USD28.2033

Большая смена кадров в маленькой Беларуси

Вчера советник президента Беларуси по экономическим вопросам Кирилл Рудый заявил, что в стране де-факто идут реформы. Причём, дескать самые тяжёлые и непопулярные меры уже предприняты.

Действительно о том, что в Беларуси подходят к реформам я писал достаточно давно. Первый текст на Хвыли, «Беларусь включается в региональную гонку реформ» вызвал бурю обсуждения. Старые знакомые из числа активистов Беларуской оппозиции писали мол «это статьи и концепции». Комментаторы в сети называли чуть ли не лукашистом. Время шло, Беларусь выскочила из -под санкций. Активизировала торговлю с ЕС. Да так, что возникает вопрос «так кто подписал договор об ассоциации?».

Менялась внешняя политика. Причём с достаточно рациональным выбором ключевых партнёров. Опыт Украины показал опасность балансирования на оси восток-запад. Или, точнее ЕС-Россия. В таком формате чтобы избежать «разрывания» государства между двумя силами или роли Фронтира нужно очень постараться. Беларусь делает всё возможное, чтобы в формулу с двумя переменными ввести новые аргументы. То есть центы силы, которые будут иметь свои интересы и достаточно влиятельны для мягкого намёка «не трожь маленьких». С одной стороны развивают отношения с США. Из стан ЕС выбрали Великобританию, которая традиционно имеет собственное мнение на процессы на континенте и «имеет в виду» мнение Брюсселя.

Кроме этого активно работают с Китаем. Как публично так и не очень. Вот лишь пару наиболее ярких примеров.

  • Военный союзник РФ создаёт новую РСЗО «Полонез». Создаёт в тайне от Кремля. А испытания проводит в Китае. Потом «не особо афишируя» разворачивает производство данной системы вооружений. И там же начинает разработку тактических ракетных комплексов достаточно большой дальности.
  • В конце 2015 года Беларусь вдруг и сразу навязывает контакты с таким государством как Зимбабве. Ничего личного – там много редкоземельных элементов и русские нашли месторождения алмазов. А дальше всё просто и красиво. Беларусь выкидывает компании РФ из бизнеса добычи алмазов. Естественно, опираясь на поддержку новых друзей в регионе – Индии и Китая.

Фантастика или амбициозные цели?

Но самое интересное прошло без должного внимания прессы. Совет Министров Республики Беларусь принял государственную программу устойчивого социально-экономического развития страны до 2030 года. Читая этот документ удивляешься. С одной стороны «нетипичности» для Беларуси части формулировок. С другой – знакомым тезисам. Которые озвучивал упомянутый господин Рудый. Вот лишь несколько ключевых особенностей из раздела «экономика»:

  • Первый общий тезис – уже шок. Цитата «основа экономики – конкуренция и современные развитые институты рынка». Ни о какой «социально ориентированной экономике» ни о каком «государстве социальных благ» ни слова. Отброшено за ненадобностью.
  • Озвучены планы реформирования беларуской науки. Которая должна стать «практикоориентированной». А по некоторым направлениям «занять лидирующие позиции» в мире. Ни больше ни меньше.
  • Промышленность. То, что воспринималось как фантастика Рудого – уже планы. Беларусь изменит структуру промышленности. Ключевые роли должны занять высокотехнологичные, инновационные наукоёмкие бизнесы с высокой добавленной стоимостью. Совет министров страны не рассматривает в перспективе даже 15 лет сырьевые активы (переработка нефти, сельское хозяйство, калийные удобрения и т. д.) как ресурс развития страны. Кстати, в Украине до сих пор молятся на металлургов и аграриев. Но это так, лирическое отступление.
  • Сельское хозяйство. Тут ещё более интересные тезисы. Это и внедрение генной нженерии и точечное земледелие и многое другое. Но самое главное – зональность производства и реабилитация земель.
  • А наибольший шок вызывает вопрос земель. И тут «социалистическая Беларусь» может сделать революцию. Речь не о продаже. Рынок земли будет. Изменяется сам принцип, фундаментальный подход расселения населения и хозяйствования. Вот цитата «в части районов будет восстановлена хуторская система расселения».

Ну и дальше привычные и знакомые «создание электронного правительства», логистический хаб, новые и восстанавливаемые источники энергии.

Цели озвучены и приняты в виде государственной программы. Они, мягко говоря, амбициозны. Но под каждую цель нужны исполнители. И опыт боданий вокруг правительства Украины тому лишнее подтверждение. Нет людей, способных изменить систему – нет преобразований. Вот здесь наступает самое интересное. Поговорим о людях. Или о кадровой политике. Именно – скажет мне читатель – Лукашенко 22 года у власти. И его совковая номенклатура не способна думать по новому.

Читайте также:

Хоч вибори веселі будуть

Совковая ли номенклатура «советской» Беларуси

Вернёмся к вопросу кадров. Они ведь по словам одного советского диктатора «решают всё». Судя по целям описанным выше, диктатор уже не советский. Да и диктатором его называют всё меньше. Хотя суть режима не изменилась ни на йоту.

Если сказать «беларуский чиновник», какие возникнут ассоциации? У значительной части пред глазами предстанет такой себе седовласый мужчина в годах и явно не спортивной фигуры. Подтверждения тому можно найти в старых фотографиях, до 2013 года. Новых групповых фото меньше.

А сейчас я напишу очень удивительную фразу. Типичный пример современного беларуского чиновника – относительно молодой квалифицированный управленец с хорошим образованием. Проявляется ещё одна черта (она пока не доминирует, но уже заметна) – успешный опыт работы в бизнесе. Естественно, не постсоветском.

Не верите? Я тоже не верил, пока меня не попросили проанализировать сферы влияния и группы способные принимать решения в беларуском руководстве. Собрал данные на руководителей министерств и ведомств начиная от главы департамента и до министра. Результаты поразили самого. Можно смело утверждать, что в Беларуси не идёт «обновление» кадров. Процесс более глобален. Идёт смена управленцев. Массовая. Приходит фактически новое поколение. Если ещё 3 года назад средний возраст беларуского чиновника уровня зам. Министра и выше превышал 56 лет, то сегодня «чиновник в годах» скорее исключение, чем правило.

Не буду голословным. Приведу данные по ключевым министерствам и ведомствам страны. Средний возраст (с округлением до года).

Большая кадровая революция, которую так не называли.

В конце 2013 года в Беларуси произошли изменения в Совете министров. Многие наблюдатели, да и я в том числе, отмечали, что фамилии новых назначенцев не вызывают негативных эмоций. Скорее наоборот, есть небольшой оптимизм.

Дальнейшее развитие событий и политика Беларуси показали, что новые управленцы знают своё дело. Страна вышла из-под санкций, получила доступ на рынки ЕС и США. Причём, говоря о европейском векторе, внешняя торговля Беларуси намного более эффективна, чем действия Украины. До такой степени, что задаёшься вопросом «кто же подписал договор об ассоциации?».

Читайте также:

Atlantic Council: Почему власти Украины пытаются запугать ведущего журналиста-расследователя?

Однако, есть такая поговорка, «короля играет свита». Относится как к президентам, так и к министрам. Это заставило меня глубже взглянуть на процессы «внутри» руководства. И чем больше подбирал информации, тем больше удивлялся. Процессы 2013-16 годов можно назвать кадровой революцией. Сменилось практически всё руководство ключевых министерств. От министра до руководителей департаментов. Причём смена глобальная – к управлению экономическими процессами пришло фактически новое поколения.

Для иллюстрации даю показатели среднего возраста управленцев уровня заместитель министра-министр. По ключевым ведомствам.

Итак, глобальные изменения в экономике требуют нового законодательства, новых подходов. Центр разработки, естественно или Минюст или администрация президента. Ведь рассматривать беларуский парламент как самостоятельный центр силы – смешить небеса.

И вот тут первый шок. Средний возраст руководства Министерства юстиции – 45 лет. Сорок три. Это если брать министра и заместителей. Если копнуть глубже, на уровень руководителей отделов и департаментов, цифра уменьшается до 41 года.

В Министерстве финансов ещё веселее. Руководит ведомством «старик» – 55-и летний Владимир Амарин. А вот реальную работу проводят его замы. Которым по 38-39 лет. Им помогают управленцы помоложе. Средний возраст министра и замов – 43 года. Если брать уровень ниже, выходим на цифру 39 лет.

Ну и дальше список ещё нескольких ведомств

  • Министерство экономики – средний возраст 46 лет. Причём первому заму министра недавно «стукнуло» аж 34 года.
  • Министерство промышленности – 49 лет
  • Министерство транспорта – 48 лет
  • Министерство природных ресурсов – 47 лет
  • Министерство сельского хозяйства – там, где уж совсем не ожидал увидеть «молодых» – 47 лет

То есть по ключевым направлениям, формирующим экономическую политику государства произошла полная смена управленческого персонала. И, возвращаясь к теме «устоявшейся» когорты чиновников, приведу один факт. На момент прихода к власти А Лукашенко (1994 год) большинство сегодняшних министров и их заместителей были желторотыми студентами. 20 с небольшим лет – явно не возраст для гос службы. А упомянутому выше первому заму министра экономики А. Забаровскому и вовсе на следующий день после первой инаугурации «усатого» стукнуло аж 12 годков.

Читайте также:

Вінничани та одесити обмінюються досвідом роботи із літніми людьми

Но возраст – не признак квалификации. Молодые могут быть умелыми а могут оказаться и «желторотыми». Тут интересен так сказать бэкграунд управленцев.

Ещё один шок. Значительная часть чиновников не «росла» на гос службе. Они или занимались исследованиями или работали по специальности. Многие публиковали научные статьи в профильных изданиях, либо получали образование или стажировалась на Западе. Кстати, почитав некоторые из работ (датированные началом нулевых) как на мой взгляд весьма и весьма недурно.

Что касается западного образования, вот вам простой пример. У первого вице-премьера Беларуси в биографии обозначена «скромная» «London Buisiness School».

Несмотря на всё это остаётся открытым вопрос «управленцев на местах». А это огромна армия людей. Значительная часть которых «тихо варится в своём болоте». Вот тут происходят забавные процессы.

  • Беларусь «с опережением графика» реализует программу МОСТ. Это стажировки местных управленцев и представителей бизнеса в странах ЕС. Программа охватывает более 1500 человек. Стажировки в большинстве своём «персональные». То есть едет не «группа политических туристов», а специалист перенимать опыт Программа рассчитана на 2016-17 годы. Но судя по всему «квота» и «бюджет» будут выбраны раньше. Идут переговоры о расширении формата.
  • Второе направление – образование дома. Точнее, бизнес образование – МВА. До 2014 года данная сфера была «вне интересов» государства. Сейчас проводятся работа по стандартизации подходов, оценке качества. Принята государственная программа. Которая предусматривает такой количественный показатель как выпуск не менее 1500 специалистов с дипломом МВА ежегодно начиная с 2020 года. Естественно, там где «план» можно сомневаться в качестве. Но даже 30-ти процентная эффективность даёт около 300 квалифицированных специалистов в год. Это на 6 областей. На 9,5 миллионов человек. Из этих людей часть пойдёт в гос управление. Ведь есть и госзаказ. С оплатой стоимости обучения. В этой схеме выпускник потом «отрабатывает» свой диплом.

Интересно и привлечение людей-практиков. Так, например, руководить Госкомимуществом Беларуси поставлена Наталья Никандрова. Имеющая опыт работы управленца-аналитика в Ernst&Young. Откуда, кстати и была перекуплена беларуским государством.

Скупка голов

И вот тут мы походим к ещё одной «больной» для Украины теме – зарплатам чиновников. Чиновник – то есть человек с определённым чином, как на мой взгляд может получать и мало. Ведь «чин» – не признак ума и инициативности. А вот управленец, если вы хотите действительно хорошего управленца должен как минимум быть доволен своей зарплатой.

Что в Беларуси и делается. Естественно, заработные платы руководства страны – тайна за семью печатями. Но если, например, ушедший на пенсию руководитель области говорит о (в пересчёте на гривну) 17-18 тысячах пенсионного обеспечения, видимо зарабатывал не мало.

Так оно и есть. В 2014 году Белстат допустил оплошность – дал косвенные данные по зарплатам госаппарата. В тот кризисный год голая ставка управленца уровня заместителя министра превышала порог в 1 тысячу долларов. Но Лукашенко уже через 8 месяцев заявил, что такой уровень оплаты слишком мал и началось планомерное ее увеличение.

Я не имею статистики по всем ведомствам. Но сопоставив данные по некоторым министерствам могу оценить ставку управленца уровня руководителя департамента (в пересчёте на гривну) примерно в 30-33 тысячи. Это «голая ставка». Да, такой уровень оплаты характерен для ключевых экономических преобразований ведомств. В каком нибудь Минкульте получают меньше. Но тоже не мало.

Есть ещё один аспект «скупки». В Беларуси садят чиновников. Но некоторых освобождают и дают «второй шанс». Речь идёт не о единичных случаях. Процесс массовый. Естественно, что вышедшие из тюрем и колоний не взлетают на высокие ступени. Им даются проблемные направления. А вот если у товарищей выйдет, я не удивлюсь стремительному карьерному росту. Подробно останавливаться на этом не буду – буквально на днях писал большой текст «О чем говорит круговорот арестов в Беларуси».

И зачем это всё надо?

Таким образом на сегодня можно утверждать, что:

1. В Беларуси за последние 2 года произошло обновление как минимум 70% управленцев высшего звена. В ключевых ведомствах уровень достигает 85-90%

2. В государстве работает сразу несколько программ по повышению уровня управленцев на местах

3. Система образования и в частности бизнес образования нацеливается на масштабную подготовку кадрового резерва.

4. И, наконец, новые кадры в силу своего возраста просто не воспринимают «ностальгии по СССР».

Вот на этом возвращаемся к теме беларуских реформ. Покупать кадры «чтобы были» да ещё кадры, которые не воспринимают в полной мере ценностей старой номенклатуры – глупо, если не имеешь планов на новичков.

Планы есть. Естественно, называть реформы реформами в Беларуси и дальше не будут. Объявлять «что покажут как нужно управлять страной», видимо, тоже. С одно стороны это опасно – в Беларуси «показывать» может только один. С другой, цитируя того же Рудого «В Беларуси мы меньше говорим, но больше делаем. Может менее декларативно, и мы не называем это реформами, но многие мероприятия, которые были проведены в стране, де-факто являются теми самыми непопулярными реформами»

Пример. Говоря о «непопулярных» реформах, советник президента не лукавил. В Беларуси увеличен пенсионный возраст, убран ряд ограничений в ценообразовании и увеличены тарифы ЖКУ. Всё это проведено буквально за 2 месяца. То, о чём в Украине спорят два года.

Но это только начало. Представители правительства в той или иной форме обещают беларусам… худшую жизнь. По крайней мере ближайшие полтора-два года. Уровень доходов привязывают к производительности труда и энергоэффективности. Нет изменений – нет денег. Всё просто. Рая на земле и «денег всем за счёт государства» никто не обещает.

Да и сам уровень социальных гарантий в «социальной» Беларуси думаю вызовет шок у украинцев. И раньше он был не велик. А последнее время ужался ещё больше. Например в трудовой стаж в «синеокой» не входит служба в армии, больничный, декретный отпуск, период обучение в ВУЗах. А минимальный стаж для социальной пенсии – 20 лет.

Беларусь экономит. Сильно экономит. И готовится к изменениям. Что из этого выйдет – отдельный разговор. Но тем интересней будет наблюдать.

P.S. Это первый текст из серии «изменения в Беларуси в 2016-м». Естественно, что он содержит не всю собранную информацию – часть передана группам, заказывавшим анализ «не для печати». Дальше будут и другие темы. Как то группы влияния внутри Беларуси, внешние партнёры, ВПК и силовики. И так далее.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (1)

  • — 21.04.2016 01:23

    МНОГО ТЕКСТА МАЛО СУТИ ..А СУТЬ В ТОМ ЧТО ПРОДАЖА БЫДЛОРУСОВ ОПТОМ ПОШЛА..НА КАЦАПСКОЙ НЕФТИ И ГАЗЕ СТРОИЛИ “СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГО” А ПОЛУЧИЛИ РЫНОК ДЕЕВЫХ БЫДЛОРУСКИХ РАБОВ

    0
Чтобы оставить комментарий необходимо

"Политики всегда всё врут!"

© Владимир Андреев

Рождество 2019: когда будут праздновать украинцы

Линия разграничения в Донбассе не соответствует Минску – Марчук

Блогер: Никакие зрадофилы не могут доходчивее Порошенко объяснить, для чего нужно военное положение и бронемерсы

Украли танк: украинские воины на учениях в Германии показали себя во всей красе

Ехавшего из Донецка митрополита УПЦ МП не пустили через блокпост

Виникає стійке враження, що Порошенко прямо модерує процес обрання голови єдиної церкви – юрист

Путин знал о нас все: украинский полковник открыл врагу карты задолго до военного положения

Военное положение: права ограничивать не будут – Порошенко

Навіщо був потрібен візит Тимошенко до США?

ЕС ввел санкции против организаторов “выборов” в ОРДЛО

Досі в Україні немає закону, котрий би жорстко визначав ставлення українців до агресора – експерт

Какой подарок выбрать на Новый год 2019: самые лучшие идеи

Экс-офицер ВСУ “сливал” данные об армии Украины Кремлю

Нова стратегія миру та безпеки: оборонно-промисловий комплекс країни

Он человек, а не “медицинские отходы””: смелая мать опубликовала душераздирающие фото мертвого сына, чтобы доказать главное

Укроборонпром вошел в топ-100 производителей оружия – SIPRI

Штаб ООС: окупанти 14 разів порушили режим припинення вогню

Курс валют на 10 декабря: украинцам есть что праздновать

Агрессия РФ: Климкин обсудит с главами МИД ЕС санкции против РФ

Путін зупиняється там, де його зупиняють. Хто повинен його зупинити?