Без котиков не обойтись. Кино дня
Кому-то этот фильм покажется циничным, но позиция, высказанная в нем, сможет нас спасти
Вышел в прокат игровой фильм режиссера Владимира Тихого «Наші котики» – своего рода полнометражная версия одноименного веб-сериала, который был создан еще в 2016 году творческим объединением «Вавилон 13». Кроме Тихого, сценаристом фильма стал еще и писатель Валерий Пузик. Среди продюсеров картины – Марко и Ульяна Супрун, Игорь Савиченко, Степан Бандера и другие.
Перед нами – эксцентричная и в то же время героическая комедия о российско-украинской войне на Донбассе, действие которой происходит в 2014 и 2019 годах. Главным героем фильма является военное подразделение из трех мужчин, которое удерживает один достаточно тихий участок фронта. Их пост называется «Туалет» или «Капустинка». И вот на этот пост приходит новая смена – «Профессор», «Лето» и «Грин» – добровольцы, у каждого из которых свои стремления и амбиции.
Однажды им случайно удается отбить массированную вражескую атаку. Ребята становятся героями и к ним приезжает украинская тележурналистка – юная выпускница вуза, приверженица определенных западных стандартов журналистики, которая и во врагах видит людей, которым надо дать слово.
Кроме этих персонажей, в картине есть еще Путин, Сурков, сепаратисты и российские военные подразделения. И все это подано под сатирическим или максимально эксцентричным углом зрения. Стычки, бои, так же, как и фантазии персонажей, подаются здесь максимально условно и в то же время со всей возможной иронией или даже сарказмом.
Если смотреть на фильм в целом, то он достаточно неровный и даже бесформенный – сквозной сюжет здесь едва ощутимый, а само его пространство, несмотря на ведение боевых действий, – камерное, потому что все в картине вращается вокруг блиндажа, в котором находятся бойцы. И даже когда действие переносится во вражеский лагерь, то и там оно ограничивается закрытым пространством.
Перед нами – фильм на любителя – и не только такого типа кино, но и такого типа восприятия реальности. Последнее важнее первого, потому что фильм держится не только на фантазии создателей, а передает и определенный опыт реальных бойцов, которые прошли настоящую войну и знают атмосферу на фронте не из чужих уст – именно таким является и соавтор сценария Валерий Пузик. Юмор, самоирония, дегуманизация врага, очевидно, хорошо помогают людям, которые ежеминутно находятся в смертельные опасности, не только преодолеть страх, выжить, но и побеждать. Очевидно также, что посторонним людям такой подход может не очень нравиться, как не нравится он и молодой журналистке, которая прикладывает к чрезвычайной ситуации определенные идеологические стандарты обычного мира и мирной жизни.
Читайте также:
Спектакль по Лесе Украинке покажут в кино, театре и онлайн
То есть перед нами фильм, который прежде всего сделан для ветеранов войны, потому что отражает их видение мира, и их взгляд не просто имеет право на жизнь, но и представляется во многом безальтернативным. Вписывается этот взгляд и в кинематографический мир Владимира Тихого, чья режиссерская и продюсерская деятельность также во многом придерживается таких же мировоззренческих и эстетических критериев.
Владимир Тихий
От альманахов «Мудаки» (2010) и «Україно, goodbye!» (2012) его деятельность вращается вокруг саркастического взгляда на мир. Этот сарказм обусловлен не только и не столько социальной реальностью, сколько особенностями человеческой природы, которая часто находится в плену различных иллюзий и фантазий. Ряд снятых этим режиссером картин подтверждает это. Например, фильм «По дорозі» (другое название «Це ж гі..но!» ) из альманаха «Мудаки» рассказывает о главной субстанции тогдашней национальной жизни, от которого не отвертеться и не отмыться никому, потому что оно везде, и в него можно только бесконечно вступать. Похожи также «Рекреації» и «Пам’яті Пітера», в которых украинская улица представляет собой постоянную угрозу – если не физического, то морального насилия.
Читайте также:
Фильм «Окрашенный птенец» выйдет в украинский прокат 10 декабря
В альманахе «Україно, goodbye!» в новелле «Гамбург» герой, который мечтал путешествовать по миру, наконец-то частично может реализовать свои мечты, когда отдает свою почку зарубежному пациенту. А уже фильм «Янгол смерті» наполнен не просто черным юмором, но и апокалиптическими предчувствиями вселенского масштаба. Эти фильмы не только отражают тогдашнюю дореволюционную эпоху, но и являются определенными универсальными высказываниями, ведь оперируют узнаваемым социальным и антропологическим материалом, который никуда не делся. В тех картинах сарказм, как соль, разъедает любой идеализм.
Рики Джервейс
Читайте также:
Кинопремия «Золота Дзига» объявила прием заявок
Стоит сказать, что в популярной культуре такой взгляд, хоть и нечасто, но все же встречается. Например, таким подходом к реальности отмечается британский комик Рики Джервейс, который запомнился многим своим ведением недавней церемонии «Золотого глобуса». Запомнился, собственно, своими шутками, которые впоследствии широко обсуждались, поскольку многим показались скандальными и даже недопустимыми. Для Джервейса не существует запретных тем и авторитетов – он шутит о ком хочет и как хочет. Многим такая позиция не очень нравится, и понять критиков можно, потому что в основе его шуток – разрушение многих верований (в том числе религиозных), а также позитивных мифов, которые немалому количеству людей помогают жить.
Однако такая позиция не убеждает Рики Джервейса. Об этом свидетельствуют его выступления, а также написанные и спродюсированные им сериалы «Офис», «Массовка», «Жизнь слишком коротка», которые рассказывают об обычных людях, которые одержимы очень амбициозными планами и ощущением собственной значимости. Конечно, их амбиции и завышенные ожидания постоянно ставят их в не очень удобное, точнее, комическое положение. Вместе с тем, мишенью Джервейса становятся и общественные условности и правила игры, в которых больше всего ценится показной успех. Британский комик высмеивает этот успех, потому что по дороге к славе люди фактически теряют человеческий облик.
«Наші котики» также свой сюжет строят вокруг серьезных амбиций его персонажей, которые в довоенной жизни были лузерами, и сегодня жаждут реванша. В каком-то фантазийном мире живут также и враги, чьи карикатурная чушь приводит к серьезным последствиям.
То есть перед нами фильм, который держит под прицелом всех, чьи фантазии о собственном возвеличивании поднимаются слишком высоко. И война здесь оказывается весьма странным местом, где гротеск растет в какой-то неизвестной прогрессии, но также может проявиться и правдивое мужество.
Важно сказать несколько слов и о кинематографическом контексте такого кино. Саркастический взгляд на войну присутствует во многих фильмах, а некоторые из них оказали существенное влияние на популярную культуру, например, «Военно-полевой госпиталь» / «M. A. S. H» (1970) Роберта Олтмана, в котором рассказывается о работе военных хирургов во время корейской войны. Здесь также последовательно вытесняются все фантазии о героизме, пафосе, нравственности или чем-то духовном, что якобы может проявиться во время войны. На войне человек целиком оказывается в руках многочисленных случайностей, и может выжить, или даже стать победителем, но война – это не то состояние, к которому стоит стремиться.
Фильм Владимира Тихого четко расставляет акценты. Не Украина начала эту войну, но она будет защищаться всеми способами. Да, украинские добровольцы часто не очень подготовленные и наивные люди, однако они способны научиться бить врага. Действительно, военные шутки – не для слабонервных, но и война – тоже.
Подводя итог: «Наші котики» – довольно своеобразное зрелище, которое не всем может прийтись по вкусу – кому-то оно может показаться даже циничным, но позиция, изложенная в фильме, вероятно, сможет нас всех спасти, потому что война все еще продолжается.
Игорь Грабович. Киев