USD28.2033

Месть клоуна. Кино дня

Месть клоуна. Кино дня

В украинский прокат вышел фильм «Джокер» режиссера Тодда Филипса

«Джокер» – один из самых ожидаемых фильмов года, победитель Венецианского кинофестиваля и вероятный фаворит во многих номинациях на будущей оскаровской церемонии.

Фильм получил почти единодушное одобрение критиков и является историей одного из самых загадочных преступников из комиксов о Бэтмене–Джокере, который за последнее десятилетие оказался в центре внимания ряда голливудских кинематографистов.

Роль Джокера, с одной стороны – максимально выигрышная для лицедея, поскольку позволяет ему проявить собственное актерское мастерство самым неожиданным образом, однако, с другой – она очень сложная со всех возможных точек зрения – и физически, и технически, потому что здесь очень легко впасть в стереотипы и клише.

Месть клоуна. Кино дня1

Самыми знаменитыми исполнителями роли Джокера за последние тридцать лет были: Джек Николсон (1985), Хит Леджер (2008), Джаред Лето (2016). Легендарным стало исполнение роли Леджера, который сделал своего Джокера одновременно ужасным и по-своему человечным: перед нами был персонаж, лишенный традиционной для комиксов условности. Собственно, такими были сами фильмы о Бэтмене, которые с 2008 года снимал британский кинорежиссер Кристофер Нолан. Именно он начал новую эпоху реалистического подхода к персонажам комиксов, наполнив их содержание реальным страданием и болью.

«Джокер» режиссера Тодди Филлипса, который был также соавтором сценария и продюсером фильма, идет еще дальше, предлагая нам не просто портрет человека нашего времени (хотя события фильма и происходят в 1981 году), а наполняя его актуальными смыслами, которые каждый может вычитать самостоятельно. Главную роль в фильме сыграл актер Хоакин Феникс, и его Джокер радикально отличается от всех предыдущих воплощений.

Месть клоуна. Кино дня2

В первую очередь фильм рассказывает именно о нем, и ни о ком другом: в этой картине нет ни Бэтмена, ни какого-нибудь другого героя комиксов. Нам показывают историю становления этого персонажа, его биографию, также мы становимся свидетелями изменения характера и самосознания человека, который впоследствии выйдет на тропу войны против общества. Собственно, в Джокера он превращается аж в конце фильма, потому что сначала перед нами – Артур Флек, мужчина средних лет с явным психическим расстройством, которому сложно жить в большом городе. Он работает клоуном по найму, посещает социального работника, принимает одновременно семь медицинских препаратов и мечтает стать стендап-комиком.

Артур живет вместе с больной матерью в каком-то очень сомнительном районе Готема, в обветшалом доме, в очень скромной квартире, и у него всегда плохие новости и депрессивное настроение. Он считает, что его жизнь – это сплошная трагедия. Джокером он становится тогда, когда вдруг понимает, что его жизнь на самом деле – сплошная комедия, конечно, черная.

Читайте также:

Ермак обсудил с кинопрокатчиками поддержку индустрии в условиях карантина

«Джокер» – первый фильм с этим персонажем, который в Америке получил рейтинг R, то есть «детям до 16», поскольку здесь много жестокости – и не только физической, присутствуют рискованные сексуальные образы, а сама атмосфера фильма – очень мрачная. Собственно, все это определяет жанр фильма, который ближе к драме и триллеру, чем к экранизации комикса с его фантастическими и условными элементами.

Фильм «Джокер» – не очень приятен в просмотре и у многих может вызвать отторжение из-за ряда факторов, среди которых – и малопривлекательный главный герой, и насилие, и общий не особо радостный и благоприятный для приятного проведения времени контекст. Не подойдет фильм и для любителей боевиков, так как тут вообще не очень много действия, однако много нюансов психологического характера, которые апеллируют больше к нашим страхам, чем к позитивному восприятию реальности.

Читайте также:

Ассоциация киноиндустрии объявила конкурс на участие в лаборатории киномонтажа

Месть клоуна. Кино дня3

Почему же фильм был поддержан и высоко оценен киносообществом? Можно выдвигать разные версии, но одна из них – его высокое кинематографическое качество, которое касается не только новаторского подхода к персонажу, но и наличия множества картин референсов до классических фильмов конца 1970 – начала 80-х годов. Об этом говорит сам автор фильма Тодд Филипс, отмечая, что вдохновением ему служили в первую очередь фильмы Мартина Скорсезе – «Таксист» (1976), «Бешеный бык» (1980) и «Король комедии» (1982), в которых рассказывается о социальных аутсайдерах, которые стремятся к справедливости по собственному усмотрению, и ради ее установления готовы на многое. Список ссылок этими двумя фильмами не исчерпывается, однако речь идет в первую очередь о голливудских фильмах тридцатилетней давности, и они достаточно тревожны, полны социальной неуверенности и насилия. Вероятно, автор «Джокера» увидел параллели между тем временем и нашей эпохой, которая отличается еще большей тревожностью и нестабильностью. Действие фильма происходит в 1981 году и сам фильм стилизован под фильмы того времени.

Кроме очевидных и видимых референсов к фильмам прошлого, «Джокер» напрямую апеллирует к современности, конечно, в первую очередь – к американской действительности, к отдельным ее малопривлекательным сторонам, связанным с социальными процессами последних десятилетий, которые разделяют американское общество на враждующие лагеря. Отрешенный, с проблемами психологического и даже психиатрического плана, социально неустроенный белый гетеросексуальный мужчина, который находится на обочине мира, видится героем нашего времени, воплощением многих его конфликтов.

Читайте также:

Во Франции сняли документальный фильм о современной Украине

Месть клоуна. Кино дня4

Американские комментаторы говорят, что главный герой похож на представителя движения так называемых «девственниц не по своей воле», инселов/incel (сокращенно от involuntary celibate), которые проявили себя неутомимыми критиками процессов эмансипации женщин, а также от слов перешли к террору. Этот террор начался 23 мая 2014 года, когда 22-летний студент Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Эллиот Роджер убил шестерых и ранил еще четырнадцать человек за то, что не получал от женщин внимания и взаимности.

Собственно, опасения, что фильм «Джокер» может спровоцировать насилие, заставили представителей американских правоохранительных органов комментировать показ картины в американских кинотеатрах. Они пока не видят угрозы, однако показ фильма был отменен в мультиплексе торгового центра «Аврора», штат Колорадо, где в 2012 году, во время премьеры фильма «Темный рыцарь возвращается», посвященного Бэтмену, произошла стрельба, во время которой погибли 12 человек и 70 были ранены. Инициатором стрельбы был Джеймс Холмс, который, по некоторым утверждениям, сравнивал себя с Джокером.

Джеймс Холмс / Фото: Pool/Getty Images News/Getty Images
Джеймс Холмс / Фото: Pool/Getty Images News/Getty Images

Все эти и другие опасения возникают, конечно, не столько из-за наличия самого фильма, сколько из-за определенных общественных проблем, которые никуда не деваются сами по себе, а также из-за широких возможностей для совершения насилия, которое имеют несогласные или просто сумасшедшие люди.

Если же возвращаться к самому фильму, то наиболее яркой его составляющей является исполнение главной роли актером Хоакином Фениксом, который сделал все, чтобы его персонаж был максимально выразительным. Для этого актер не только изменился физически (для роли он похудел на 25 килограммов), но и сумел изменить собственную пластику. Его персонаж проходит путь становления, который дается здесь не столько через слово, рефлексию (хотя и через них тоже), сколько через физические изменения. Из запуганного, неуверенного в себе Артура Флека, который то и делает, что лишь жалуется своему социальному работнику, он превращается в искусного танцовщика в маске клоуна, чей танец будоражит Готем-сити, провоцируя в нем массовые беспорядки и насилие. Перед нами – не просто хорошая актерская работа, а будто сама жизнь, зафиксированная скрытой камерой.

Месть клоуна. Кино дня6

Закончить стоит определенными размышлениями относительно возможных украинских ассоциаций, которые обязательно возникнут у зрителя во время просмотра фильма или вскоре после него. Нынешняя украинская действительность – такая же тревожная и нестабильная, здесь тоже запущено много социальных процессов, последствия которых трудно предсказать. И здесь тоже может найтись свой мститель под маской клоуна – очень впечатлительный и социально несостоявшийся человек, чье неуклонное перерождение будет происходить на глазах у всего общества.

Ценность «Джокера» – в том, что, не будучи политическим фильмом, он вызывает непременные политические ассоциации.

Игорь Грабович. Киев

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"И политическая жизнь - это театр: одни на освещенной сцене; другие - в темном зале."

© Константин Кушнер

Медична допомога в країнах ЄС, США та в Україні

Украинцам советуют воздержаться от поездок в Беларусь

Коронавірусні баталії в Україні: чим скінчиться протистояння уряду і регіонів

В Днипре провели огневые испытания двигателей для новой ракеты “Циклон-4”

Відпочинок у Карпатах: у горах “корона” не страшна?

Нимченко требует расследовать преступления, связанные с решением ЦИК по выборам в Донецкой и Луганской областях

Bentley представил самый быстрый кроссовер в мире

Криклий рассказал, как можно сэкономить при покупке билетов на поезда “Интерсити+”

Данилов: Сегодня очень актуальны вопросы биологической и кибербезопасности

МЗС передало Росії ноту протесту через незаконні військові навчання в Криму

Twitter запустил новую функцию

Социальная машинерия: как работает государственная машина

Посольство просит украинцев не участвовать в протестах в Беларуси

В Шотландии сошел с рельсов пассажирский поезд: трое погибших

Данных о безопасности российской вакцины от коронавируса нет — Ляшко

Улицы Киева перекроют из-за съемок фильма с Ван Даммом

Facebook удалил еще семь миллионов COVID-фейков

Харків остаточно декомунізував станцію метро “Московський проспект”

Суд дал семь лет тюрьмы бывшему нардепу Шепелеву

Янукович мог бы многое рассказать Лукашенко, ведь именно он спровоцировал два Майдана – Казарин