USD28.2033

«Листапад-2019»: Пророки в чужом отечестве

«Листапад-2019»: Пророки в чужом отечестве

Фильмы кинофестиваля обратились к теме личного выбора и границ компромисса

Внимание к неудобным темам и творческому поиску, характерное для отборщиков фестиваля, проявили и члены жюри. Награды XXVI Минского МКФ «Листапад» получили картины, отличающиеся не только художественной, но и гражданской смелостью. Победителем основного конкурса стала «Атлантида» Валентина Васяновича (прежде Гран-при «Листапада» получили две украинские ленты, «Счастье моё» Сергея Лозницы и «Племя» Мирослава Слабошпицкого), фильм, чьё изображение будущего зоны АТО едва ли способно порадовать зрителя любых политических взглядов. «Атлантида» изображает катастрофические последствия российской интервенции, и вместе с тем – побуждает усомниться в способности наших государственных институций и самого украинского общества их преодолеть.

Отказываясь от идеологических компромиссов, Васянович не облегчает аудитории просмотр ни сюжетными ухищрениями, ни смягчением проблематики. Собственно, роль сюжета здесь играет воссоздание атмосферы послевоенного мира, пересечённых разбитыми дорогами пустошей, разрушенных и закрытых фабрик, бесприютных городских пейзажей, и психологического состояния местных жителей – ожесточённых, разуверившихся, не способных ментально вернуться с войны. Этот мир Васянович, выступивший и оператором-постановщиком, снимает как бы в профиль, большинство кадров выстроены на предмете, к которому камера размещена точно под прямым углом – будь то грузовик, обеденный стол или тележка с трупом. Нас словно разворачивают лицом к тому, на что мы не слишком хотим смотреть.

Стремлением поколебать оптимистичные представления о реальности отличается и картина Андреаса Хорвата «Лиллиан», получившая главную награду жюри конкурса дебютных и вторых фильмов «Молодость на марше». Заглавная героиня, живущая в США по просроченной визе молодая россиянка, решает отправиться пешком из Нью-Йорка в Аляску, чтобы через Берингов пролив вернуться на родину.

«Листапад-2019»: Пророки в чужом отечестве1

В сюжете угадывается судьба девушки, известной под именем Лиллиан Эллинг, которая отправилась этим маршрутом в конце 1920-х (как полагают, будучи не сумевшей приспособиться к американской жизни белорусской еврейкой, не имевшей денег на трансатлантическое путешествие) и пропала без вести. Собственно, о Лиллиан из фильма Хорвата известно немногим больше. Зрителю ничего толком не сообщается о причинах, побудивших её предпринять свою одиссею, да и о личности Лиллиан по окончании просмотра можно с уверенностью сказать лишь то, что физической выносливостью она отличается в гораздо большей степени, чем интеллектуальными запросами и интересом к окружающей действительности. Безмолвно преодолевая одну сотню миль за другой, ночуя в заброшенных зданиях, биотуалетах и под пологом леса, роясь в отбросах и вынося из магазинов то, что плохо лежит, избегая любых контактов, она кажется гостьей из эпохи охоты и собирательства, озабоченной лишь выживанием.

Читайте также:

ОМКФ покажет 10 своих кинохитов в совместном спецпроекте с Takflix

Героиня столь отчуждена от цивилизации, едва ли делая особенное различие между попадающимися людьми и представителями иных животных видов, что фильм воспринимается как оригинальный вариант робинзонады. Однако зритель едва ли останется столь же равнодушным к путевым картинам, печальной череде образов экономического упадка и социального разложения: обезлюдевшие после буйства стихий городки, митинг индейцев, протестующих против возведения вредного для окружающей среды предприятия, автодром разбитых машин, плакаты с фотографиями убитых девушек, развешанные вдоль канадского «Шоссе слёз». Американское захолустье, в котором существует Лиллиана, воспроизведено с достоверностью документального кино, так что возникает впечатление, будто большинство персонажей повторяют перед камерой свои повседневные занятия и диалоги.

Между тем, несмотря на всю внешнюю неприглядность хиреющих селений, люди, встречающиеся девушке, за редким исключением проявляют готовность помочь нелюдимой страннице или, по крайней мере, снисходительно отнестись к особенностям её поведения. Героиня, далёкая от всякой доброжелательности и поддерживающая существование с помощью воровства, кажется испытанием для способности её ближних проявлять терпимость и сострадание, и обитатели «депрессивных» регионов Америки выдерживают его практически безукоризненно.

Читайте также:

Вышел трейлер новой украинской комедии с Бенюком

Иная участь могла бы ожидать путника, забредшего в начале XX столетия на Огненную Землю, какой она предстаёт в ленте чилийского режиссёра Тео Курта «Белым по белому», получившей специальный приз жюри «Молодости на марше». Центральный персонаж картины – немолодой фотограф, приехавший в поместье крупного землевладельца, со своими светскими манерами, творческими исканиями и рефлексиями выглядит чужаком в чужом краю, обречённым стать жертвой грубых гаучо, поначалу терпящих его присутствие с насмешливым пренебрежением. Впрочем, его неприкосновенность обеспечена беспрекословным подчинением местных обитателей могущественному властителю этих краёв, мистеру Паркеру, портрет юной невесты которого герою поручено выполнить. Увы, пытаясь передать красоту будущей миссис Паркер, фотограф заходит несколько дальше, чем следует. Стремясь избежать расправы, он соглашается принять участие в охоте, от чего прежде отказывался, и, преисполнившись художественного пыла, вдохновенно снимает её исход, придирчиво расставляя, добиваясь идеальной композиции, ловцов над их трофеями, трупами индейцев.

«Листапад-2019»: Пророки в чужом отечестве2

Фильм Курта напоминает об одном из забытых геноцидов – истреблении коренных жителей Патагонии, осуществлённом наёмниками латифундистов при поддержке правительств Чили и Аргентины (по словам режиссёра, ленту фактически запретили к показу в Чили из-за табуированной темы). При этом повествование можно воспринимать и вне исторического контекста как притчу о художнике, который, попадая в царство варварства и тирании, не стремится бороться с несправедливостью и улучшать нравы, а, напротив, проявляет готовность посвятить своё искусство прославлению существующего положения вещей; как свидетельство о том, что Красота вполне совместима со Злом. Универсальный характер картины подчёркивается сходством её фабулы с «Замком» Франца Кафки. Герой «Белым по белому» оказывается в положении землемера К., прибывшего в окрестности Замка по приглашению его хозяев, к которым ему так и не удаётся подступиться, – собственно, и фотографу не удаётся, несмотря на все старания, добиться приёма у мистера Паркера, который не появляется на экране, но неизменно остаётся незримым и всемогущим, будто Старший Брат – повелителем и соглядатаем, зловещим тоталитарным эрзацем Бога. Как и К., фотографу приходится убедиться, что пространство, в котором он пребывает, живёт по неведомым и кажущимся со стороны нелепыми, но жёстко регламентированным правилам и обычаям, не поддающимся никаким переменам, так что чужаку нужно либо приспособиться, либо искать спасения в иных краях.

Читайте также:

Господдержка кино: МКИП продолжило обсуждение проекта

Совсем другой выбор делает герой фильма Яна Комасы «Тело Божие» из основного конкурса, ставшего любимцем и аудитории, и членов жюри – картина получила приз зрительских симпатий и награду за лучшую режиссуру. Основанное, как сообщают титры, на реальных событиях, повествование рассказывает о юноше, попавшем в исправительную колонию за непреднамеренное убийство и пережившем религиозное обращение, так что он даже грезит о духовной карьере, пока не узнаёт, что в семинарию не берут людей с судимостью. Впрочем, благочестивые устремления не мешают ему принимать участие в тюремных разборках, а отсидев положенный срок – предаться алкогольному и сексуальному разгулу. Оказавшись в маленьком городке, герой в шутку называет себя приглянувшейся девушке священником, и этот розыгрыш оказывается куда более успешным, чем он мог бы ожидать. В одночасье он становится помощником местного ксёндза, а когда тот ложится в больницу – возглавляет приход, скрывающий, как и положено тихому омуту, бесов ненависти и раздора.

«Листапад-2019»: Пророки в чужом отечестве3

«Тело Божие» кажется интерпретацией расхожего сюжета о проходимце, занимающем значимую должность в респектабельном обществе и становящимся ходячим зеркалом его таимой низости и невежества. Но самозванец в фильме Комасы предстаёт не просто лакмусовой бумажкой пороков окружающих, подобно Хлестакову или Шансу Садовнику, но стремится бороться с ними – что и делает с гораздо большим успехом, чем его рукоположённый предшественник. Если фотограф из «Белым по белому» из страха наказания принимает противоречащие его убеждениям, отвратительные ему правила, то герой «Тела Божия» добровольно подчиняет собственные врождённые склонности и душевные порывы системе ценностей и догматов, которые считает высшим благом, стремится не извлечь выгоду из своего положения, а соответствовать ему даже вопреки своим интересам. Далёкий в частной жизни от праведности (как, впрочем, и многие из библейских героев), герой фильма полон неистовой веры и обладает способностью смирять в соответствии с нею свои страсти  – и увлекать своим примером других.

В отличие от многих фильмов «Листапада», раскрывающих (то с горечью, подобно «Тренингу личностного роста» Фархата Шарипова, то с мягкой иронией, подобно ленте Антонио Лукича «Мои мысли тихие», которая получила диплом жюри конкурса «Молодость на марше») тщетность попыток маленького обитателя современного мира реализовать свои устремления, освободиться от чуждого влияния, соответствовать собственным взглядам, картина Яна Комасы не только утверждает значимость личного выбора, но и убедительно показывает способность человека измениться к лучшему и даже немного преобразить окружающую действительность – во всяком случае, с помощью Высших сил.

Александр Гусев. Минск

Автор выражает благодарность Посольству Украины в Республике Беларусь за помощь в подготовке материала

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть."

© Бернард Шоу

Остров Богуслаева – где это? И откуда 10 млн евро на покупку

NASA показало лучшие снимки исторической миссии SpaceX

Переговори по Донбасу: як Росія руйнує мінський і нормандський формати

Зробити Вінниччину найуспішнішим регіоном України: «Стратегію 2030» розробляють самі жителі та найкращі фахівці

В Україні зафіксовано 1061 новий випадок коронавірусної хвороби COVID-19

Проводникам поездов могут выдать газовые баллончики – Криклий

Які виконавці, така і вистава.Та у Авакова-Баканова є можливість довести свою “ефективність” – Лємєнов

“Культура во времена кризиса”: Ткаченко рассказал, на что пойдут гранты

Google анонсировала первые Pixel с поддержкой 5G

У включеному до “червоної зони” Тернополі відмовилися посилювати карантин та вимагають відставки Кабміну

ЮНІСЕФ ініціює повернення “бейбі-боксів”, які замінили грошовими виплатами

Нападение на журналистку в поезде. Укрзалізниця объяснила, кого уволят

“Шахтер” хотел открыть памятник Луческу на 75-летие, но отказался после назначения тренера в “Динамо”

Чому СБУ та МВС самі винні в терактах в Україні – експерт

Инженеры разработали новый метод 3D-печати, который увеличит прочность деталей

Бывшая пленная “ДНР” Валентина Бучок: “Для меня зло – это вся Россия”

Тышкевич: Приезд политического оппонента Лукашенко в Киев – совпадение? Не думаю

Китайская компания по разработке искусственного интеллекта судится с Apple из-за Siri

Якщо всі охочі до шантажу будуть отримувати жорстку відсіч, можливо, буде менше і таких авантюр, як сьогоднішнє захоплення банку – Фесенко

У Міноборони відреагували на погрози Росії щодо поставок зброї на Донбас