USD28.2033

«Фокстер и Макс» – детское кино в недетском контексте

«Фокстер и Макс» – детское кино в недетском контексте

В украинский прокат вышел фантастический фильм для семейного просмотра

Фильм режиссера Анатолия Матешко рассказывает о двенадцатилетнем украинском (вероятно, киевском) школьнике Максе, который однажды создает нанопса Фокстера, который состоит из множества маленьких нанороботов. Происходит это событие совершенно неожиданно для Макса, однако оно воплощает одну из своих самых заветных фантазий. Вместе с роботом он одолевает своих обидчиков, завоевывает девушку и побеждает уголовных преступников, которые стремятся использовать нанотехнологии в свою пользу.

И сюжетно, и технически перед нами – довольно новаторский фильм для украинского кино, которое до сих пор знало единичные фильмы фантастического жанра, да еще и для семейной аудитории. Из последних можно вспомнить разве что картину «Бобот и энергия Вселенной» режиссера Максима Ксенды, который, правда, не сумел заявить о себе из-за своего крайне запутанного сюжета, где литературы было больше, чем, собственно, кинематографа. В то же время в «Боботе» были интересные визуальные эффекты и какая-никакая мифология – хоть и не до конца продуманная, но довольно самобытная.

«Бобот» проявил едва ли не все проблемы украинского семейного кино с фантастическим сюжетом. Первая проблема касается самого сюжета и контекста, которые тесно связаны между собой. Авторам важно не просто рассказать увлекательную историю, но и правильно ее оформить. То есть авторы фильма должны разобраться со временем, в котором будет происходить событие, чтобы их история не была уж слишком нереальной. Например, довольно трудно снимать украинские фильмы о космосе в то время, когда у нас нет космической программы. В «Боботе» была чистая фантазия, которая никоим образом не касалась украинской науки и техники.

Еще одна задача – это социальная реальность, которой оперируют создатели. В «Боботе» было все удивительным образом сбалансировано: 50 процентов узнаваемой советской действительности приходилось на 50 – новой украинской. Все это привело к странной смеси пластунов и пионеров, которые мирно сосуществуют в этом странном кино.

«Фокстер и Макс» – детское кино в недетском контексте1

Если присмотреться к указанным проблемам, то все они имеют сценарный характер. То есть, все вызовы с мифологией, социальной реальностью, наукой и техникой должен преодолеть сценарист, который создает своеобразный «скелет» фильма. Если же сценарист не может справиться с жанром фильма и всеми его составляющими, то при реализации замысла в зрителя будет возникать очень много разных вопросов, на которые он не получит ответа. Подобные вопросы без ответов разрушают доверие к кино, следовательно его влияние на зрителя будет минимальным. Так вышло и с «Боботом», когда визуальными эффектами пытались скрыть довольно нескладное содержание.

Читайте также:

Во Франции сняли документальный фильм о современной Украине

Каков в этом контексте новый фильм «Фокстер и Макс»? Он однозначно выразительнее, и он вполне сознательно создан как определенный универсальный продукт, который может продаваться по всему миру. Его легко переозвучить, добавив местного колорита. Авторы фильма сделали все, чтобы социальная реальность на экране лишь минимально ассоциировалась с украинской. То же можно сказать и о научных технологиях, которые никак не привязываются не только к отечественным, но и вообще ни к каким реалиям. Ближе всего фильм «Фокстер и Макс» – к абстрактному комиксу из абстрактной Страны Комиксов, или даже к сказке, потому что все здесь максимально условное и приблизительное.

Читайте также:

Чилдрен Кинофест стартовал онлайн, в основной программе — семь фильмов

Такая приблизительность, условность и абстрактность в «Фокстере и Максе», вероятно, запрограммирована изначально и является частью определенной бизнес-модели, которая позволит картине свободно путешествовать по миру. С другой стороны, благодаря визуальным эффектам и определенной технической сноровке фильм может также произвести положительное впечатление и на украинского зрителя, который часто ищет отечественные фильмы, которые хотя бы формально были похожи на американские, но почти никогда не находит их. Поэтому интересно – какой будет реакция зрителя на этот фильм?

«Фокстер и Макс» – детское кино в недетском контексте2

Если же применять к фильму более серьезные критерии и сравнивать его с теми же голливудскими картинами схожей тематики, то здесь «Фокстер и Макс» однозначно проигрывает – и не только из-за приблизительной социальности, абстрактности технических изысков, но и из-за самих персонажей, которые здесь имеют характер сугубо функциональный и служат, скорее, для решения технических проблем, чем для чего-то другого. Здесь не персонажи продвигают историю, а история – персонажей, следовательно, с героями невозможно идентифицироваться ни на одном уровне.

Читайте также:

Docudays UA и Украинский институт представят 4 документальные проекты в Каннах

Подобное уже было в предыдущей детской картине Анатолия Матешко «Трубач», которая, похоже, была больше данью советскому фильму «Волга-Волга», чем повествовала о современных украинских школьниках. Все в той картине – от сюжета до музыки – было сделано так, чтобы ничего не напоминало о реальности за окном. И такое положение вещей аж никак не свидетельствует в пользу кинематографистов. Умение снимать кино ни о чем не может быть комплиментом. Дело здесь не столько в том, чтобы чем-то лишним перегрузить фильм, сделать его полезным, проблемным или еще каким-то. Дело здесь – в сужении его гуманитарной составляющей. Рассказывая о несуществующем мире, фильм словно выражает нам недоверие, давая вместо реальности ее суррогат, вместо настоящих чувств – их имитацию, вместо правдивых конфликтов – вымышленные и крайне абстрактные сюжетные коллизии.

Зарубежные фильмы для семейной аудитории не обходят вниманием проблемы, которые в наших условиях могут показаться слишком «взрослыми» – развод родителей, экономические трудности, отношения с братьями и сестрами, которые никогда не бывают простыми, взросление, которое никому не дается легко, болезни, которые случаются со всеми, и даже неотвратимость смерти, которая обязательно становится осознанной именно в детском возрасте.

Всего этого нет в украинском кино не только для семейной аудитории, но и даже для исключительно взрослой. Поэтому милая американская рождественская история «Один дома» может больше рассказать о семье и ее жизни, чем многочисленные украинские фильмы, которые избегают всего хотя бы немного серьезного, предлагая взамен пластмассовую реальность с милыми, похожими на манекенов, персонажами.

«Фокстер и Макс» – детское кино в недетском контексте3

«Фокстер и Макс» развивается именно в русле этой не очень хорошей традиции, которая, однако, присутствует не только в нашем кино, но и на телевидении и вообще в социальной жизни, которая уверенно мигрирует в сторону розовых фантазий о несбыточном. В этом не было бы ничего плохого, если бы это не вело к определенной атрофии – в первую очередь интеллектуальной, но также эмоциональной. Отказываясь от реальности, мы перемещаемся в виртуальный мир, где все легко и просто и где наши фантазии не встречают никакого сопротивления. Плохая новость – в том, что мы в этом мире не можем жить постоянно.

«Фокстер и Макс» – детское кино в недетском контексте4

Это интересно проявлено в «Фокстере и Максе», где сама технология нанороботов предполагает, что они могут обретать любую форму, которую захочет их хозяин. Это очень странная фантазия, технически вряд ли осуществимая, однако полная невероятного соблазна. Если бы авторы взяли ее за основу, могла бы получиться определенная украинская утопия или, скорее, антиутопия, которая все же ближе к нашей реальности и ментальности. Однако авторы фильма пошли по проторенной дорожке. Что ж, в этот раз не получилось, надеемся, в следующий все получится.

Игорь Грабович. Киев

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"Национализм – это жажда власти в сочетании с самообманом."

© Джордж Оруэлл

Чому чоловіки отримують зарплату більшу, ніж жінки?

Казарин: В 2000-м Данила Багров сказал России “так можно” – и ему поверили. А в 2019-м Украина точно так же поверила сценаристам “95-го квартала”

За добу зафіксували понад 600 випадків інфікування COVID-19 в Україні

Суд рассматривает апелляцию на продление ареста Антоненко

Google запретит рекламу шпионских программ и технологий

Станом на 13 липня на території Вінницької області підтверджено 2097 випадків COVID-19: одужало 1540 осіб

Известный боец UFC избил в ресторане пенсионера. ВИДЕО

Доба на фронті: П’ять українських вояків отримали поранення, ще один воїн – бойове травмування

Илон Маск назвал украинского конструктора Королева одним из лучших

SpaceX снова перенесла запуск спутников Starlink

В Венеции впервые протестировали систему шлюзов для защиты от наводнений

Максим Колиба: Ми отримали не нового президента, ми отримали Кучму-Януковича в одному флаконі – Володимира Федоровича Кучму

ОБСЄ зафіксувала на Донбасі танки і важку артилерію терористів

Сразу три новых произведения Стивена Кинга экранизируют

Руководство Amazon ошибочно приказало работникам удалить TikTok

Путин утверждает, что ухудшение отношений Москвы и Киева “в принципе не связано” с аннексией Крыма

На даху тернопільської багатоповерхівки знайшли лаундж-зону з кущами коноплі. ФОТО

Сериал “Корона” завершат на шестом сезоне

В Украине испытали новейший отечественный беспилотник

Стерненко: Дело по нападению на меня остановили, заказчика не ищут