Военные корабли украинских ВМФ, оставшиеся в Крыму после присоединения полуострова к России в 2014 году, пришвартованы в Стрелецкой бухте в Севастополе, Крым 13 января 2018 года.
Спустя четыре года после вторжения в Крым и Донбасс агрессия России против Украины не ослабевает. Несмотря на все неудачные попытки киевского правительства провести реформы Украина все еще сражается в нашей войне. Если бы не решительная готовность украинцев защищаться, НАТО потратило бы огромные средства на реорганизацию своих прежних структур и установленного порядка работы, а также на защиту стран-членов от российских угроз. Ибо, если бы России удалось купить независимость и / или территориальную целостность Украины, НАТО было бы вынуждено усилить оборону Польши, Венгрии и Словакии в дополнение к уже действующим прибалтийским подразделениям.
Однако слишком многие страны – члены НАТО не желают признавать, что Путин постоянно наращивает масштабы своей войны против Запада, как свидетельствуют недавние нападения с применением химического оружия в Солсбери, Англия. Поэтому предоставление Украине необходимой помощи, даже в то время, когда мы оказываем на нее давление, сподвигая на реформы, по-прежнему остается одним из национальных интересов США.
Одной из областей, не попавшей в центр внимания, но в которой мы можем оказать Украине материальную помощь и при этом следовать в русле наших собственных интересов, является военно-морская сфера. После аннексии Крыма Москва уничтожила или захватила практически весь военно-морской флот Украины, практически лишив ее ресурсов для строительства каких бы то ни было единиц ВМФ.
Украина по-прежнему уязвима для угроз десантной высадки российских войск на своем побережье, морских обстрелов наземных целей или даже морской блокады. По необъяснимым причинам Министерство обороны Украины, которое во многих отношениях продолжает оставаться учреждением советского типа, отказалось выделить финансирование для обеспечения реальной военно-морской обороны.
Между тем Россия захватила не только Крым, но и все энергетические объекты, которые работали в море, а также предприняло на полуострове крупномасштабное наращивание обычных и ядерных вооружений, а также усиление объектов военно-морского флота. Согласно Закону США о национальной обороне от 2018 года, Украина должна получить два американских дозорных корабля, находящихся в порту Балтимора, и заплатить лишь за подготовку этих кораблей к передаче, за фактическую передачу Украине, а также за обучение экипажей.
Это, по сути, патрульные катера, которые предоставят Украине возможность защитить свою исключительную прибрежную экономическую зону (ИЭЗ), которая в три раза больше Крымского полуострова. Там, начиная, с 2014 года Россия взяла в эксплуатацию по меньшей мере пять новых энергетических месторождений и пробурила одиннадцать новых скважин. Она смогла осуществить это при поддержке российского черноморского флота потому, что Украина, лишенная военно-морского потенциала, не контролирует свою собственную ИЭЗ. Украинскому военно-морскому флоту срочно требуются средства военно-морского патрулирования для исключения фактора внезапности в случае каких-либо действий со стороны России. Патрульные катера класса “Айленд” могут прекрасно справиться с этой задачей; они небольшие по размеру и малозаметные, они мобильны, их легко разместить в порту, они способны в течение 5-7 дней автономно нести патрульную службу и при этом экономически эффективны.
В то же время Киеву следует использовать все возможные рычаги международной юрисдикции, чтобы заставить Россию ответить за незаконный захват территории Украины и ее активов и потребовать от Москвы компенсаций. Это стало бы вполне оправданным юридическим ответом на продолжающуюся агрессию Кремля.
Но и помимо этих соображений существуют другие – ни Украина, ни Запад не заинтересованы в том, чтобы Черное море превратилось в закрытое российское море. События, происходящие с 2014 года, угрожают членам НАТО на Балканах и нашим партнерам на Кавказе. НАТО начинает переключать свое внимание на Черное море и парусные флоты в рамках конвенции Монтре, однако этого не достаточно, особенно ввиду угроз для Украины. Более того, Россия настойчиво расширяет войну, силясь охватить все больше европейских территорий, и при этом несет незначительные издержки.
Одним из способов заставить Россию платить по счетам и укрепить присутствие союзников в Черном море является запуск Соединенными Штатами своего рода аренды, продуманной в соответствии с потребностями Украины — даже несмотря на давление, которое Америка вынуждена оказывать на Киев для продвижения реформирования.
Соединенные Штаты, или даже НАТО, могут предоставить Украине корабли, в которых уже не нуждаются, и позволить им ходить под украинскими флагами, а также могут следить за обучением экипажа и оснащением этих кораблей в обмен на аренду либо украинских баз на черноморском побережье, либо, если эта мера выглядит слишком вызывающей, тех месторождений, которые сегодня незаконно находятся в руках России.
Мы могли бы вместе с Украиной оспаривать право России на эту собственность, укреплять оборонные возможности Украины серьезной провокацией, что она немедленно предпримет новые операции против Украины. Хотя это и возможно, такие операции, скорее всего, лишь продлят войну, увеличат расходы Москвы и вызовут еще более активное сопротивление НАТО в то время, когда Москва не демонстрирует особого желания расширять масштабы своих боевых действий против Украины. Таким образом, в этом предложении есть элемент риска. Но мы делаем его для того, чтобы другие могли внести в него уточнения и тем самым свести к минимуму этот риск и повысить выгоды, которые достанутся Западу и Украине.
Учитывая наращивание Путиным масштаба войны против Запада, становится очевидной необходимость усилить комплексное сопротивление его усилиям, иначе он решит, что небольшого давления на Запад с его стороны достаточно для выявления слабости последнего и обеспечения России победы. Представленные здесь идеи должны стать частью новой программы, которая позволит Украине не только защитить себя, но и своим примером спасти Европу.
Оригинал на Аtlantic Сouncil
Перевод – Андрей САБАДЫР