторые из ранних фильмов Анны Стэн демонстрировались за рубежом и вызвали у иностранного зрителя определенный резонанс; особенно поразил немецких кинопрокатчиков исторический фильм “Белый орел”, рассказавший о разгроме рабочей забастовки в 1905 г.

Гувернантка в фильме «Белый орёл», 1928 г. “Белый орел”

В 1930 г. по линии советско-германской кинокомпании Межрабпомфильм, созданной в Москве в 1928 г. на обломках расформированного АО “Межрабпом-Русь”, украинская актриса отправилась в Германию, где вместе с Германом Валлентином снялась в своей первой звуковой картине “Заработная плата бухгалтера Кремке” (“Lohnbuchhalter Kremke”), поставленной на кинофирме “Prometeus” одной из немногих немецких женщин-режиссеров Мари Хардер.

На родину Анна Стэн решила не возвращаться и продолжила карьеру в Европе, когда им с мужем, Федором Оцепом предложили контракты. К этому были все предпосылки: пара владела немецким, так что языковый барьер препятствием не стал. Это правда, актриса говорила с акцентом, но в германском кино 1930-х гг. снималось немало иностранок.

Анна Стэн с первым мужем, советским режиссером Федором Оцепом 1

Анна Стэн со вторым мужем, советским

режиссером Федором Оцепом

Итак, супруги решили сделать ручкой Москве, тем паче, что начинались суровые времена, и железный занавес со скрипом закатывался. Последняя информация об Анне Стэн в СССР была опубликована в журнале “Пролетарское кино” в 1932 г. Дальше – будто бабка пошептала… Что значила встреча внутренней свободы со свободой творческой, свидетельствовали фотографии. В течение года даже физический облик советской актрисы преобразился: из красивой, но озлобленной брюнетки – кинокоролева Анна преобразилась в доброжелательную белокурую прелестницу.

Читайте также:

Украинский фильм-победитель “Сандэнса” выйдет в прокат в ноябре

*   *   *

Объединив творческие усилия, Федор Оцеп и Анна Стэн начали с шедевра. Германия не была Совком: здесь рассиживаться в кресле с сухим мартини не доводилось… Приходилось сниматься в напряженном ритме. Каждый Божий день актриса поднималась в пять утра, ехала на студию, а возвращалась домой поздно вечером и – смертельно усталой, иногда работая даже по воскресеньям.

Грушенька в фильме «Убийца Дмитрий Карамазов». Германия, 1931 г.

Грушенька в фильме

«Убийца Дмитрий Карамазов».

Игра стоила свеч. В 1931 г. супруг подал красавицу-жену дуплетом – в успешном франко-германском проекте. На заре звукового кино было принято делать ленту в двух вариантах – с немецкими актерами на немецком и с французскими – на французском языке. Поскольку это были экранизации романа “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, получились… две самостоятельные по климату картины с разными актерскими составами. Во Франции фильм вышел в прокат как одноименная с романом лента “Les Frères Karamazoff”, а вот в Германии немецкоязычная версия появилась под названием “Убийца Дмитрий Карамазов” (“Der Mörder Dimitri Karamasoff”). В обоих постановках снималась только одна актриса – Анна Стэн, которая сыграла Грушеньку.

Немецкая премьера состоялась в модном берлинском кинотеатре “Capitol” 8 февраля 1931 г., затем прошли показы в Вене; в французской версии картина пошла сначала в Лозанне, а только затем в Париже. Фильм имел грандиозный успех. Правда, звучали и критические отзывы. Естественно, что центральный орган русской эмиграции во Франции, газета “Последние новости” пригвоздила творческую группу следующем сообщением:

Мария в фильме «Земля в плену», 1927 г. Мария в фильме «Земля в плену»

– Берлинская фирма “Терра” выпустила фильм советского кинорежиссера “Душегубец Дмитрий Карамазов” Федора Оцепа по Ф.М.Достоевскому в обработке германского драматурга Леонхарда Франка. Разработка характеров не удалась фильмовому постановщику. В звуковой части использованы балалайки, колокольчики тройки. Красочно поставлена сцена разгула в Мокром, куда приходит полиция арестовывать Дмитрия. В заглавной роли выступает известный германский актер Кортнер, загримировавшийся под… монгола.

Вместе с тем, слава о криминальном фильме “Убийца Дмитрий Карамазов” докатилась до Соединенных Штатов, и в сентябре 1931 г. в Нью-Йорке, в зале на 48-й Авеню состоялся премьерный показ ленты. Американская пресса фильм хвалила, а ведущий еженедельник “Variety” об Анне Стэн написал так:

– А.Стэн блестяще воплотила на экране Грушеньку. С ней в немецкое кино пришел новый образ. Она по происхождению русская, но в некоторые моменты выступает, как двойник Марлен Дитрих. Не следует понимать буквально; речь идет лишь о внешнем сходстве, о соответствии внешности, лица и фигуры стандартам континентальной красоты.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna13

*   *   *

Как оказалось, эти слова предугадали в недалеком будущем поворот в судьбе актрисы. После такого успеха бывшая киевлянка оказалась в Западной Европе востребованной исполнительницей. В 1931 г. европейский лоск на ее новейший имидж навели три картины: французская – “Сальто-мортале” (“Salto Mortale”) и германская – “Бомбы над Монте-Карло” (“Bomben auf Monte Carlo”). Точку в художественных метаморфозах поставила криминальная драма с элементами эротики “Бури страсти” (“Stürme der Leidenschaf”; 1932) режиссера Роберта Сиодмака, где Анна Стэн снялась на пару со знаменитым Эмилем Яннингсом. 

Далее всё случилось, как и предвидел Федор Михайлович:

– Любовью все покупается, все спасается… Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь. 

Так случилось, что продюсером фильма “Убийца Дмитрий Карамазов” выступил выходец из России Евгений (Юджин) Френке (1895-1984), архитектор – по образованию. Говорят, на съёмках между бывшим москвичом, русским немцем, 36-летним вдовцом, воспитывавшим дочь, и 23-летней Анной Стэн вспыхнул роман. На самом деле познакомились они при странных обстоятельствах.

Как вспоминал Евгений Френке, впервые он увидел Анну на улице, когда куда-то очертя голову несся и по неловкости едва не сбил девушку с ног. Точно он не помнит, что тогда смутило больше: ее красота или его неуклюжесть. Извинившись и улыбнувшись друг другу, они разбежались, а вечером в киножурнале он вдруг наткнулся на фото Анны. И продюсер сделал все возможное, чтобы познакомиться с прелестной незнакомкой.

Вскоре актриса бросила второго супруга и в 1932 г. вышла замуж в третий раз. Новому возлюбленному, к счастью, вовремя удалось из Страны Советов перевести часть семейного состояния в швейцарские и французские банки. Любил ли по-настоящему украинскую киноактрису Евгений Френке? Именно он вытащил из швейцарских и французских банков все свои сбережения и вложил в Германии и во Франции в производство двух киноверсий романа “Братья Карамазовы”, ведь его Аннушка давно мечтала сыграть… Грушеньку.

Дальнейшая карьера Анны Стэн резко вышла на американскую орбиту.

1 Сэмюел Голдвин

*   *   *

В 1932 г. на красотку украинско-шведских кровей обратил внимание могущественный продюсер, в будущем (1924) – один из содиректоров крупнейшей американской киностудии “Metro-Goldwyn Mayer” Сэмюел Голдвин (Samuel Goldwyn; 1879-1974). И – патриарх Голливуда пригласил европейскую актрису в Лос-Анджелес, Калифорния. Откуда такое внимание, спросите?

Читайте также:

Военная драма “Черкассы” вышла на Takflix.com

Ловец кинодуш прекрасно знал восточнославянских женщин. В 1920-х гг. ему удалось с нуля создать в Голливуде свою личную звезду – венгерку Вильму Банки (Vilma Bánky; 1901-1991). Как человек не только образованный, чувствующий классику, но и всячески державший нос по ветру, в начале 1930-х Сэм Голдвин загорелся идеей продюсировать экранизацию “Братьев Карамазовых”. Конечно же, он готовился к проекту и посмотрел все, что было снято раньше.

О его новом проекте знал Голливуд, и со всех сторон стекалась полезная информация. Вскоре о самобытной европейской актрисе, блиставшей в роли Грушеньки, продюсеру рассказал знаменитый режиссер Джордж Кьюкор (George Dewey Cukor; 1899-1983), пребывавший под впечатлением немецкоязычной версии картины “Убийца Дмитрий Карамазов”. Мнению профессионала Сэм Голдвин доверился – за роль в криминальной драме “Газовый свет” (“Gaslight”) Джорджа Кьюкора легендарная Ингрид Бергман в 1944 г. получит свой “Oscar”.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna15

Киномагнат заказал пленку и сам посмотрел “Убийцу Дмитрия Карамазова”. Игра Анны Стэн потрясла патриарха Голливуда до глубины души, и Сэм Голдвин писал:

– День, когда я заметил ее, был величайшим днем во всей моей карьере. Я подумал: “Это настоящая звезда! У нее есть всё: и внешность, и стиль, и сексапильность, и класс. У нее естественная красота, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное знание жизни. И она могла бы сыграть, как “бестия”!

*   *   *

У гения всегда нужные случайности сходятся в одной точке времени и пространства. Американский продюсер Сэм Голдвин на самом деле родился при императоре Александре II в семье бедных варшавских евреев, как Шмуль Гелбфиш (Schmuel Gelbfisz). В поисках лучшей жизни юноша отправился в Бирмингем, где англизировал имя как Samuel Goldfish. В 1898 г. через канадскую границу он въехал в США и превратился в успешного менеджера… по продажам Сэма Голдвина.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna16

Поверьте, он знал всё о возможностях актрис, воспитанных в Российской империи, потому студия “Goldwyn Pictures” предложила исполнительнице выгодный контракт – сразу на три фильма. В документе обозначились не только внушительные гонорары, но и то, что в картинах ее роли будут главными.

Третий супруг русско-немецкой кинодивы – Юджин Френке, не только оказался преданным поклонником актрисы, но стал личным агентом звездной жены: он вел детальную переписку с мистером Голдвиным, выторговывал самый что ни на есть выгодный контракт: обещанные гонорары в неделю в течение первого года работы поражали воображение – $1500, а во второй год – $2000. Cам профессиональный продюсер, Юджин Френке выбирал наиболее выигрышные сценарии. Эта пара была действительно влюблена друг в друга. Даже улыбки Анна Стэн не позволяла в адрес постороннего мужчины; при посторонних с Евгением жена общалась исключительно по-русски, таким образом, никого не посвящая в суть обсуждаемых тем.

*   *   *

В Голливуде ни одна звезда не рождалась с золотой ложкой во рту. Не стала исключением и Анна Стэн. Уплыв за океан, только на родине дяди Сэма актриса осознала, что языка-то она не знает? А какая, позвольте, может блистать кинодива без языка? Но Сэм Голдвин никогда не пасовал перед обстоятельствами, ибо видел возможности. По прибытии протеже в Лос-Анджелес продюсер нанял актрисе педагога, которая педантично, как немка, целый год занималась со знаменитой ученицей. Более того, по голливудским стандартам Анна Стэн оказалась дамой в теле, и ее тотчас же посадили на строжайшую диету.

Первый год пришлось о съемках забыть, упорно осваивая американский английский, беспощадно искореняя акцент и превращаясь в фигуристую кинобогиню. Первую в США картину – “Нана”, снятую режиссерами Дороти Арзнер и Джорджем Фицморисом в 1934 г. по мотивам одноименного романа Эмиля Золя при участии бывшей киевлянки, в прессе широко разрекламировали. Но… кассу лента не собрала; премьерная неделя, пафосно устроенная Сэмом Голдвином в нью-йоркском зале “Radio City Music Hall”, провалилась.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna17

Однако, пиарить своих протеже Сэм Голдвин умел. Он всегда нанимал хлестких в слоге писак, поднаторевших на джинсе, и в центральной прессе регулярно появлялись сентиментальные статьи типа:

– Только такая женщина, как Анна Стэн, могла истолковать роман Золя. Она сама познала и голод, и холод, и страх смерти. Когда два года тому назад я увидел ее в советских фильмах, то сразу понял, что она принесет на американский экран искренность и новизну. Мы готовили актрису целый год, обучали английскому и актерскому мастерству. Это женщина удивительной судьбы. Во время революции мисс Стэн познала лишения. Днем она разносила суп солдатам, слышала выстрелы и видела, как по улицам волокут кричащих женщин. По ночам Анна куталась в тряпье вместе с другими московскими бедняками. Были времена, когда Россия страдала за идеал…

Нана в фильме «Нана», США, 1934 г. 3 Нана в фильме «Нана», США, 1934 г.

Впрочем, имели место и реальные откровения. Представьте, давая интервью американской газете “Lincoln Star” г.Линкольн, Небраска, соплеменница (!!!), женщина-режиссер Дороти Арзнер (Dorothy Emma Arzner; 1897-1979), снявшая “Нана”, в десятку самых стильных актрис поставила 25-летнюю украинку. То есть в один ряд с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн, Рут Чаттертон, Мари Дресслер, Белой Бонди, Хелен Хейс, Джудит Андерсон и Луизой Фазенда.

Самой же подопечной продюсер запретил… давать интервью. Позже она объясняла:

– У меня было такое чувство, будто меня загоняют в уже созданный образ, тогда как я ожидала простор для творчества. В Европе он у меня был.

Катюша Маслова в фильме «Мы снова живы», США, 1934 г. 2

Читайте также:

Украинская киноакадемия обнародовала новый состав правления и наблюдательного совета

Катюша Маслова в фильме

«Мы снова живы», США, 1934 г.

*   *   *

Продюсер Сэм Голдвин редко ошибался. В Анне Стэн он увидел универсального солдата, свой инструмент в голливудской бойне, решительный ответ на холодную Грету Гарбо (Greta Garbo; 1905-1990), а потому вложился по полной и надолго. Он-то прекрасно знал: четыре года ту притягательную шведку, как чарующего Соединенные Штаты Сфинкса, продавливал в Голливуде иной могущественный кинопродюсер – Луис Барт Майер (Louis Bart Mayer; 1884-1957).

L.B. (“Эл-Би”), как его называли за глаза, также был выходцем из соседних с нами земель; родился он как Лазарь Меир в еврейской семье в Минске. В стране дяди Сэма эмигрант начинал с “металлургического” бизнеса (собирал металлолом и утилизировал бытовые отходы), но в 1916 г. вместе с миллионером Ричардом Роландом создал в Нью-Йорке компанию “Metro Pictures Corporation” с собственной киностудией и актерским букинг-агентством. Спустя два года он отправился в Лос-Анджелес, где единолично создал кинокомпанию “Louis B.Mayer Pictures Corporation” и в 1918 г. сделал первый продюсерский фильм – “Добродетельные жены” (“Virtuous Wives”).

Фредрик Марч и Анна Стэн в фильме Мы снова живы, 1934 г. 2

Фредрик Марч и Анна Стэн в фильме

“Мы снова живы“, 1934 г.

Конкуренция на Фабрике грез всегда была бешеной. И продюсер Сэмюел Голдвин лелеял свою подопечную: “У нее взгляд робкой лесной птички, а кожа нежнее сливки”. На протяжении двух лет Анна Стэн снималась редко, но только у маститых режиссеров. И – непременно в звездном ансамбле. В 1934 г. она сыграла Катюшу Маслову в драме “Мы снова живы” (“We Live Again”) Рубена Мамуляна по последнему роману Льва Толстого “Воскресение” c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова и Чарльзом Обри Смитом в образе князя Корчагина. В 1935 г. последовал дуэт с Гэри Купером в мелодраме “Брачная ночь” (“The Wedding Night”) классика мирового кинематографа Кинга Видора; лента получила премию Венецианского международного кинофестиваля в номинации “лучший режиссер”.

Имя бывшей киевлянки оказалось не просто на слуху. Такой штрих. Когда 30 декабря 1935 г. репортер американской газеты “Ogden Standard” попросил французского шансонье и киноактера Мориса Шевалье (Maurice Auguste Chevalier; 1888-1972), регулярно участвовавшего в бродвейских шоу, назвать десяток самых красивых в мире женщин, он назвал графиню де Мальгрет из Парижа, Анну Стэн, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Лоретту Янг, Мерл Оберон, Клару Боу, Кэй Фрэнсис, писательницу из Нью-Йорка Клэр Брокау и французскую актрису Аннабеллу. Кому еще из наших украинских кинозвезд давали в Голливуде такой шанс?

*   *   *

О всех трех картинах, сделанных продюсером Сэмом Голдвином с участием Анны Стэн, критика отзывалась прохладно, если не сказать уничижительно: надежды на коммерческий успех не оправдались. Когда три фильма в прокате провалились, со всей дури пресса обрушилась на патриарха Голливуда с упреками, обвиняя его в расточительности. Не стесняясь, кинокритики шельмовали Анну Стэн как “ошибку ценою в миллион долларов”, ставили ей в вину абсолютное несоответствие звездному статусу. Сэм Голдвин отреагировал только раз, но как:

– Господа, это был мой миллион. И таких миллионов у меня будет еще много. А вот вашей Анны Стэн у вас не будет никогда.

В чем была причина технического провала? Ведь было дано: и талантливая актриса, и потрясающие сценарии, и цепкий кинопродюсер, и лучшие американские киностудии… Мне кажется, амбиции всей команды оказались не центростремительными, а центробежными. Если по-русски: каждый действовал как в басне “Лебедь, Рак и Щука”… Известный искусствовед, автор “Словаря французского кино” Жан-Луи Пассек (Jean-Loup Passek; 1936-2016) в книге “Русское и советское кино” (“Le cinéma russe et soviétique”; 1981) утверждал, что не Анна Стэн была тому виной, а исходная установка самого С.Голдвина, вздумавшего во что бы то ни стало лепить из протеже “новую Грету Гарбо”.

Уже в 1970-х гг., когда славный продюсер Сэмюел Голдвин выпустил знаменитые мемуары, он, похоже, понял свою главную ошибку и написал следующее:

– Каждый американец в 1930-е годы думал, что Анна Стэн была немкой, многие и сейчас так думают. Может быть, потому, что все свои кинохиты актриса сделала в немецком кино. Но – нет! Она была русская, точнее – украинка. Это – правда. Она родилась в Киеве, хотя сценическую деятельность начала в России, в Москве, где и стала сниматься в фильмах.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna21

*   *   *

Как бы ее ни травили, к середине 1930-х гг. в Голливуде Анна Стэн превратилась в икону стиля. Обладая безупречным вкусом, актриса изящно и тонко подбирала гардероб. Американский кинопродюсер Дэррил Занук (Darryl F.Zanuck; 1902-1979) утверждал, что именно Анна Стэн одевается лучше всех, кого он когда-либо видел в своей жизни. Однако, приходиться констатировать: несмотря на невероятные медийные усилия локомотива всего Голливуда, киностудии “Metro-Goldwyn Mayer”, стать второй Гретой Гарбо или третьей Ингрид Бергман Анне Стэн не судилось. Хотя в целом ее карьера в США сложилась вполне удачно.

Возникло ярчайшее противоречие: ее боготворили, но долларом в кинотеатрах не голосовали; ей подражали, но быть такой, как она, не желали; ею восторгались, но записать в кумиры не решались. В конце концов, все эти заморочки в Голливуде вызвали у Анны Стэн отторжение. Актрисе захотелось вернуться в Старый Свет, где нравы соответствуют порядкам, а нормы приличия обязательны для всех. Бывшая киевлянка отправилась в Лондон, где поселилась в старинном особняке XVI в. Только вереницу всех своих предпочтений голливудская звезда приволокла с собой. Представляете, в лондонском особняке, тщательно обставленном антикварной мебелью, бывшая украинская актриса продолжала кушать чай… из самовара.

В 1936 г. на Островах известная, но непонятая американская актриса снялась в главной роли, крестьянки Марии в мелодраме “Одинокая женщина” (“A Woman Alone”), сценарий которой написал второй супруг – Федор Оцеп, а продюсировал – третий муж Юджин Френке.

актрисы Анель Судакевич и Анна Стэн 1920-е г.г. А

Актрисы Анель Судакевич и Анна Стэн

1920-е г.г. 

*   *   *

Как говорят в Испании:

– Проблемы не заканчиваются, заканчивается жизнь…

Быстро истек временный контракт, подписанный супругом-продюсером Юджином Френке в Великобритании, и Анна Стэн вернулась в Соединенные Штаты, где сразу получила американское гражданство. Будто дядя Сэм вдруг тебе подобрел и только и ждал ее возвращения с распростертыми объятиями.

– Есть женщина – есть проблема, нет женщины – тоже проблема.

Затем с экранов она на три года исчезла, чтобы всё опять пустилось… по кругу. Анна Стэн снялась в социальных драмах “Экспресс изгнания” (“Exile Express”; 1939) Отиса Гаррета и “Мужчина, за которого я вышла замуж” (“The Man I Married”; другое название – “Я вышла замуж за нациста”; 1940) Ирвинга Пичела.

Было видно, она действительно желала измениться, вернувшись в 1936 г. в Голливуд. Актриса приняла иную манеру поведения, полностью изменила стиль, даже переиначила киноамплуа – добиться симпатии жизнерадостных янки проще, если ты легкомысленная комедийная актриса, а ко всему же еще и секси. Теперь на наряды бывшей киевлянки от соперницы Коко Шанель, парижского модельера и дизайнера, создательницы самого понятия “prêt-à-porter” Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli; 1890-1973) поголовно обращали внимание все обозреватели мира моды Соединенных Штатов. Без Анны Стэн колонка светской жизни казалась полупустой.

Между тем, после разрыва с киномагнатом Сэмюелем Голдвином предложений из Голливуда не поступало. Чтобы не закиснуть в профессии, актриса согласилась участвовать в своем первом радиоспектакле. Положа руку на сердце, скажу: в Голливуде бывшую киевлянку любили. На бульваре Сансет и Беверли-Хиллз у нее было множество друзей – все, кто когда-либо работал с Анной, проникались симпатией. Человеком она слыла спокойным, общительным, милым.

Даже соплеменницы признавались: одевается она элегантнее, чем кто бы то ни было. Но, увы – все это не конвертировалось в актерскую славу. Искренне отвечая на вопросы журналистов, она честно изливала печаль:

– Слава больше, чем деньги или возможность красиво отдыхать. В этом я не одинока, все настоящие актеры так думают. Иногда они могут совершить ошибку, просчитаться, или же их заставляют думать, что самое главное – это зарабатывать… Деньги – всего лишь конечный результат. Что касается славы, то приятно, когда люди тобой восхищаются. Но если тобой восхищаются идиоты, то плевать на них.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna23

*   *   *

Где бы кинокоролева Анна ни оказывалась, кем бы ее окружение ни пыталось видеть, настоящая киевлянка оставалась своенравной и непокорной. В неизменном противостоянии с американскими филологами, диетологами, букерами и даже продюсерами, Анна Стэн была непоколебимой, ибо никаких компромиссов не терпела. Да, диетологи навязывали кинозвезде фруктовые и овощные салаты, тогда как она требовала плотный ужин с вином и шампанским.

В течение жизни бывшая украинская актриса любила готовить сама, что было неслыханно для Голливуда. Она варила борщи, жарила шашлык, а в ресторанах заказывала только блюда национальной кухни. Любимым блюдом всегда оказывалась селедка в сметане – в качестве закуски под рюмку охлажденной водки.

Для Фабрики грёз Анна Стэн оказалась слишком, как бы это помягче сказать, неискушенной, безпонтовой. Скажите, какая голливудская звезда не следует моде, сама рулит компактным “фордом”, избегая положенного по статусу “роллс-ройса” с водителем в фирменной фуражке с кокардой и белых перчатках, и даже играет в игру для простолюдинов – пинг-понг?

Дома Анна Стэн никогда не красилась, не пользовалась тушью, при том, что от природы у актрисы были белесые ресницы. Она отказывалась от мехов и драгоценностей, носила очки в роговой оправе – ее фото в журналах разительно отличались от будничного облика кинодивы, которая со стороны, скорее, напоминала фабричную труженицу, нежели звезду. Что примечательно, в официальной распиаренной благотворительности Анна Стэн никогда не участвовала, но всегда тихо помогала бедствующим эмигрантам из СССР.

медсестра  Наташа в фильме Три русских девушки, 1943 г. 2

Медсестра Наташа в фильме

“Три русские девушки”, 1943 г.

С началом II Мировой войны даже Голливуду стало не до фильмов. Вот и Анна Стэн снималась редко, преимущественно во второстепенных ролях. 1943-й год стал последним продуктивным в ее творческой карьере. В тот год при участии актрисы публика увидела три полуагитационных фильма на военную тематику: “Четники” (“Chetniks”), “Они пришли разрушить Америку” (“They Came to Blow Up America”) и “Три русские девушки” (“Three Russian Girls”), где она исполнила – соответственно – главные роли: Любицы Михайлович, фрау Рейтер и Наташи.

*   *   *

В годы Второй мировой ее второй супруг, режиссер Федор Оцеп в 1945 г. оказался в Испании, где громко напомнил о себе комедийным мюзиклом “Ноль за поведение” (“Cero en conducta”; 1945). Последующие его работы снимались в основном в Канаде: “Отец Шопен” (“Le Pere Chopin”; 1945), “Город сплетней” (“Whispering City”; 1947), “Крепость» (“La Fortress”; 1947). 9 февраля 1949 г. постановщик отметил свое 54-летие. Казалось, впереди проступают светлые годы творческой зрелости, обнадеживают сладкие контракты и приключения. Но вместо туза пришла дама пик – спустя пять месяцев Федор Оцеп скончался от сердечного приступа.

Тем временем Анна Стэн продолжала кинокарьеру в Соединенных Штатах. Во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. партнерами бывшей киевлянки по съемочной площадке были голливудские звезды: Фредерик Марч, Эрих фон Штрогейм, Кларк Гейбл, Хеди Ламар (комедия “Давайте немного поживем”; 1948). Правда, после картин “Солдат удачи” (“Soldier Оf Fortune”; 1955) Эдварда Дмитрыка и “Сбежавшие дочери” (“Ranaway Daughters”; 1956) Эдварда Л.Кана ее карьера резко пошла на спад.

Были тому объективные причины? Ну, да. Например, последняя картина, при бюджете 90 тыс., была сняла за… девять дней. Это притом, что прямо на съемочной площадке англичанина Тома Конвея (Tom Conway; 1904-1967) хватил сердечный удар и в срочном порядке актера, игравшего мистера Бартона, пришлось заменить американцем Джоном Лителом (John Beach Litel; 1892-1972).

Финальными работами актрисы стали военная драма “Монахиня и сержант” (“The Nun Аnd Еhe Sergeant”; 1962) и сериал “Арест и суд” (“Arrest Аnd Trial”; 1963-1964).

Потом кинодива навсегда простилась с большим экраном.

Анна Стэн. Кинокоролева Anna25

*   *   *

Покинув Голливуд, актриса работала на телевидении, участвовала в радиопередачах, а на Бродвее изредка принимала участие в спектаклях: в мюзикле “Раздельные комнаты” (1941), пьесе “Черная саванна” (1944), мюзикле “Трехгрошовая опера” (1960) Бертольда Брехта. Национально центрические янки не смогли простить украинской актрисе заметный акцент, ее европейский менталитет и то, что в их глазах она не стала (или не захотела?) втиснуться в знакомую харизму «Грета Гарбо №2».

Прекратив кинематографическую деятельность, Анна Стэн занялась тем, что всю жизнь считала своим хобби, – она предалась живописи. Ее натюрморты и пейзажи экспонировались в музеях Соединенных Штатов и побывали в европейском турне. Сама она держалась стойко, как написал французский кинокритик Жан-Луи Пассек, “до конца дней своих жила Анна Стэн так, как будто ее карьера звезды была запрограммирована и внезапно разрушена, но все это не отразилось на ее моральном состоянии”.

По странной прихоти судьбы, ее творческая жизнь, как и у Федора Оцепа, оборвалась в 54 года. Зато земная стезя длилась еще три десятилетия.

модистка-шляпница Наташа Коростелёва в фиьме Девушка с коробкой, 1927 г. 1

Модистка-шляпница Наташа

Коростелёва в фиьме

“Девушка с коробкой”, 1927 г.

*   *   *

Есть мнение, что настоящие фильмы, как и мощные книги, не всегда резонируют в свое время, а ждут своего зрителя и читателя. Именно по этой причине, словно отстраиваясь под камертон высокого искусства, молча, если не сказать, исподтишка, прежде чем начать свой новый фильм, Никита Михалков пересматривает картину “Девушка с коробкой” (1927) Федора Оцепа с Анной Стэн в главной роли. Или: “Землю” (1930) Александра Довженко.

Как сами видите, что-то украинское… Нужно, понимаете ли, еще раз зафиксировать всеобъемлющее образное мышление, выстроенное в киносимвол.

Как оказывается, среди многочисленных поклонников кинокоролевы Анны был и Александр Вертинский (1889-1957). В октябре 1934 г. в Атлантическом океане, находясь на борту океанского лайнера “S.S. Lafayette”, отплившего из США во Францию, он написал трогательное посвящение “Актрисе. Анне Стэн”:

– Вы покинутый принц золотой андерсеновской сказки – / В голубых ледниках Дева льдов Ваше сердце хранит, / Ваше юное сердце, еще не познавшее ласки, / Превращенное в камень. В сапфир. В темно-синий гранит. / Вы влюблялись во сне? Вы видали весну на Бермуде? / Вы слыхали, как Баха играет в соборе орган? / О какой там любви говорят эти страшные люди? / И за что их любить, этих мстительных злых обезьян! / Вы не знали любви? Но любовь – это просто бессилье. / Вы сдаетесь на милость того, кто заведомый враг. / И, конечно, любовь опалила у Ангелов крылья, / И, конечно, любовь их низвергла из Света во Мрак! / Мой единственный друг, Вы на пленниц совсем не похожи, / Разве мало Вам сцены и славы бенгальских огней? / Вы не знали любви? Но ведь в этом же счастие тоже! / Улыбаться с экрана во тьму никому – никому из людей.

Александр Рудяченко

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "Власть чаще переходит из рук в руки, чем из головы в голову."

    © Станислав Ежи Лец

    В Хмельницкой области начинают внедрение технологий «умных сетей» в энергетике

    Нещодавні рішення КСУ поставили під сумнів досягнення в боротьбі з корупцією – річний звіт ЄС про реформи в Україні

    Успішні відповіді на проблему COVID-19 у світі є, проте урядовці їх ігнорують

    WhatsApp обновил мессенджер

    Кулеба викликав посла Угорщини через ситуацію на Закарпатті

    “Вы в двух шагах от уголовного дела”. Зеленского просят не повторять ошибку Порошенко

    У Талліннському зоопарку шимпанзе помила підлогу і вікна у своєму помешканні. ВІДЕО

    Австралийский телескоп за 300 часов обнаружил 3 миллиона новых галактик

    Російські війська у Придністров’ї порушують цілісність Молдови, – НАТО

    У Вінниці лісівники готові до продажу новорічних дерев

    Арахамия считает, что отсрочка РРО на год успокоит протестующих

    Ермак назначил спикера Украины в ТКГ Арестовича своим внештатным советником

    У Вінниці в лікарні ім. Ющенка після реконструкції розпочало роботу відділення судово-психіатричної експертизи

    УЄФА пояснив, чому присудив Україні технічну поразку: УАФ має 10 днів для подання скарги в Лозанну

    ЕС указал на серьезные последствия решений КСУ

    Незабаром на зупинках громадського транспорту у Вінниці з’являться ще 15 електронних табло

    В Украине сняли фильм о детях с расстройством аутистического спектра, премьера – 3 декабря

    Как безграничная власть влияет на мозг – исследование

    Вінницькі школи планують доукомплектувати новою технікою  для більш комфортного дистанційного навчання

    На орбиту запустят корабль, который будет убирать мусор «руками-щипцами»