Назад в 2015 год. Чего не сказал Порошенко в Мюнхене
Петр Порошенко выступил на 54-й Мюнхенской конференции по безопасности. Как и в прошлом году – в пятницу, а не в субботу с ключевыми спикерами калибра Терезы Мей, Жан-Клода Юнкера, Себастьяна Курца, Матеуша Моравецкого и даже Сергея Лаврова
Его речь оставила смешанные чувства. Большую часть сказанного мы уже слышали в Мюнхене в 2015, 2016 и 2017 гг. Про агрессию на Донбассе, аннексию Крыма и санкции против России, которые нужно усиливать. А также про Украину в качестве щита и меча Европы.
Порошенко говорил о целях России, угрожающей западным ценностям, и о необходимости помогать Украине с реформами и оружием. Менялись лишь акценты и острота высказываний. В этом году президент отошел от обвинений в адрес Путина в ненависти к Украине и отрицания идентичности нашего народа, заменив их спокойными примерами убогости “русского мира”, несущего лишь разрушение. Мол, сравните бывший Кенигсберг с Мюнхеном.
Вот только все это тоже уже давно знают западные лидеры. А сама конференция в нынешнем году посвящена не только Украине, но вообще конфликтам, которые могут привести к большой войне, проблемам либерального порядка и безопасности ЕС в разрезе возможного ослабевания роли США.
Читайте также:
“Сокрушительные последствия”. НАПК перечислило, где прекращены антикоррупционные проверки
Достаточно прочитать отчет по безопасности с заголовком “До границы – и обратно?”, чтобы понять – с 2014 г. в мире поменялось многое. Украина уже не есть ключевая тема. Среди основных конфликтов, которые могут привести к “большой войне”, рассматриваются помимо российской угрозы противостояние между Северной Кореей и США, конфликты между Саудовской Аравией и Ираном и между США и Ираном.
Отдельное внимание в Мюнхене приковано к киберугрозам. Генсек ООН Антонио Гуттериш даже размышлял о том, как вписать кибервойну в международно-правовые рамки. Эта тематика в последний год стала ключевой в мире и напрямую касается Украины еще с 2016-го, когда хакеры атаковали нашу энергосистему.
Проблема лишь в том, что в 2017-м в Мюнхене Украина не использовала этот момент в свою пользу. И, как показал Мюнхен-2018, не слишком стремилась сделать это даже после прошлогодней атаки вируса Petya. Российское вмешательство в выборы, Сирия, миграция, будущее НАТО и PESCO. Говорить было о чем, но Украина пока не слишком лезет с советами.
Читайте также:
Зеленский: Если не закончу войну, нужен другой человек
В Мюнхене очень важно если не формировать, то хотя бы вписываться в глобальный контекст. Важно найти возможность показать, что наши проблемы не уникальны, а универсальны. И мы, Украина, можем принимать участие в их решении. Мы являемся частью мирового порядка. И Украина – жертва стремления этот порядок разрушить.
У Порошенко была попытка это показать. Мол, огромное количество конфликтов, готовых разжечь большую войну, имеют общую природу. Взять хотя бы Сирию, Афганистан, которые являются яркими примерами внешнеполитической авантюры Кремля.
К несчастью, в выступлении президента – Украина, как и раньше, представлена центром вселенной. Такой инструмент давно не работает. Вместо “помогите нам” уже давно нужно говорить о том, что мы можем сделать “для вас”. Ведь западный мир, столкнувшийся с проблемой либерального порядка, которому угрожают как Россия, так и Китай с Ираном, не может думать исключительно об Украине – стране, являющейся скорее следствием, чем причиной глобального сдвига. Мы же все еще остались в 2015 г. и поэтому не слишком интересны. Отсутствие вопросов к Порошенко после его выступления в Мюнхене – яркое тому свидетельство.