Site icon News Online 24

Антикоррупция по-украински

У одного из недавно созданных органов по борьбе с коррупцией – Агентства по розыску и менеджменту коррупционных активов (АРМА) – первые успехи в возвращении коррупционных средств в бюджет. 

Другие антикоррупционные органы, такие как НАБУ, пока продолжают тратить на себя сотни государственных миллионов. Возвращая при этом в бюджет в разы меньше освоенных средств.

Органов, борющихся с коррупцией, становится все больше, а вопрос о том, насколько они отрабатывают затраты на их содержание, – все актуальнее. Ведь как минимум часть таких органов платит сотрудникам астрономические по украинским меркам зарплаты. Более того, несмотря на затягивание поясов другим бюджетникам, в финансовой смете на этот год Кабмин этим органам, наоборот, дал больше средств. Предусмотрев для Национального антикоррупционного бюро на 10 млн. грн. больше, чем в 2017-ом, Специализированной антикоррупционной прокуратуры– на 11 млн, Нацагентства по предотвращению коррупции – на 75 млн. А для только создающегося Государственного бюро расследований выделив 1,1 млрд. грн.

За время существования новосозданных антикоррупционных структур вырисовалась определённая тенденция: они получают из бюджета гораздо больше средств, чем возвращают в него. В частности, это касается НАБУ, которое призвано было стать флагманом борьбы с коррупцией. Так, на зарплату сотрудникам Бюро в этом году запланировано  на 10% больше, чем в прошлом – 515 млн грн. против 472 млн.

Вопросов по поводу целесообразности использования этим бюро бюджетных миллионов было бы значительно меньше, если бы НАБУ хотя бы отрабатывало зарплаты своих сотрудников. Однако, как сообщил в октябре прошлого директор ведомства Артём Сытник, НАБУ в первом полугодии 2018 года вернуло в государственный бюджет 107 млн. гривен. За весь  2017 – 174 млн. А до этого, за первые два года работы с апреля 2015 года Бюро вернуло государству всего 115 млн. грн.  Получается, что за все годы работы НАБУ вернуло в бюджет меньше годового размера окладов своих сотрудников… 

С учётом таких скромных «успехов» у экономических экспертов возникают вопросы о том, насколько эффективно бюро использует полученные из бюджета средства. В частности, экономическая экспертиза показала,  что при покупке автомобилей «Шкода» на 12 млн. грн. НАБУ на тендере переплатило более 1,5 млн. грн. Нанеся государству ущерб в размере этой суммы. Впрочем, само против себя НАБУ дела не откроет, а близкие к бюро активисты об этом промолчали…

На этом фоне безусловным позитивом выглядит многократное увеличение средств, которое смогло получить от реализации арестованного имущества АРМА. В 2017 году агентство обеспечило около 2,5 млн. грн. поступлений, в 2018 году – 3,1 млн. грн. И вот только за один полный месяц этого года АРМА получило почти 25 млн. грн.

Эти деньги еще не окончательно вернулись в бюджет, но уже работают на его пополнение. Средства от реализации активов пока размещены на депозитном счете АРМА в государственном банке, на которые будут начисляться проценты. Как объяснил начальник управления АРМА Виталий Ризнык, эти средства будут конфискованы и перечислены в госбюджет, если владельцев арестованных активов признают виновными.

К сожалению, подобные успехи пока остаются разовыми. А в целом за пятилетку после Евромайдана государство потратило на работу новых антикоррупционных органов намного больше средств, чем смогло с их помощью вернуть в бюджет.

Единственным крупным достижением тут остаётся спецконфискация $1,5 млрд. Януковича, проведённая в 2017 году усилиями «старой» Генпрокуратуры. Да и здесь, как это ни парадоксально, «новые» борцы с коррупцией вовсю сопротивлялись возвращению этих средств в бюджет. Несмотря на то, что парламент принял закон о специальной конфискации, а Генпрокуратура реализовала этот закон на практике.

НАБУ тогда возбудило сразу три дела о якобы незаконности конфискации средств Януковича (в том числе – против Генпрокуратуры за засекречивание приговора). С другой стороны, в унисон с защитой Януковича рассекречивания информации о конфискации в бюджет Украины $1,5 млрд. в Европейском суде добиваются активисты из «Центра противодействия коррупции» (ЦПК) Виталия Шабунина. Эта грантовая организация считается близкой к НАБУ и Артёму Сытнику. Ещё одним защитником денег Януковича стал бывший замглавы его администрации, одиозный беглец Андрей Портнов – он, по данным депутатов, юридически всё координирует.

Комментируя лоббизм по отмене спецконфискации, заместитель генпрокурора Евгений Енин задавался вопросом: «О чем вообще идет речь: о полезных идиотах или о циничной государственной измене / содействии преступной организации?»

Так что на данном этапе разнобой, противоречия и даже конфликты в действиях антикоррупционных органов не просто сохраняются, но и развиваются. В частности, нарастает противостояние между родственными НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратурой. В то же время, с ними конфликтует Национальное агентство по предотвращению коррупции. И в этих условиях ожидать от них эффективной борьбы с коррупцией и существенной пользы для госбюджета как минимум очень сложно. Если вообще возможно.

(Еще нет голосов, оставьте первым)

Exit mobile version