New Eastern Europe: Цугцванг Президента Порошенко
Несмотря на значительный резонанс и разногласия, обсуждение не отвлекло внимание общественности от еще одного деликатного вопроса, который свидетельствует о том, что после Майдана борьба старого и нового в Украине продолжается, а именно о судьбе Антикоррупционного суда. Суд является недостающим звеном в борьбе с коррупцией на высшем уровне, в его отсутствие деятельность Национального антикоррупционного бюро и Специализированной прокуратуры по борьбе с коррупцией напоминает работу двигателя вхолостую: сотни дел «зависают» в нереформированных судах, и ни одно из коррумпированных высших должностных лиц до сих пор не получило официального обвинения.
Петр Порошенко был открытым противником создания антикоррупционного суда. В своем выступлении на Международном форуме YES в Киеве в сентябре 2017 года он прямо заявил, что антикоррупционные суды есть только в Кении, Уганде, Малайзии и Хорватии и не доказали свою эффективность. Вместо этого он настаивал на создании палаты по борьбе с коррупцией в рамках существующей судебной системы. Однако под давлением проевропейской части общества и западных партнеров Порошенко изменил свое мнение, по крайней мере, в теории. Законопроект о борьбе с коррупцией, представленный в последний день работы парламента в 2017 году, направлен на то, чтобы нивелировать идею создания эффективного судебного органа по борьбе с коррупцией на высшем уровне и вместо этого создать институт, подчиняющийся диктату нынешнего правительства.
Такая манипуляция использовалась уже дважды – в отношении Национального агентства по предупреждению коррупции и Государственного бюро расследований.
Читайте также:
Рада внесла свою версию “наказания за ложь в декларациях”. ЦПК говорит: “Это насмешка”
Несмотря на новогодние и рождественские праздники, началось горячее обсуждение президентского законопроекта. Девять украинских и международных гражданских организаций отметили, что законопроект противоречит выводам Венецианской комиссии и не обеспечивает «независимость антикоррупционной системы».
Transparency International выделила три основные проблемы, связанные с законопроектом. Первое – сомнительная прозрачность процесса отбора судей. Вопреки рекомендациям Венецианской комиссии, роль общественного совета международных экспертов была намеренно уменьшена.
Читайте также:
Дело Шеремета. Суд отказался допрашивать Зеленского, Авакова и топ-силовиков
Во-вторых, предлагаемый закон об Антикоррупционном суде не покрывает весь масштаб преступлений, которые расследовало НАБУ. Вместо этого в Антикоррупционный суд могут передаваться дела о таких преступлениях, рассмотрение которых находится под юрисдикцией полиции или Государственного бюро расследований. Таким образом, суд можно будет завалить делами, которые не связаны с коррупцией на высшем уровне.
Наконец, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Антикоррупционного суда, слишком завышены, что станет искусственным препятствием для формирования и эффективно функционирующего суда.
Вслед за общественными активистами Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский союз подвергли критике президентский законопроект.
Читайте также:
В Раде будет новое объединение во главе со Слугой народа – Качура
Итак, перед Порошенко встала дилемма, ведь 31 марта 2019 года состоятся следующие президентские выборы.
Недоброкачественные действия команды президента, такие как накопление средств, «чистка» информационного пространства, преследование активистов по борьбе с коррупцией и реорганизация местных судов с выборочной повторной аттестацией судей, возможны только до тех пор, пока Порошенко удается сохранять поддержку в политической и деловой среде. Для большинства представителей украинской элиты внедрение электронного декларирования доходов и запуск новых органов по борьбе с коррупцией стали шоком. Они рассматривают формирование антикоррупционной триады в качестве прямой угрозы олигархическому режиму, который они, хотя и с потерями, но сумели сохранить после Революции достоинства 2014 года. Они считают Порошенко гарантом статуса-кво. Теперь он может потерять это доверие.
Журналист из «Украинской правды» провёл ряд интервью с депутатами фракций Блок Петра Порошенко и Народного фронта. Один из депутатов заявил в разговоре: «Какой-то дурак приезжает из-за границы и рассказывает нам как здесь жить и строить страну? Они создадут свой ручной суд, и на этом все – конец. Они закончат вертикаль: НАБУ-SAP-суд».
«Они думают, что могут оказать давление на Порошенко, и он заставит нас принять все проэкты. Но этого не произойдет. Не в этом случае», – сказал другой источник.
Более того, 23 января группа депутатов от правящей коалиции зарегистрировала законопроект, направленный на отмену уголовной ответственности чиновников за незаконное обогащение.
Президент Порошенко попал в цугцванг. Если он поддержит проевропейскую часть украинского общества, то будет действовать против основных интересов своего ближайшего окружения. Однако, если он решит действовать в соответствии с интересами своих соратников, то в конечном итоге окажется среди врагов проевропейских реформ в Украине.
Три года назад предшественник Порошенко уступил давлению России и пренебрег европейскими устремлениями украинцев, что закончилось его позорным побегом в Ростов-на-Дону. Какой будет выбор Петра Порошенко в, казалось бы, другой, но, по сути, очень похожей ситуации? Время покажет.
Оригинал на New Eastern Europe
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO