USD28.2033

«Листапад»-2019: Фантомные боли и новые времена

«Листапад»-2019: Фантомные боли и новые времена

Зрители фестиваля смогли увидеть два фильма, снятые с показа год назад по цензурным соображениям

Один из крупнейших кинофестивалей Восточной Европы, Минский МКФ «Листапад», 1-го ноября открывшийся уже в 26-й раз, выступает едва ли не наиболее значимой на постсоветской территории платформой, выстраивающей культурный диалог народов, некогда вместе пребывавших в составе советской империи, теперь же разделённых зачастую не только государственными суверенитетами, но и территориальными претензиями и военными конфликтами. Возникший вскоре после распада СССР и всего социалистического лагеря, проходящий в стране, чьим властям, пожалуй, успешнее всего удалось сохранить и поставить себе на службу фактуру советской эпохи, «Листапад» позволяет своей аудитории лучше осмыслить путь, пройденный после падения Берлинской стены, и убедиться, что её тень, вместе с прочими призраками «коммунистических» времён, продолжает довлеть над нашей повседневностью.

Необходимо оговориться, что в программе, собранной под руководством Игоря Сукманова, не ощущается идеологического диктата, да и в целом о местной политической специфике на «Листападе» напоминают по большей части лишь речи на парадных церемониях с непременным упоминанием ключевой роли Александра Лукашенко в становлении фестиваля да старания соблюсти вежливость к союзным режимам (так, фильм тайваньского производства и тайваньский фестиваль обозначен в программках следующим образом: «Китай (Тайвань)»). Эти несколько капель дежурной болтовни и ритуалов лояльности, падающих на мельницу системы, кажутся со стороны занятным декором, кажется, уже отмеченным отсветом той иронической ностальгии, с которым он будет однажды восприниматься – вроде орденов Ленина и Октябрьской Революции, украшавших названия перестроечных газет и журналов.

Кажущиеся незыблемыми диктатуры однажды уйдут в прошлое, памятники вождям будут сброшены с пьедесталов или рухнут сами, улицы, названные в честь героев забытых идеологических мифов, будут переименованы в имена других мучеников и палачей, также обречённых на забвение – однако выбор между ответственностью за свои действия и страхом наказания, между чувством самосохранения и сочувствием к ближнему, между должным и выгодным будет неизменно вставать перед каждым из нас. Об этом напоминает фильм казахского режиссёра Фархата Шарипова «Тренинг личного роста». Его действие разворачивается в пространстве социально-экономической и идейной зыбкости, столь характерных и для украинских реалий. Герои обсуждают новые переименования и спорят о патриотичности празднования Дня Святого Валентина вместо национального Гашыктар кунине, но вопросы исторической справедливости и культурной идентичности беспокоят их куда меньше перспективы лишится рабочего места, каким бы жалким оно ни было.

Читайте также:

Завершили съемки документального фильма “Усатый фанк”

Центральный персонаж ленты – сорокалетний банковский клерк, кажется, давно смирившийся с участью незаметного офисного сотрудника. Неожиданная встреча с сокурсником, выбившимся в чиновническую элиту, не только напоминает ему о нереализованных мечтаниях юности, но и предоставляет возможность начать жизнь заново, под покровительством вновь обретённого товарища, способного без особенных усилий, по щучьему велению, преобразить его существование. Герою всего лишь достаточно забыть, что именно с этим волшебником-крёстным провела вечер накануне таинственного исчезновения юная проститутка, беспутная уроженка далёкого селения, судьба которой, кажется, волнует лишь её родителей. Впрочем, волнует она и главного героя, но окажется ли он способен, положившись на превратности казахского феодального правосудия (перед лицом которого клерки едва ли могут считаться равными чиновным вельможам), отказаться от последнего шанса встать на ноги, помочь собственной семье, обрести уважение если не в своих глазах, то в глазах близких? На какие ценности и нормы он способен опереться в обществе, выстраивающем национальную мифологию из обломков советской, какие собственные духовные ресурсы позволят ему если не выступить против могущественного сокурсника, то, во всяком случае, отказаться от его даров, если он давно утратил веру в Бога, а чаще посещать мечеть ему советует – в ходе проходящего в борделе застолья – демонический товарищ?

Читайте также:

ВР одобрила законопроект о компенсации иностранцам расходов на производство кино в Украине

В другой конкурсной ленте, «Прощай, мой сын» Вана Сяошуая, способность помнить, способность испытывать угрызения совести также оказываются препятствием для карьерного роста и психического равновесия и вместе с тем утверждаются как качества, необходимые для сохранения собственного достоинства и просто человеческого облика. Трёхчасовое кинополотно, удостоившееся наград за лучшее исполнение мужской и женской роли на Берлинском МКФ, охватывает события с середины 80-х по настоящее время. Сяошуай рассказывает историю нескольких родственников и друзей, во взаимоотношения которых вторгается режим, стремящийся контролировать не только политические воззрения граждан, но и их частную жизнь. И если одни из персонажей смиренно жертвуют своими чувствами или даже выступают добровольными помощниками властей, другие отваживаются на безнадёжный бунт. Впрочем, ещё более тщетными оказываются попытки заключить договор с бесом диктатуры – полученные блага оказываются неспособными ни вернуть, ни компенсировать утраченный душевный покой, зависящий от раскаяния и прощения, которое могут даровать лишь жертвы.

С помощью превосходных исполнителей и безупречного грима создателям удаётся показать героев, состарившихся на глазах аудитории, и столь же мастерски они изображают перемены, происходящие в КНР по мере превращения страны из свирепой антиутопии фанатиков коммунистического аскетизма в тоталитарный вариант общества потребления. Картина свидетельствует, что диктатура обладает способностью решительно менять собственные установки, лишая всякого смысла принесённые ей в угоду жертвы, обесценивать в угоду идеологической повестке дня любые достижения, любые страдания своих подданных. «От нашей жизни не осталось и следа», – произносит один из персонажей, возвращаясь в родной город после двадцатилетнего отсутствия, чтобы увидеть сияющие огнями торговые центры на месте закрытых фабрик и обнаружить по соседству от своей комнаты в заводском общежитии прикрытый вывеской массажа бордель. Сколь многие из уроженцев Советского Союза, от Беларуси до Казахстана, могли бы повторить эту фразу.

Читайте также:

Сенцов написал статью, где сравнил судьбу Польши и Украины

Сохранить связь времён, вопреки обыкновению тирании раз за разом перекраивать историю, позволяет наша собственная память, разделённая с нашими родными, с нашими обидчиками и теми, кого обидели мы сами. Этой связи и нашей способности преодолевать во взаимоотношениях с близкими людьми мировоззренческие барьеры посвящены две белорусские документальные картины, «Стриптиз и война» Андрея Кутило, о которой мы писали в нашем материале об МКФ в Висбадене goEast, где фильм получил приз ФИПРЕССИ, и «Моя бабушка с Марса» Александра Михалковича, созданная в копродукции с Держкино и прошедшая в сентябре в украинском прокате.

Обе ленты должны были быть представлены в Национальном конкурсе ещё на прошлогоднем «Листападе», однако были сняты под давлением Минкульта. Если «Стриптиз и война» слишком иронично и убедительно показывал реальность лукашенковской Беларуси с её старческим милитаризмом, «Моя бабушка с Марса» напугала белорусских чиновников обращением к практически табуированной теме Крыма. Хотя Минск не признаёт полуостров территорией РФ, власти Беларуси далеки от желания раздражать российских партнёров слишком откровенной критикой, подобной той, что содержится в высказываниях главной героини ленты Михалковича, 80-летней бабушки режиссёра. Живя в Евпатории, она постепенно отдаляется от привычного окружения, выражая проукраинские взгляды.

Запрет фильмов Кутило и Михалковича спровоцировал протест членов жюри, на церемонии награждения заявивших о неприемлемости подобной цензуры, и побудил нескольких белорусских кинематографистов в качестве акта поддержки коллег снять собственные картины с конкурса. Многие посчитали эти события свидетельством попытки властей установить над фестивалем идеологический контроль. Но в этом году обе картины, успевшие обзавестись несколькими престижными международными наградами, были возвращены в программу («Стриптиз и войну» даже взяли в Основной конкурс документальных фильмов), как и те работы, что были сняты авторами в знак солидарности с Кутило и Михалковичем.

Со стороны сложно судить, состоялись ли демонстрации картин Кутило и Михалковича в большей степени благодаря стойкости организаторов фестиваля или способности белорусских чиновников осознать необходимость перемен. Как бы то ни было, эти показы свидетельствуют о том, что ситуация меняется к лучшему даже в пространстве, в котором советское прошлое, кажется, продолжает определять современность.

…Петр Вайль и Александр Генис в своей книге «60-е: Мир советского человека» приводят фрагмент из рассказа штангиста и писателя Юрия Власова, «безусловного идола советской интеллигенции», герой которого в номере иностранного отеля обнаруживает «…под ворохом измятых галстуков библию. Эту обязательную принадлежность всех «порядочных» гостиниц. (…) Кого утешала и кого оправдывала эта равнодушная толстая книга?» К числу порядочных гостиниц Власов теперь мог бы отнести и принимающий гостей «Листапада» минский отель «Беларусь», в номерах которого ящики ночных столиков хранят Новый Завет на русском и английском.

Александр Гусев. Минск

Автор выражает благодарность Посольству Украины в Республике Беларусь за помощь в подготовке материала

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"Для политиков реформы – это во-вторых, а может даже в-третьих. Любой ценой удержать себя во власти – вот что для них во-первых."

© Олег Попцов

Чубанина з Герусом: суд відпустив Ляшка з кількома умовами

В Італії затримали яхту з мігрантами й українським екіпажем

Зеркаль рассказала, когда уволится из МИД

Facebook обнаружил новую уязвимость WhatsApp

Ось так “успішно” триває підготовка до нормандської зустрічі

ГПУ: по иску прокуроров в 2019 году государству вернули имущества на 14 миллиардов

Вояки збили безпілотник загарбників. ФОТО

Данилюк предлагал должность главы Минобороны американцу

Bugatti может выпустить “бюджетный” электрокар за миллион евро

Зеленський пояснив, чому прийшов неголеним на спільну прес-конференцію з прем’єр-міністром Чехії

Критическое мышление и сотрудничество: в 26 школах введут систему “мягких навыков”

Російська атака біля кордону: у штабі підтвердили бойове поранення вояка

Число жителей Украины стало меньше 42 миллионов

В мэрии покажут фильм о Революции Достоинства

НАТО готовится признать космос оперативным пространством

ЕСПЧ обязал Украину выплатить €4 тысячи российскому оппозиционеру

У Києві “режисер” видурює з дітей гроші за нібито ролі у молодіжному серіалі “Блогери”. ВІДЕО

В Раде предлагают разрешить украинцам менять свое отчество

Apple выпустила обновление iOS из-за багов в предыдущей версии

ООН: 4,2 мільярда людей не мають безпечного туалету. ВІДЕО