USD28.2033

Кино и немцы, или Как нацисты Голливуд нагибали

Кино и немцы, или Как нацисты Голливуд нагибали

Удивительно, до чего же похожи тоталитарные режимы – что нацистский, что советский. В чем сошлись Геббельс и Молотов? В неприятии знаменитого антивоенного романа!

91 год назад, 4 декабря 1930 года, в Берлине состоялась премьера «На Западном фронте без перемен» – эпической военной драмы, снятой в Голливуде по одноимённому бестселлеру Эриха Марии Ремарка. Сейчас этот фильм считается одним из лучших киновысказываний не только о Первой мировой, но вообще – о войне. Но тогда он вызвал громкие протесты, особенно в Германии. Национал-социалисты обвинили и Ремарка, и режиссера Льюиса Майлстоуна (Лев Мильштейн, рожденный то ли в Кишиневе, то ли в Одессе) в «клевете на героических немецких ветеранов».

Льюїс Майлс (Лев Мільштейн) з романом Ремарка та з статуеткою
Льюис Майлстоун (Лев Мильштейн) с романом Ремарка и статуэткой "Оскар", полученной в 1931 году за его экранизацию

Организованные доктором Геббельсом, будущим всесильным министром пропаганды нацистской Германии, отряды из сотен молодчиков – титушек, которые и дня не воевали – срывали кинопоказы в Германии и Австрии. Введенные гитлеровцами погромные методы борьбы с тем, что не вписывается в систему их взглядов, очень популярны и сейчас в государствах с авторитарным стилем правления. Это может касаться чего-либо: фильма о балерине – любовнице русского царя, или киноленты об украинском Голодоморе, недавно испытавшей обструкцию в России.

Так что наличие подобных «братств» – серьезный звонок о том, что в государстве (с государством) что-то не так. Но есть и другая сторона этой истории – оказывается, Голливуд до последнего очень тесно сотрудничал с нацистской Германией. В течение 30-х и даже когда началась Вторая мировая война. Рынок третьего Рейха был слишком прибыльным, поэтому финансовая выгода перевешивала для киномагнатов человеческие жизни.

Горячий вечер холодной берлинской зимы, или Мастер-класс от нацистских титушек

Холодный декабрьский вечер 1930-го, первой зимы Великой депрессии, через 12 лет после окончания Первой мировой войны, немецкая публика собралась в берлинском кинотеатре «Моцарт» на Ноллендорфплац. Люди пришли посмотреть новый голливудский фильм «На Западном фронте без перемен», снятый по одноименному роману соотечественника Эриха Марии Ремарка. Пришли в кинотеатр – пространство безопасности и фантазии; места, где можно было бы убежать от удручающей повседневности. Но киносеанс был сорван: 150 штурмовиков из национал-социалистической партии во главе с 33-летним доктором Геббельсом, устроили самый настоящий погром: они выкривали антисемитские лозунги, бросали в зал бомбы-вонючки, распылили горчичный порошок, а потом выпустили двести белых мышей. Примечательно, что на премьере киноленты, состоявшейся днем ​​раньше, 4 декабря, при интенсивном присутствии полиции, нацисты никак себя не проявили.

Поліція охороняє кінотеатр, де показують
Полиция охраняет кинотеатр, где показывают "На западном фронте без перемен"

Геббельс правильно предположил, что театр ослабит бдительность на показе 5 декабря. Внезапная атака толпы бандитов ошеломила и шокировала. Проекторы были выключены, и в этом хаосе зверски избили кинозрителей, которых считали евреями. Основная цель – создать хаос, терроризировать кинозрителей и сплотить поддержку противников фильма была достигнута. «За десять минут кинотеатр превратился в сумасшедший дом», – злорадствовал в тот вечер Геббельс в своем дневнике.

Среди ошеломленных свидетелей в кинотеатре была и 28-летняя безработная актриса Лени Рифеншталь – приятельница и собутыльница Ремарка, в чьей квартире он иногда писал «На Западном фронте без переменен».

Ленни Рифеншталь
Ленни Рифеншталь

Через пять лет она снимет культовый «Триумф воли» и станет любимым кинорежиссером фюрера.

«Тупая буржуазно-пацифистская литература»: взгляды Геббельса и Молотова совпадают

Роман молодого автора Эриха Марии Ремарка был сначала напечатан в немецкой газете в 1928 году, а затем, 31 января 1929-го, издан отдельной книгой. Сказать, что она была замечена – не сказать ничего. Она ошеломила Германию, затем Европу, а затем и США. Это был первый общемировой книжный бестселлер. В Германии весь тираж был раскуплен в день выхода книги. Никому не известный журналист газеты «Спорт в иллюстрациях», Ремарк стал мировой знаменитостью. Права на экранизацию романа были сразу же выкуплены Universal Pictures за рекордную в то время сумму – 40 тысяч долларов, и фильм немедленно запустили в производство.

Кино и немцы, или Как нацисты Голливуд нагибали4

Читайте также:

Дом Фредди Крюгера продают за ,5 миллиона

Ничем не особенная история роты немецких солдат-добровольцев, дислоцированных на линии фронта в последние недели Первой мировой войны оказалась мегапопулярной. Ремарк, по сути, ничего не придумывал. В ноябре 1916 года его со школьной скамьи мобилизовали в кайзеровскую армию. «Вернулись с войны не более половины ушедших, – вспоминал писатель. – Те, кто выжил, и по сей день не пришли в себя… Я – живой покойник». Он описал только то, что видел и чувствовал – первый шокирующий опыт войны: голод, грязь, будни окопов, газовая атака, первое ранение, первая смерть и никакой героики.

Сегодня Ремарк – один из главных писателей-романтиков «потерянного поколения», вызывает противоречивые чувства: одни его просто обожают, другие называют слишком сентиментальным и пафосным. В Советском Союзе «На Западном фронте без перемен» была издана оперативно – в том же 1929 году. Советский высокопоставленный функционер Вячеслав Молотов писал Сталину: «Пишу сегодня записку Стецкому о книге Ремарка «На Западном фронте без перемен». Я решительно против массового распространения этой тупой буржуазно-пацифистской литературы… Прочти эту книгу, в ней есть и яркие страницы о фронтовых людях, рассматриваемых автором архиограниченно – только как полуживотных и полумещан…». То есть Молотов, который, равно как и нацистские молодчики, запускавшие мышей в берлинский кинотеатр, и дня не был на войне, категорически осудил книгу за «пацифизм» и возмутился. Книгу изъяли. Заново издали только в конце 50-х годов, во время хрущевской «оттепели» – вместе с «Триумфальной аркой» и «Тремя товарищами» – двумя другими блестящими романами.

Кино и немцы, или Как нацисты Голливуд нагибали5
"Три товарища", фильм 1938 года

Ремарк стал для советских людей культовым писателем не на годы – на десятилетия. Его книги растасакивали на цитаты, а советские студенты, попивая дешевый портвейн, мечтали попробовать когда-нибудь кальвадос и спорили, где ставить в этом слове ударение.

Киношедевр, запрещенный за «низкое эстетическое качество»

Читайте также:

Трагедия с Хатчинс: Алек Болдуин передал свой телефон следователям

Примечательно, что немецкая цензура поначалу разрешила прокат фильма. Правда, американцам пришлось изрядно отредактировать киноленту – вырезать то то, то другое, что уж слишком

коробило цензоров.

Карл Леммле
Карл Леммле

Основатель компании Universal Карл Леммле, еврей-эмигрант из Германии, послал длинную покаянную телеграмму в берлинские газеты, в которой извинялся перед «немецким народом», доказывая, что фильм совсем не задумывался как антинемецкий и лишь отражает общечеловеческий военный опыт. Однако усилия Леммле оказались тщетными, нацистская тактика устрашения сработала. «Это не фильм о войне, а о поражении Германии!» – кричал Геббельс.

Массовые акции проходили не только в Берлине, но и в других городах Германии и Австрии. Например, в Вене, театр «Аполло» охраняли 1500 полицейских, в то время как им противостояло несколько тысяч нацистов. Этот плебейский экстремизм преследовал несколько замыслов – окончательно запугать одних и привлечь в свои ряды других.

Гітлер і Геббельс на Берлінській кіностудії, 1935
Гитлер и Геббельс на Берлинской киностудии, 1935

Геббельс называл любую оппозицию абсолютным злом и «осквернителем собственного гнезда». В марте 1933 года нацисты выпустили декрет «Об отпоре подлым нападкам на правительство национального подъема». То есть, их интересовал не столько сам фильм, сколько вопрос собственной значимости, силы и влияния. Наконец, нацистам удалось заставить Цензурный комитет пересмотреть разрешение и запретить фильм «за низкое эстетическое качество».

Соблазн сверхприбылями

Между тем Гитлер был фанатом американского кино. Он обожал Грету Гарбо, с удовольствием смотрел «Микки Мауса», но считал примитивным «Тарзана». Каждый вечер, после ужина, устав от демагогических речей, он вместе с гостями шел в частный кинозал и смотрел голливудские фильмы.

У Гітлера був особистий кінозал
У Гитлера был личный кинозал и киносимпатии

Десятки фильмов экспортировались в Германию из США и имели колоссальные кассовые сборы. Ведущие голливудские киностудии очень охотно и даже с энтузиазмом сотрудничали с нацистской Германией. Генеральный консул Германии в Лос-Анджелесе Георг Гисслинг был фактически представителем Гитлера в голливудской киноиндустрии. Согласно берлинским директивам, он диктовал студиям, какое кино они должны снимать. Тот, кого заподозрят в подрыве авторитета Гитлера и нацизма – подвергается санкциям и не будет допущен на немецкий рынок – имидж нацистской Германии должен быть безупречным. В 1937 году кино каждую неделю смотрели 88 миллионов американцев, а в мире – более 150 миллионов человек – это было немало, и нацисты очень заботились о том, как их будут воспринимать и что о них и об их режиме будут думать в Америке и мире. Гисслинга всегда приглашали для просмотра всех голливудских фильмов. Если ему что-то не нравилось, то представители киностудии должны были удалять фрагмент. Так, нацисты получили право вето на содержание голливудской кинопродукции. Карл Леммле-старший, глава Universal, кинокомпании, снявшей в 1930 году "На Западном фронте без изменений", первым согласился на вмешательство гитлеровцев в процесс создания голливудского кино. Впоследствии он будет жалеть, но уже будет поздно.

Читайте также:

Короткометражка «Между теней» выиграла главный приз на фестивале украинского кино в Варшаве

В 30-е годы сотрудничество между голливудскими кинокомпаниями и Берлином только усилилось. Дошло даже до того, что в 1938 году MGM (Metro-Goldwyn-Mayer) инвестировала в заводы по производству оружия в Австрии и Судетах. После вторжения Германии в Польшу MGM в знак поддержки подарила Германии 11 самых популярных своих картин. Студии не только тщательно выполняли указания гитлеровцев, но иногда подписывали собственные коммюнике в Берлине словами: «Хайль Гитлер!».

Анатоль Літвін та кадр з його фільму
Анатоль Литвак и кадр из его фильма

Лишь в 1939 году американцы смогли выпустить первый антинацистский фильм о фашистах в самой Америке – «Исповедь нацистского шпиона» – его снял киевский еврей в Голливуде Анатолий Литвак. Окончательно же голливудские студии были изгнаны (да, они не ушли сами) из Германии в 1940 году – последними гигантский рынок покинули MGM и Paramount.

Не только «На Западном фронте без перемен»

Нацисты повлияли еще на два голливудских фильма, снятых по романам Ремарка: «Возвращение» и «Три товарища», хотя их и не показывали в самой Германии – Гитлер ненавидел их автора. Благодаря этому вмешательству от антинацистского послания Эриха Марии Ремарка не осталось и следа. Зато вышла банальная любовная история, из которой американцы или те, кто смотрел это кино, ничего не могли узнать ни о нацистах, ни о жуткой атмосфере, в которой уже существовала Германия.

Кадр з фільму
Кадр из фильма "Возвращение"

В пресс-релизе говорилось, что эта история «могла случиться в любом месте и в любой стране». То есть, гитлеровцы добились чего хотели. Они не гнушались никакими средствами: давили на продюсеров и актеров, шантажировали, угрожали репрессиями всем их родственникам, оставшимся в Германии и т.д. Так было с фильмом «Возвращение». Когда кинокомпания Universal Pictures отказалась выполнять требования нацистов об изменении сценария, немецкий консул разослал 60 участвующим в съемках актерам письма с угрозами. Правда, это было уже слишком – голливудское сообщество возмутилось и даже послало телеграмму Госсекретарю США Корделлу Холлу с осуждением тактики устрашения и призвало к немедленной депортации Гисслинга. Впрочем, нацистам удалось выпутаться из этой неприятной ситуации, а кинокомпания Universal уступила. Финальную версию "Возвращение" стерилизовали, "атака на немецкий милитаризм осталась на полу монтажной". Берлину можно было расслабиться.

Дотянуться до бабочки

Ремарк окончательно эмигрировал из Германии в 1933 году. Сначала в Швейцарию, затем в США, где жил роскошно.

Марлен Дітріх та Еріх Марія Ремарк
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк

«Хуже его романов только его смокинги, в которых он заявляется на вечеринки под руку с очередной голливудской звездой», – язвительно резюмировал Бертольт Брехт. Ремарк известен своими бурными влюбленностями, а среди его многочисленных любимых – Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Натали Палей, Долорес дель Рио, Полетт Годдар.

Судьба его семьи была трагической, но он об этом не слишком беспокоился: его зять попал в плен, вторая жена отца покончила с собой – но все же одна история его затронула и беспокоила до конца жизни.

Стратою Ельфріди Шольц нацисти мстилися її братові
Казнью Эльфриды Шольц нацисты мстили ее брату

В декабре 1943 года по доносу была схвачена сестра Ремарка Эльфрида Шольц и гильотинирована. Ее арестовали за «возмутительно лживую пропаганду в пользу врага» и «подрыв обороноспособности страны». «Я в Плётцензее. И сегодня после обеда, в час дня, меня больше не будет…», – написала Эльфрида из тюрьмы незадолго до казни своей старшей сестре. Она была швеей, обшивала жен немецких офицеров, пока те бесславно воевали на Восточном фронте. Одна из них и донесла. «Ваш брат ускользнул от нас, но вы от нас никуда не денетесь», – злорадствовал нацист-судья. Письмо, адресованное сестре, передали. А к нему добавили счет за содержание Эльфриды в тюрьме, судебный процесс и саму казнь – 495 марок и 80 пфеннингов.

Один из самых печальных романов Ремарка «Искра жизни» посвящен сестре Эльфриде, мученическая смерть которой глубоко его поразила. В послевоенной Германии писатель был лишь раз – в 1956 году. Путешествие произвело на него удручающее впечатление.

Роман Ремарка «На Западном фронте без изменений» разошелся по миру с 1930 года более чем 40-миллионным тиражом. Что касается фильма, то сегодня он считается шедевром киноискусства.

Главный герой Пауль Боймер не достигает боевой славы. Он погибает в знаменитой сцене в тихий день незадолго до окончания Первой мировой, протягивая руку к бабочке.

Светлана Шевцова, Киев

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "Национализм – это жажда власти в сочетании с самообманом."

    © Джордж Оруэлл

    Больше всего новых COVID-случаев обнаружили в трех областях и Киеве – Минздрав

    Ответ на ультиматум Кремля. НАТО требует от РФ вывести войска из Украины, Молдовы и Грузии

    МЗС Німеччини: всі знають, що вступ України до НАТО не на часі, зокрема Росія

    Турция предложила ОБСЕ Стамбул для переговоров по Донбассу. России это “неудобно”

    “Героические действия”. Трижды раненый на Южмаше военный смог поднять тревогу – Енин

    Фильм о Холокосте на Львовщине можно посмотреть онлайн

    В Беларуси анонсировали вывод войск РФ со своей территории: названы сроки

    Фигура в стиле Ким Кардашьян вызывает комплексы у женщин

    У украинского спутника «Січ-2-1» на орбите – проблемы со связью

    Настал критический момент для евроатлантической безопасности – Столтенберг

    Анимационный фильм Анны Дудко «Глубокая вода» взял награду на фестивале во Франции

    Депутат Держдуми одессит Анатолій Вассерман назвав українців “злочинцями”, а мову “блатною фенею”. ВІДЕО

    Жодні медичні висновки не гарантують захисту від шутингу в армії, – психіатр

    Китайский спутник отбуксировал другой аппарат на «погребальную орбиту»

    Правительство Чехии утвердило решение подарить Украине 4000 артиллерийских снарядов

    Родные умершей обвиняют польских врачей, что ее не стали оперировать из-за запрета абортов

    В Киеве состоялся показ фильма «Сад Финци-Контини» о Холокосте в Италии 1930-х

    “Чий там прапор висить, того й Крим”: депутат під Харковом потрапив у скандал. ВІДЕО

    Опади та сильний вітер: у п’ятницю Україна буде під впливом циклону Marie

    В Госспецсвязи опровергли, что у кибератаки 14 января была финансовая цель