Михаил Горбачев:
Более 30 лет назад в Вашингтоне я и президент Рональд Рейган подписали Советско-Американский договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. Впервые в истории ядерное оружие двух классов было свернуто и уничтожено.
Это был первый шаг. В 1991 году продолжением стал Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, который Советский Союз подписал с президентом Джорджем Бушем, соглашение о радикальном сокращении тактического ядерного оружия и новый Договор по СНВ, подписанный президентами России и США в 2010 году.
В мире все еще слишком много ядерного оружия, но американский и российский арсеналы теперь сокращены и составляют лишь часть от того, что они представляли собой во время холодной войны. В 2015 году на Конференции по обзору выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия Россия и США сообщили международному сообществу, что сняли с вооружения и по большей части уничтожили 85% своих арсеналов.
Сегодня это колоссальное достижение, которым две наши страны могут по праву гордиться, оказалось под угрозой. На прошлой неделе президент Трамп объявил о плане США выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и о намерениях своей страны наращивать ядерные вооружения.
Меня спрашивают, чувствую ли я горечь, наблюдая за тем как разрушается то, чего я так усердно добивался. Но это не мое “личное дело”. На карту поставлено гораздо больше.
Объявлена новая гонка вооружений. Договор РСМД не первая жертва милитаризации мирового пространства. В 2002 году США вышли из Договора о противоракетной обороне; в текущем году из ядерной сделки с Ираном. Военные расходы взлетели до астрономических уровней и продолжают расти.
В качестве предлога для выхода из ДРСМД США указывают на предположительно совершенные Россией нарушения некоторых положений этого соглашения. Россия объявила об аналогичных опасениях по поводу соблюдения договора со стороны США, в то же время предлагая обсудить вопросы за столом переговоров, чтобы найти взаимоприемлемое решение. Но в последние несколько лет США избегают такой дискуссии. Я думаю, теперь понятно, в чем причина.
При наличии достаточной политической воли любые проблемы, связанные с соблюдением существующих договоров, могут быть решены. Но, как мы видели в течение последних двух лет, президент США преследует совсем другую цель. Она заключается в том, чтобы освободить США от любых обязательств, любых ограничений, и не только в отношении ядерных ракет.
США фактически взяли на себя инициативу по разрушению всей системы международных договоров и соглашений, которая служила основополагающим фундаментом мира и безопасности после Второй мировой войны.
Тем не менее, я убежден, что те, кто надеется извлечь выгоду из глобальной “всеобщей драки”, глубоко ошибаются. На “войне всех против всех” не будет победителя, особенно если она закончится ядерной войной. А этого варианта нельзя исключать. Неослабевающая гонка вооружений, международная напряженность, враждебность и всеобщее недоверие лишь повысят риск.
Слишком ли поздно теперь возвращаться к диалогу и переговорам? Я не хочу терять надежду. Я надеюсь, что Россия займет твердую, но уравновешенную позицию. Я надеюсь, что союзники Америки, трезво поразмыслив, откажутся сделаться площадками для пусков новых американских ракет. Я надеюсь, что ООН и в особенности члены СБ ООН поступят ответственно.
Оказавшись перед лицом этой ужасной угрозой миру, мы не беспомощны. Мы не должны отступать, мы не должны сдаваться.