Конечно, Кремль никогда не будет исполнять решение Гаагского суда. Но борьба, в которой у Украины есть все шансы победить, продолжается. Ничего не потеряно, и я считаю, что эту борьбу мы в итоге выиграем, и не только по Крыму, но и по Донбассу тоже.
Не хочу критиковать украинских дипломатов, поскольку вижу, как работает остальная часть власти. МИД и Минюст по сравнению с большинством работают хорошо. И то, что оба иска по обеим конвенциям приняты к исполнению, – это плюс, а не минус, при всех нюансах и критике. В целом решение суда положительное для нашей страны, и у нас есть все шансы продолжить и в итоге победить. Надо просто приложить еще больше усилий.
Теперь, что касается Крыма. Понятно, что Путин откажется исполнять все решения, касательно крымских татар, преподавания украинского и крымскотатарского языков и восстановление деятельности Меджлиса. Поэтому польза на данном этапе от этих временных мер такова, что Россия демонстративно на глазах у мирового сообщества не будет их исполнять. Будет продолжать преследование крымских татар.
Есть и еще один важный момент. Уже даже суд ООН показал украинским властям, на каком пути лежит ключ от Крыма. Это защита и поддержка права коренного народа Крыма жить на своей земле и быть на ней хозяином. Об этом многократно сказано президентом, многими депутатами, главой Меджлиса крымскотатарского народа Чубаровым, а теперь еще и судом в ООН. Они тоже видят, как грубо Россия нарушает права крымских татар.
Поэтому было очень хорошо до 18 мая, к годовщине геноцида крымских татар 1944 года, принять акт поддержки крымских татар. Это значит – принять закон и, наконец, законодательно признать крымских татар коренным народом Украины, переформатировать АРК Крым в национальную автономию крымских татар и усиленным образом поддерживать защиту своего коренного народа на международной арене. Сама жизнь уже подсказывает, даже судьи ооновские, украинскому правительству – “защищайте свой коренной народ”.
Сейчас же Россия начнет лгать, что, мол, никого мы не притесняем, что в Крыму все довольны. Хотя на самом деле они там всех запугали, и кроме крымских татар вообще никого не слышно. Поэтому Украина должна оказать им большую поддержку. Если, конечно, власти действительно хотят вернуть Крым.
Год назад, 18 мая, президент Порошенко сказал, что инициирует и добьется того, чтобы Крым стал крымскотатарской автономией в составе Украины. Тогда люди в Крыму плакали, звонили мне и спрашивали: “Неужели это правда, неужели за нас будут бороться?”.
Сейчас, особенно после решения суда ООН, в Крыму ждут действий от президента и парламента Украины. Это очень важный психологический момент. Если до 18 мая этого года закон о крымских татарах так и не будет принят, то у этих людей, которые борются против российской репрессивной машины в Крыму, будет сильнейшее разочарование и обида на украинскую власть. Они такого отношения к себе со стороны государства, оставившего их в заложниках, не заслужили.