USD28.2033

Docudays UA-2021: Одиночество и солидарность в Сети

Docudays UA-2021: Одиночество и солидарность в Сети

Выбор между личным и общественным, между верностью призванию и долгом перед близкими остается актуальным всегда

В злополучном 2020-м Docudays UA стали первым украинским (и одним из первых в мире) кинофестивалем, из-за пандемии ковида проведённым в онлайн-режиме. Среди воцарившейся в киносообществе растерянности и уныния команда «Докудейзов» сумела оценить и превосходно реализовать преимущества формата, прежде не пользовавшегося популярностью в отечественных краях. В этом году фестиваль должен был пройти в гибридном формате. Предполагалось, что потрёпанные, но непоколебимые полки украинских киноманов смогут знакомиться с повестью бесчеловечных и кровавых дел, с проявлениями самоотверженности и стойкости, с подчас ошеломляющими, подчас просто огорчительными результатами чувственных и творческих порывов в изложении лучших документалистов современности и в залах кинотеатра «Жовтень», и в таинственных извивах цифрового эфира.

Docudays UA-2021: Одиночество и солидарность в Сети1

Увы, за неделю до старта 18-го фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA вступили в силу новые карантинные ограничения, лишившие завсегдатаев мероприятия столь дорогой атмосферы кинотеатральных смотров, коридорной полемики и напряжённости выбора между различными картинами, чьи сеансы проходят в одно и то же время. Показы «Докудейзов» во второй раз прошли исключительно на фестивальной платформе Docuspace.

Docudays UA-2021: Одиночество и солидарность в Сети2

Судя по сетевым обсуждениям, свойственная онлайн-фестивалям свобода просмотра остаётся достаточно тяжёлым бременем, поскольку создаёт для значительной части аудитории трудности того же характера, что работа фрилансера. Подобно тому, как многим из нас, избавленным от гнёта офисного режима, тяжело заставить себя в домашних условиях выполнять работу с должной усидчивостью, не отвлекаясь на соблазны кухни и соцсетей, иным зрителям оказалось непросто заставить себя выстроить собственный, не структурированный жёстким кинотеатральным расписанием, график просмотров. Оставшиеся ограничения (конкурсные фильмы «Докудейзов» становились доступными постепенно, с определённой даты, короткометражки из программы любительских шотландских и украинских работ демонстрировались только в определённые дни, просмотр каждой картины необходимо было закончить в течение 4-х часов) скорее дезориентировали, как блуждающие огоньки в туманном лесу и торчащие в самом неподходящем месте коряги, чем выступали проводниками, способными, властно ухватив за руку, протащить тебя сквозь заросли и сплетения тропок твоей зрительской лени и неизменных колебаний между десятками столь разнообразных по тематике фильмов.

Те же киноманы, которые успешно сумели превратить свои кабинеты и спальни в фестивальные кинозалы, могли убедиться, что, при упомянутом выше разнообразии, фильмы Docudays-2021 стали выразительным отражением испытаний, принесённых годом ковида. При этом картин, посвящённых собственно пандемии, было совсем немного (среди них следует отметить «76 дней» Хао Ву и Вэйси Чена из программы «Полное выздоровление?», героическую хронику трудов и дней медиков из уханьской больницы). Однако многие фильмы свидетельствовали, что иные из нас и без медицинского катаклизма сталкиваются с изоляцией, виртуальной отчуждённостью, вынужденным уходом – или добровольным бегством – от привычных занятий и упорядоченного быта. Так, герои ленты Семёна Мозгового «Соль из Бонневилля», получившей дипломы жюри национального конкурса и студенческого жюри – инженеры-механики и энтузиасты мотоспорта, весь свой досуг, все силы и средства вкладывают в, казалось бы, совершенно бесполезное занятие: модификацию мотоцикла «иж» 1951-го года выпуска. С этим созданным во времена культа личности транспортным средством они отправляются на главную мировую площадку установления скоростных рекордов, высохшее соляное озеро Бонневилль в американской Юте – и получают вожделенную запись в книге рекордов за достижение 139-ти км/ч в классе винтажных мотоциклов.

Американская мечта героев, даже будучи достигнутой, оставляет ощущение щемящей грусти, усиленное искусно созданной авторами поэтичной атмосферой. Установленный за океаном рекорд не достигает даже показателей советских времён (попросту не зафиксированных в международных реестрах), и поздравительное застольное обращение старого киевского мотогонщика, «вы показали американцам, как ездить на «иже»!», звучит как ирония. Для одного же из энтузиастов «ижа» авантюра с Бонневиллем оказывается лишь отправной точкой для завоевания Америки – простившись с товарищем, он устраивается в местную автомастерскую, общаясь с соотечественниками по видеосвязи из собственного уютного домика.

Читайте также:

Украинский фильм, выдвигавшийся на «Оскар», можно посмотреть онлайн

Болезненная для современной украинской реальности тема эмиграции возникает и в картине «Май далеко, май добре» Анны Ярошевич, ставшей лауреатом премии им. Андрея Матросова, вручаемой организаторами фестиваля. Здесь, впрочем, центральный персонаж следует в обратном направлении – молодой немец, оставив офис в преуспевающей отцовской фирме, перебирается в Карпаты, чтобы разводить водяных буйволов. Вслед за ним отправляется красавица-немка с двумя детьми, чтобы, деля с героем радости и заботы, ухаживая за буйволами, пытаясь приводить в порядок быт, творя за обедом благодарственную молитву карпатскому солнцу и земле – в какой-то момент обнаружить, что её возлюбленному, по сути, не нужна ни она, ни дети, а нужны ему только буйволы и Карпаты. Образ героя примечателен как пример человека, для которого увлечение постепенно превращается в профессию и смысл жизни, ради которого он без сожалений готов жертвовать и комфортом, желанным для других, и чувствами окружающих.

Схожим характером, столь подходящим для времён социальной изоляции и экономического кризиса, обладает герой фильма Андрея Лисецкого «Земля Ивана», одержавшего победу в национальном конкурсе. Впрочем, художнику Ивану Приходько не приходится жертвовать ничьими чувствами. В своём домике на отшибе села он живёт натуральным хозяйством вместе с собакой, кошкой и курицей, иногда ездит в город, чтобы попытаться сбыть свои картины и деревянные поделки, обменивается подарками с Анатолием Криволапом и выставляется в «Мистецькому Арсеналі». Несмотря на приверженность ридноверским чудачествам (Самсона он называет язычником, Святого Николая объявляет принадлежностью имперской пропаганды), герой представляется идеальным воплощением творческой личности благодаря своей самодостаточности – при всём внимании столичной богемы, Приходько едва ли нуждается в лучшей компании, чем его животные, и в большем счастье, чем возможность украшать холст и стены рождёнными его фантазией цветами, птицами и быками.

Читайте также:

Умер старейший актер, когда-либо получавший «Оскар»

Пожалуй, ещё более обаятельный образ художника представлен в фильме «Сказка о коньке» Уляны Осовской и Дениса Страшного. Руководитель Украинского культурного центра в Таллинне, глава местной греко-католической церковной общины и основатель школы давних ремёсел и искусств Анатолий Лютюк ездит с гуманитарными грузами в прифронтовые города Донецкой и Луганской области. Выполняя свою миссию христианского подвижника и гражданского активиста, герой находит в своих странствиях по обезлюдевшим сёлам и военным госпиталям вдохновение для творчества, отыскивая в разговорах с бойцами, волонтёрами и местными жителями истории о животных, ставших невольными участниками боевых действий, их жертвами и героями. Коты и зайцы, оповещавшие о начале обстрела, пёс, закрывший хозяина своим телом, птица, вещим криком предупредившая самого Лютюка о растяжке – становятся персонажами выполненной по старинным монастырским технологиям книги, воплощающей убеждение своего автора о единстве человека с другими Божьими творениями, о способности любви и самоотверженности в конечном счёте одерживать верх над жестокостью и глупостью.

Восток Украины является одним из основных мест действия и украинского фильма-участника международного конкурса, ленты Алины Горловой «Этот дождь никогда не прекратится», получившей награду канала «Current Time». Семья юноши Андрея Сулеймана покидает охваченную войной Сирию, родину его отца-курда, чтобы найти убежище в Луганске, где родилась его мать – и попадает из огня да в полымя. После нового бегства Андрей отправляется в зону боевых действий, став волонтёром Красного креста. Пребывание в украинской зоне боевых действий чередуется для героя с поездками в Берлин, где женится его брат, с встречами с родственниками, живущими в лагере для беженцев в Ираке, и с попытками пробраться в родные края. Чёрно-белая палитра, строгая и вместе с тем величественная манера съёмки придают повествованию характер притчи, странствия героя по странам и континентам предстают олицетворением драматического круговорота человеческой истории, в котором военные парады рифмуются с прайдами, выступления фольклорных ансамблей – с танцами на свадебном торжестве, а земля, выжженная войной, словно лишается государственной принадлежности: снятые в иракском и сирийском Курдистане кадры неотличимы от донбасских просторов, обитатели курдских лагерей для беженцев будто сливаются с переселенцами из Луганска и Донецка. Вынесенный в название дождь выступает метафорой неизменных бедствий, которые алчность, жестокость и вера в нелепые и кровожадные мифы обрушивают на нас в каждую эпоху и в любой точке земного шара. Ощущение неизбывной бесприютности усиливает принадлежность центрального персонажа и его разорванной между несколькими странами семьи к народу без собственного государства, для которого власти являются не защитниками, а лютыми гонителями. Вместе с тем, картина Горловой утверждает значимость родственной поддержки и общечеловеческой солидарности, преодолевающей, устраняющей преграды государственных границ и культурных различий.

Читайте также:

Лондонские кинокритики назвали лучший фильм года, который может взять «Оскар»

Docudays UA-2021: Одиночество и солидарность в Сети3

Одним из триумфаторов международного конкурса стала ещё одна картина о боевых действиях, в которой монохромное изображение практически стирает национальные особенности городов и селений. При этом в фильме француженки Элеонор Вебер «А ночи уже больше не будет», получившей приз зрительских симпатий и диплом жюри международного конкурса, изобразительный ряд выстроен не талантливым оператором, а тепловизионными камерами наблюдения боевых вертолётов, чьи съёмки не только заведомо лишены художественных достоинств, но и будто призваны предельно обезличить, дегуманизировать всё, попадающее в их поле зрения. Записи лётчиков, патрулирующих просторы Афганистана и Ирака и периодически пускающих в ход ракеты и пулемёты, режиссёр комментирует, вставляя замечания согласившегося выступить её консультантом «пилота Пьера В.». Картину Вебер можно назвать одним из наиболее необычных произведений о войне, осмыслением современного способа ведения боевых действий, подчас столь напоминающего компьютерную игру – только гораздо менее яркую и реалистичную, чем любой шутер. В представленном на экране чёрно-белом мире нарушенных перспектив дорога неотличима от моря, грабли – от автомата Калашникова, люди гораздо больше похожи на бездушных компьютерных ботов, чем персонажи «Counter-Strike», а их уничтожение снарядами и бомбами не сопровождает звук стрельбы и взрывов. Зрителю, оценивающему действия пилотов лишь по представленному изображению, без всякого представления о боевом контексте, впору воспринимать их с той же враждебной предубеждённостью, которую способны проявить по отношению к наблюдаемым они сами, впрочем, без трагических последствий вроде печально известного «сопутствующего убийства», расстрела американскими вертолётчиками гражданских в Багдаде в 2007-м году. Вместе с тем фильм, благодаря участию военного эксперта, раскрывает и переживания пилотов с их изматывающим смешением ожидания, нетерпения и страха ошибки.

Победу в правозащитном конкурсе «RIGHTS NOW!» одержала лента датчанки Тани Воль Сьоренсен «Колумбийская семья», подтверждающая справедливость фразы персонажа «Кавказского мелового круга» Бертольда Брехта: «Война закончилась – бойтесь мира». Фильм посвящён ситуации, сложившейся в Колумбии после заключения перемирия между правительством и бойцами ФАРК, завершившего более чем полувековое противостояние. Объявленные боевые действия сменяются мучительным процессом социализации сложивших оружие боевиков, многие из которых провели в герилье большую часть жизни, и новым переделом земельных участков, зачастую больше похожим на теракты. Сотни гражданских активистов, борющихся за права простых колумбийцев, становятся жертвами убийств со стороны новых феодалов. Главная героиня, вдова видного полевого командира ФАРК, некогда пережившая насилие со стороны участников проправительственных парамилитарных формирований, отстаивает интересы бедных крестьян в отдалённых уголках страны, некогда описанных Гарсиа Маркесом фразой «здесь могут убить кого угодно, в любой момент и по любой причине». Её дочь, живущая в Мексике, пытается уговорить её оставить родину и безнадёжное дело, не принёсшее семье ничего, кроме страданий, и, не будучи способной спасти соотечественников, спасти хотя бы себя саму.

Docudays UA-2021: Одиночество и солидарность в Сети4

Выбор между личным и общественным, между верностью профессиональному призванию и долгом перед близкими, между страхом и надеждой, как свидетельствуют фильмы 18-го фестиваля Docudays UA, остаётся актуальным в любое время и при любом государственном режиме. Превратности же пандемии, как показывает само проведение фестиваля, убеждают, что «аналоговая» действительность и виртуальное пространство не соперничают, а дополняют друг друга, сплетаясь в неразделимое целое – подобно реальности и искусству.

Александр Гусев. Киев

Фото: Docudays UA

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "Плохие законы — худший вид тирании."

    © Эдмунд Берк

    Павел Климкин: То, что сейчас делается – это никакой не блеф. Это сознательный шантаж, и Россия в этом шантаже готова идти дальше

    Куратори ОРДЛО розгорнули масштабну інформкампанію із дискредитації ЗСУ, поширюються фейки про нібито обстріли українськими воїнами населених пунктів, – СЦКК

    Украина высылает российского дипломата в ответ на высылку украинского консула из России

    Кравчук озвучив план Росії з дискредитації України: “Тепер їм вже треба продемонструвати мішки, мовляв, бачите, ми вже готуємося, ми відчуваємо, що Україна скоро нападе”. ФОТО

    В NASA назвали новую дату полета марсианского вертолета

    Провокации агрессора | В РФ на несколько часов задержали сотрудника консульства Украины. МИД готовит ответ

    Макрон призвал мир провести красную линию перед Россией и не ограничиваться санкциями

    Экипаж МКС успешно вернулся на Землю

    Врачи Навального заявляют об угрозе остановки его сердца

    Документальный фильм «Живая ватра» можно посмотреть онлайн

    Российская пропаганда распространяет фейки о подготовке ОРДЛО к войне – разведка

    Bayraktar, Нептун, БТР-4. В 2021-ом ВСУ получат 30 000 единиц вооружений – Минобороны

    “Либо Владимир Зеленский примет решение по Ермаку, либо он такая же аморальная мразь, как и его глава ОП”, – Борислав Береза

    В США создали ультрабелую краску, которая может заменить кондиционер

    Зеленский прилетел в Париж на срочные переговоры: что будут обсуждать – видео, фото

    Россия высылает украинского консула, Украина в ответ высылает старшего дипломата

    Як зросли пенсійні виплати в 2021-му: суддям додали понад 9 000 грн, а військовим – 67 грн

    SpaceХ получила контракт от NASA на отправку астронавтов на Луну в 2024 году

    В случае конфликта с Россией партнеры поддержат нас оружием – Кулеба

    Депутати від «Українська стратегія Гройсмана» висадила 8000 дерев