USD28.2033

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги”

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги0

Четвертая кинопремия “Золотая Дзига”, несмотря на онлайн-формат из-за известных обстоятельств, вновь подарила интригу и неожиданные решения.

К тому же именно после нынешней церемонии у нас появились четверо двукратных лауреатов.

Наверняка все было известно разве что в главной номинации. “Мои мысли тихие”, несмотря на вполне серьезного конкурента — фильм “Домой”, который опережал ленту Лукича на две номинации и вообще имел их рекордное количество (11), могли объявлять победителем задолго до 3 мая. За этот фильм зритель проголосовал присутствием в кинотеатрах и гривней. К ленте Наримана Алиева трудно предъявить какие-то претензии, она поднимает и напоминает о ряде очень острых проблем, но сосредоточена главным образом на одном — оккупации Крыма и трагедии крымских татар. Это болит Украине вот уже более шести лет, но будем откровенны: не каждый из нас просыпается каждое утро с мыслью о Крыме.

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги

Тем временем в “Моих мыслях…” выписано реальное украинское настоящее с его драматическим, грустным и смешным, а во всех без исключения героях, их историях и обстоятельствах многие украинцы легко узнают себя и собственные обстоятельства. Умножим это на простой, но продуманный сюжет, такие же диалоги, где нет ни одного лишнего слова, и отличную актерскую игру – и в итоге получим таки, пожалуй, действительно лучший фильм года. Драма, печаль и смех в ленте неотделимы друг от друга, как и в нашей жизни. Ирма Витовская и Андрей Лидаговский составили отличный экранный дуэт, их герои действительно цепляют, за них переживаешь и хочешь, чтобы с ними все было хорошо, как в сказке. Очаровательная Ирма Витовская снова сумела поразить всех, поэтому вариантов в категории “Лучшая женская роль” тоже практически не было. Год назад Витовская блестяще сыграла бабу Присю в постапокалиптической чернобыльской драме “Брама”, произведя очень сильное впечатление благодаря своей игре и непревзойденной работе художницы по гриму Екатерины Струковой, за что обе получили по “Золотой Дзиге”. Таким образом, в этом году Витовская стала одной из вышеупомянутых четырех двукратных победителей и одной из двух, которые получили награду второй раз подряд.

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги

Ахтем Сеитаблаев заслуженно получил статуэтку за фильм “Домой”, где он в привычной для его героев немногословной манере сыграл крымского татарина Мустафу, который стремится придерживаться обычаев и традиций своего народа, невзирая на любые, даже трагические обстоятельства. Как и во многих своих предыдущих фильмах, Сеитаблаев гораздо больше выражает мимикой, взглядом, выражением глаз, движениями и т. п, а говорит по ситуации ровно столько, сколько нужно и когда нужно. Однако это совсем не мешает нам понимать и сочувствовать этому персонажу, который, как и остальные, надолго откладываются в памяти. Теперь будет очень интересно посмотреть и следующие кинопроекты, в которых он будет принимать участие, в частности ленту “Номера”, в которой он задействован в качестве сорежиссера вместе с Олегом Сенцовым. Нынешняя награда за работу в “Домой” также стала для Сеитаблаева второй – первую он получил как один из создателей “Киборгов”, которые в позапрошлом году были признали лучшим фильмом.

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги

В то же время в номинации “Лучшая женская роль второго плана” все было уже не так однозначно. Примерно равные шансы на победу имели трое — Ирина Веренич-Островская (“Мои мысли тихие”), Лариса Яценко (“Домой”) и Наталья Сумская (“Черный ворон”), которые смогли запомниться на фоне главных. Решающую роль здесь могло сыграть то, что гадалка Евдокия в исполнении Сумской — из очень немногих, на кого интересно смотреть в фильме Тараса Ткаченко, хотя и ее историю могли бы детализировать и экранного времени немного докинуть. И вопрос здесь, собственно, не к актерам, а к сценарию, да и вообще к канонам, по которым снимают украинское историческое кино уже почти тридцать лет, и которые крайне нуждаются в изменениях. Камерные исторические фильмы (в частности Олеся Янчука) в начале, когда зрительной общественности важно было просто донести информацию о неизвестных и перекрученных страницах украинской истории, были нужны и приемлемы. Но реалии изменились, и подходы к историческому кино необходимо пересматривать. Как это надо делать, нам намекнул “Захар Беркут” и в определенной степени “Цена правды”. Но это уже тема отдельного разговора.

Читайте также:

Депутат Сушко — о кинорынке: Кэш-рибейты в Украине должны работать, как часы

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги

В мужской номинации второго плана награду получил Виктор Жданов, сыграв интересного и, в отличие от “Киборгов”, – менее однозначного героя в “Вулкане”. Здесь вопросов нет, хотя у меня бы не вызвала возражений и победа молодого Рэмзи Билялова — в “Домой” он абсолютно не потерялся на фоне Сеитаблаева. Что же касается самого фильма “Вулкан”, то это история очень камерная, что, впрочем, отнюдь не отрицает достоинств ленты, в частности неплохих актерских работ, кроме, собственно, Жданова. Последний в свою очередь тоже пополнил ряды двукратных обладателей “Золотой Дзиги”, уже имея в своем активе приз за “Киборгов”.

А вот награда лучшему режиссеру заставила вспомнить о противоречиях, которые случаются иногда и во время вручения престижных кинопремий, включая и “Оскар”. Речь идет о ситуации, когда постановщик ленты, которую признали лучшей, не получает за нее награды как режиссер. Простая логика диктует: к тому, что картина лучшая, приложил усилия прежде всего режиссер. А по большому счету, сюда нужно относить еще и сценариста, оператора и, по меньшей мере, одного актера. В противном случае — почему этот фильм лучший, что в нем выделить? Желание киноакадемиков, неважно из какой они страны, отметить как можно больше достойных фильмов (другие в шорт-листы не должны попадать по определению) понятно, однако логики и справедливости все же больше в решении “Лучший фильм — лучший режиссер — лучший сценарист” (оператора вычеркнем, ладно). Здесь надо отметить, что в случае с Четвертой “Золотой Дзигой” вмешалось еще одно обстоятельство, а именно новая в этом году номинация “Открытие года”. Приз в ней получил именно Антонио Лукич, получив к тому же еще и приз как соавтор сценария вместе с Валерией Кальченко. Очевидно, именно поэтому победу в режиссерской категории с легким сердцем отдали Нариману Алиеву за фильм “Домой”.

Читайте также:

Disney может перезагрузить “Планету обезьян”

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги

И если уже вспомнили о трех двукратных лауреатах, сразу скажем и о четвертом — художнике-постановщике Владлене Одуденко, который получил статуэтку за “Захара Беркута”. Успех Одуденко отличает, во-первых, то, что в этом году он соревновался в своей номинации с самим собой — Владлена выдвинули и за фильм “Домой”, а во-вторых, он, как и Ирма Витовская, получил “Дзигу” второй раз подряд: в прошлом году отметили его работу над фильмом “Дикое поле”. И если в последнем избытка деталей нет, то в “Захаре Беркуте” из-за его жанровой специфики, наоборот, – много, и практически каждому уделено должное внимание. К кому в экранизации повести Франко нет вопросов, так это к художнику.

Как и к связанным с этой номинацией наградам за лучший грим и костюмы, которые также уверенно взял этот исторический блокбастер (соответственно Алла Леонова и Антонина Белинская). Поэтому все, что касается визуала, в этом фильме отработали на “отлично”. А вот относительно сценария и отдельных кастинговых решений можно спорить.

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги

Читайте также:

Docudays UA переносят из-за карантина

Награды за музыку и песню ожидаемо ушли к “Гуцулке Ксене”. Выбор в пользу Тимура Полянского и Фрик-кабаре Dakh Daughters попал в “десятку”. В итоге и музыка в целом, и композиция “Нимфа-Русалка” в частности стали настоящим украшением ленты, которая оставляет приятное послевкусие. Подобные впечатления на меня произвели “Благородные бродяги”, пусть это было и другое по жанру кино. Ну, а “Гуцулка Ксеня” на сегодня — однозначно в Топе лучших украинских киномюзиклов.

А вот в какой категории было трудно отдать кому-то предпочтение, так это операторская. Все трое — Вадим Ильков (“Вулкан”), Юрий Король (для которого “Захар Беркут” стал уже третьей номинацией после “Киборгов” и тех же “Благородных бродяг”) и Антон Фурса (“Домой”) отработали безупречно: удачные ракурсы, крупные планы, камера нигде не опаздывает, зритель не теряется и всегда в центре событий. Итак, награду можно было присуждать каждому из них, и ни в одном случае возражений не было бы.

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги

А вот решения еще в нескольких технических номинациях выглядят довольно противоречивыми. Речь идет прежде всего о наградах для “Фокстера и Макса”. Если приз за монтаж еще можно кое-как принять (хотя, по моему мнению, в “Моих мыслях…” и “Домой”, над которыми работал Александр Черный, он по крайней мере не хуже), то лучшие визуальные эффекты… извините. Если это был аванс создателям за смелость и попытку в очередной раз освоить фантастический жанр в украинском кино, то после просмотра ленты его трудно понять. Да, в компанию к неудачному “Бобота и энергии Вселенной” “Фокстера и Макса” не причислишь, но и чем-то примечательным она не впечатляет. Как и спецэффекты в ней. Эта жанровая сфера, как и ранее упомянутая историческая, тоже нуждается в интересных сценарных идеях и больших инвестициях. На статуэтку в этой номинации скорее заслуживал “Захар Беркут”, где, повторюсь, вопросов к визуальной составляющей вообще нет.

Еще одна техническая номинация, где с выбором украинских киноакадемиков можно поспорить, хотя и не так радикально, – это лучший звук. Интереснее и профессиональнее, как по мне, с ним поработали в “Гуцулке Ксене”, чем в “Вулкане”. Но здесь, как и в случае с монтажом, с окончательным решением все же можно согласиться.

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги

В номинации “Лучший документальный фильм” стоит отметить интересную сюжетную идею для победителя – фильма “Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго”. Рассказ о хоре коммунальщиков достоен внимания, а вопрос, согреет ли народная песня вместо холодной батареи, создает неплохую интригу, и к тому же, к сожалению, актуально для нас каждой зимой.

На короткий метр, как и раньше, хронически не хватает времени, поэтому здесь о выборе Украинской киноакадемии мне сказать что-то трудно.

Следовательно, остается “Премия зрительских симпатий”, вероятно, – наиболее субъективная из всех номинаций, ведь объединила в своем шорт-листе фильмы от “Цены правды” до “Свингеров”. Лично я отдал предпочтение “Захару Беркуту”. Решение в пользу “Крут 1918” могу понять, ведь этот одновременно трагический и героический эпизод украинской истории всегда будет чувствительным для нас. И фильм Алексея Шапарева есть за что хвалить. Однако нескольких хорошо снятых сцен и одной действительно сильной актерской работы (Виталий Салий в роли генерала Муравьева) все же маловато для признания лучшим, особенно в сравнении с той же “Ценой правды”, “Захаром Беркутом” и даже неидеальным “Запрещенным”.

“Мои мысли тихие”, “Захар Беркут” и “Вулкан”: итоги Четвертой “Золотой Дзиги

И в завершение — несколько слов о будущей, точнее следующей Пятой “Золотой Дзиге”. Не исключено, что ее формат снова претерпит изменений, ведь когда в Украине возобновится активный кинопроцесс, пока неизвестно. А потому, будет ли из чего выбирать киноакадемикам в 2021-м, — большой вопрос. Возможно, придется давать зеленый свет широким просмотрам онлайн и, соответственно, разрешать этим фильмам отбор на “Золотую Дзигуу”, – этим путем уже пошла Американская киноакадемия. Возможно, урезать количество претендентов в номинациях, где их больше трех, а то и само количество номинаций, хотя этого не хотелось бы. Поэтому будем надеяться, что выбор в следующем году будет по крайней мере не хуже, чем нынешний, который подарил нам ряд действительно сильных, интересных, хорошо снятых и сыгранных фильмов. С этим пожеланием — до следующей “Золотой Дзиги”!

Михаил Коронкевич, Киев

Фото Украинской Киноакадемии

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"У нас начинается тяжелый период жизни: парламентские, затем еще страшнее - президентские выборы"

© А.Лукашенко

Народний депутат задекларував 158 квартир. Більше 30 квартир він здає в оренду, бо “треба на щось жити”

Пик пройден: в НАН рассказали, в каких регионах Украины эпидемия COVID-19 пойдет на спад и где продолжится

Під Дніпром водій маршрутки нахамив ветерану АТО і відмовився його везти. ВІДЕО

Голливуд возобновит съемки 12 июня

В NASA рассказали, чем занимались астронавты Crew Dragon в первую неделю на МКС

Под контролем ОБСЕ: в Раде назвали условия проведения выборов на Донбассе

Укринформ назвал Журналиста года

В Украине неконтролируемый доступ к большинству базовых реестров – Минцифры

Нормандський саміт: яке “домашнє завдання” повинна виконати Україна

Штаб ООС: Минулої доби зафіксовано 12 ворожих обстрілів. Два українських воїна отримали поранення

Киберполиция “закрыла” еще 5 онлайн-кинотеатров

Facebook пока не нашел доказательств иностранного вмешательства в протесты в Штатах

Законопроєкт щодо вдосконалення виборчого законодавства: що важливого у цьому законі

“Укроборонпром” дважды направлял проверки на ГП “Антонов” во время карантина

Вторые Бровары неизбежны, если не изменить систему перевозок – эксперт

В США создали невидимые человеческие клетки

Ангела Меркель у розмові із Зеленським підтримала переформатування Тристоронньої контактної групи, – ОП

Как в Киеве в поминальные дни можно будет добраться до кладбищ (маршруты)

В Украине в мае зарегистрировали в 1,5 раза больше легковых электрокаров

“Це дуже небезпечно”, – Зеленський розповів про законопроекти щодо приватної армії в Україні