Игры с политическим усилением участия в Трехсторонней Контактной Группе (ТКГ) по урегулированию росийско-украинского конфликта на Донбассе, а также попытка ввести переселенцев в качестве паритетной составляющей “диалоговой группы” могут обернуться существенными стратегическими потерями Украины. По сути, нам предлагают тот же Консультативный совет Ермака-Козака, только под другим «соусом».
Инициативы Ермака-Резникова с “усилением” формата ТКГ направлены на решение сразу нескольких задач. Как многократно объясняли сами авторы концепции, во-первых, они хотят продемонстрировать серьезную волю Украины к урегулированию, подняв уровень ее представительства до глав профильных комитетов и заместителей министров. Во-вторых, Ермак и Резников полагают, что смогут изменить смысл слов “отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины” относительно переговоров в ТКГ. Неоднократно говорилось о попытке через различные “новшества” в процессе (то через одиозный Консультативный совет, то через другие конфигурации той же идеи, но под другим названием) “размыть монополию боевиков на представление ОРДЛО”, пригласив на переговоры представителей вынужденных переселенцев. Третьей и основной целью является продемонстрировать, что Украина делает все, что от нее зависит – в том числе выполняет 12 пункт соглашений комплекса мер, ведя диалог с представителями ОРДЛО, а РФ саботирует выполнение Минска-2, что говорит о необходимости пересмотреть существующие соглашения.
Мы неоднократно говорили о том, что Минские соглашения не являются документом, который может претендовать на то, чтобы называться адекватной рамкой конфликта. Но план Ермака-Резникова содержит сразу несколько серьезных угроз, которые делают такую попытку пересмотра слишком рискованной.
Первое и ключевое замечание – в словах самого Резникова, которые повторяются им от интервью к интервью: “размытие монополии боевиков“. Эта формулировка говорит о том, что и сам профильный министр прекрасно понимает, что боевики как присутствующая сторона, никуда не денутся. Точнее – это не в воле Украины. Приглашение боевиков осуществляет ОБСЕ. И если боевики никуда не исчезнут, то за счет переселенцев получится только дополнительно представить ОРДЛО. Озвучивались благородные намерения – “услышать украинский Донбасс, представить его через достойных и уважаемых людей“.
Казалось бы, какая прекрасная идея – уравновесить различных Никоноровых и Дейнег уважаемыми выходцами из Донецкой и Луганской областей. Но ее авторов совершенно не смущает, что таким образом они по сути пытаются сопоставить людей, спасавшихся от российской агрессии и вынуждено покинувших свои дома с теми, кто совершал преступления против Украины.
Эта инициатива уже расколола сообщество переселенцев – спорили и об именах тех, кто должен представлять там Донетчину и Луганщину, и о целесообразности самого этого шага. Сторонники участия в малопонятном на сегодняшний день формате говорили о том, что голос переселенцев должен быть услышан, что это дело выходцев из Донецка и Луганска.
Но это совершенно точно не так. Переговоры о дальнейшей судьбе Украины – дело всей Украины, и двух мнений тут быть не может.
А о целесообразности инициативы можно задавать очень много вопросов: если переселенцами собирались усиливать подгруппы ТКГ – то они становятся частью украинской делегации. Украина не может вести переговоры о п. 12 комплекса мер сама с собой. На это уже указывала РФ и, несомненно, укажет еще много раз.
Но если переселенцы становятся некой отдельной приглашенной стороной – появляется угроза того, что Россия заявит о необходимости вести прямой и документально оформленный диалог приглашенных от ОРДЛО. И можно не сомневаться, что Дмитрий Козак подготовит соответствующий документ, который настоятельно попросит подписать, и к которому будет возвращать бесконечно. Кроме того, в его распоряжении есть подпись Андрея Ермака под черновиком проекта о Консультативном совете.
Так мы получим ровно то, чего все время хотела Россия – тот же КС, только под другим названием.
А те, кто уповает на то, что в подобном формате голос переселенцев будет услышан, что все зависит от того, кем они будут представлены – ошибается. Более того – подвергает серьезным репутационным рискам тех, кого номинирует.
Самым разумным, что можно сделать в данной ситуации, представляется возвращение к концепции Романа Бессмертного, который предлагал привлечь и переселенцев, и экспертов, и представителей гражданского общества, и ветеранов к созданию некой аналитической платформы, которая работала бы на обеспечение деятельности ТКГ, тщательно анализируя каждый ее шаг. Эта идея позволит задействовать действительно серьезный и специальный набор знаний переселенцев об их регионе, при этом не создав дополнительных рисков на самих переговорах.
А Резникову и Ермаку можно посоветовать только одно: не садитесь играть с шулерами по их правилам. Вспомните о том, что в тексте Комплекса мер безопасность идет первой – даже если читать его строго по букве. ТКГ может быть платформой исключительно для технических решений.
Минск действительно необходимо пересматривать, но нынешняя попытка рискует обойтись Украине очень дорого.