USD28.2033

Очевидные и неочевидные признаки готовности ребенка к школе: детский психолог рассказала, на что необходимо обратить внимание

Очевидные и неочевидные признаки готовности ребенка к школе: детский психолог рассказала, на что необходимо обратить внимание

О неочевидных и очевидных признаках готовности к школе. Выборе младшей школы.

Не могла понять, почему так много запросов о школе. Потом вспомнила – сезон же. в этом материале объединила несколько моих статей на эту тему и добавила новое. Будет много – тема-то важная, пишет психолог Светлана Ройз, информирует .

Готовность ребёнка к школе – это не один признак, не просто желание – умение читать и считать. Это совокупность большого количества эмоциональных, моторных, социальных, интеллектуальных признаков и компетенций. И их естественное развитие идёт не через специальную подготовку – на курсах или кружках, а больше – собственным опытом, “обучением средой”.

Чаще всего родители, да и воспитатели детских садов обращают внимание на интеллектуальную готовность к школе (она включает внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь, наличие предметно-специфических знаний, математических представлений, пространственно-графической подготовки…)

А ведь еще есть:

Эмоциональная готовность к школе (это, например, способность выдержать разочарование, фрустрацию, умение выполнять задание, которое не нравится, умение регулировать свое поведение. Когда родители детей 5-6 лет говорят – мой ребёнок готов к школе, он умеет читать – я им рассказываю именно об этих признаках)

Социальная готовность к школе: к ней относится, в том числе, и готовность быть частью группы. А еще один из признаков – понимать значение правил и умение соблюдать их (ребенок 7 лет уже умеет действовать- играть по правилам, игры детей 5-6- лет еще эгоцентрические, по своим правилам)

А еще есть моторная готовность, физическая готовность, крепость иммуннитета.

А ещё есть умения – одеваться, даже вытирать попу в туалете (руки ребёнка 6 и 7 лет – очень отличаются).

Мотивация у детей до 7 лет – игровая. Очень редко у современных детей учебная мотивация дорастает и к 7 годам. Ребёнок с игровой мотивацией – вполне серьезно может посреди урока сказать “стоп! Игра” и начать свою собственную игру.

Все, что в обучении до 7 лет не является игрой – истощает ребёнка.

Знаете, наша дочка пошла в школу в прошлом году в 6лет и 7 месяцев. Школа очень хорошая, бережная, с абсолютно адекватным подходом к детям, малым количеством детей в классе, находится в 5 минутах ходьбы от дома. И ребёнок у нас достаточно активный, выдерживающий нагрузки. Мы не ожидали, что первоклассники будут так уставать. И были дни, когда мы с родителями одноклассников делились – детей просто невозможно разбудить к первому уроку. Договаривались с директором об опоздании.

О выборе школы:

Концепция НУШ – рассчитана на создание игровой среды в обучении, на создание безопасного пространства, и, в большей степени, подходит для шестилеток. Концепции, в которых акцент на академичность и интеллект – точно не подходят многим шестилеткам.

Нам важно помнить, что начальная школа – это “адаптация к школьной жизни”. Идеально, если Школа совсем рядом, чтобы экономить время и силы на дороге.

Читайте также:

У Києві готуються до чергового локдауну: влада збирає списки на спецперепустки в транспорт. ДОКУМЕНТ

Чем младше ребёнок, тем меньшее количество детей в классе он может выдержать.

Важно узнать, как Школа справлялась с дистанционным обучением в этом году, гуляют ли дети на переменах, есть ли свободный доступ к воде, выпускают ли детей в туалет (до сих пор приходится о важности этого напоминать), есть ли возможность познакомиться с учителем. Конечно, в первом-втором классе – учитель – самый главный человек для ребёнка.

Есть школы, в которых с первого класса разные учителя читают различные предметы – это интересный опыт для детей.

Знаете, когда общаешься с директором школы, всегда чувствуется: в его собственной системе ценностей – “Школа для ребёнка” или “семья для школы”.

Важно узнавать – не о рейтингах и баллах ЗНО, а есть ли социальные проекты, в которых участвует Школа, насколько включена семья в школьную жизнь. Существует ли школьная культура, сообщество.

Какие системы “внешней мотивации” используются (в начальной школе нет оценок). Действительно ли нет домашних заданий в первом классе (их не должно быть)

Существует ли в младшей школе коммуникация учителя и родителей (учитывая карантин), например, есть школы, в которых используется мобильное приложение classDojo и проч

Вопросы, которые я писала для родителей первоклассников, чтобы самим оценить “неочевидную готовность” к школе:

Читайте также:

Угроза диверсий: в Украине хотят усилить ответственность за проникновение на военные объекты

1. Насколько ребёнок может выдержать нагрузку – быть какое-то время без мамы?

2. Насколько отношения с родителями воспринимаются, как надежные. Ребёнок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье.

3. Насколько ребёнок справляется с напряжением (разочарованием), например, когда ему не дали сразу же желаемого, как он справится, если захочет ответить, а учитель вызвал другого ребёнка. Если что-то сразу же не получилось. Реакция может быть нейтральной, пассивной или агрессивной – (ребёнку важно столкнуться с тем, что не все ему сразу может принадлежать, что иногда ему нужно подождать. Ему важно слышать от нас “Нет” – многие родители боятся расстроить ребёнка, отказывая ему в том, что дОлжно. Так мы лишаем ребёнка возможности потренироваться, столкнуться с напряжением, которое у него в жизни обязательно будет. Но он его может учиться “выдерживать”, благодаря нашей тактичности и поддержке)

4. Нагрузка общением. Насколько ребёнок подготовлен – видел, общался с разными людьми. (Есть ли у него опыт взаимодействия, Обращали ли мы вообще его внимание на детей и взрослых разных психотипов, телесных типов, возрастов)

5. Сможет ли ребёнок вынести напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания (учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику. Справится ли с этой нагрузкой ребёнок? Как будет себя вести – шалить, плакать, проявлять агрессию? Я бы спрашивала у родителей – часто ли они дают планшет ребёнку, когда он говорит “мне скучно”, играет ли хоть какое-то время сам, есть ли у него какая-нибудь ответственность дома)

Читайте также:

Сегодня опубликуют рейтинги поступающих девятиклассников

6. Нагрузка “социальностью”. Один из признаков готовности к школе – умение воспринимать себя частью группы. Воспринимает ли ребёнок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе. (Это отчётливо видно у первоклассников, когда некоторые дети не открывают тетради, не выполняют действия, пока к ним не обратятся персонально. Не реагируют на слова: «Дети, ученики, сделайте…», пока учитель не произнесёт: Ваня, сделай)

7. Может ли ребёнок позволить себе попросить у нас (у других людей) о помощи – насколько он уверен, что его поддержат.

8. Если ребёнок учится писать буквы, он говорит: я нарисовал букву или я написал букву? (“Нарисовал” – это признак игровой, творческой деятельности и мотивации. “Написал” – уже учебной)

9. Насколько ребёнок подвижен, раскован в движениях, насколько мы позволяем или ограничиваем его двигательную активность (человек – сложная система, в которой “все влияет на все”. Координация движений, физическая направленная активность – связана и с волевой и эмоциональной сферой. И детям важно – попадать в цель, ловить и отталкивать, поддерживать физическую активность)

10. Есть ли у ребёнка режим дня, правила, что-то, что выполняется регулярно (это влияет не только на возможность “выдерживать” правила, но и на общее ощущение безопасности)

11. Насколько ребёнок уверен, что он “хорош просто так”.

 А теперь о том, как мы можем “готовить к школе” малыша во время похода в магазин:

Память: у нас есть список покупок. Запомни, что нам нужно купить. И будешь мне подсказывать

Концентрация внимания: сфокусироваться на конкретной задаче. – запомни, у тебя миссия – ты отвечаешь за покупку творога. Не позволяй себя отвлечь.

Понимание размеров: сравнивать коробки, банки, овощи, бутылочки бОльшие и меньшие.

Множества: в магазине есть – овощи, молочные продукты, моющие средства, и проч (мы учим ребёнка обобщать)

Счёт: какие цифры ты видишь, сколько товаров в корзинке, сколько у тебя сейчас монет….

Формы: сейчас есть разноформатная упаковка (а найди квадратные коробки, а что есть круглого, а где овал)

Действия по правилам: мы идём направо, потом налево. Вначале 3 шага вперёд, затем, 5 шагов влево

Общение: взвесить овощи, прийти на кассу – поговорить с кассиром, продавцом

Координация: достать с полки (безопасный) продукт так, чтоб остальные товары не упали. Сложить в своей тележке товары

Чтение: найди букву, а что там написано, не вижу?

Слуховая, зрительная память и восприятие: говорить шепотом, поросить прислушаться к объявлениям в магазине, а запомнил, где расположен отдел с хлебом? А где была картинка с рыбой?

Социальная: а давай наблюдать за людьми.

Логика: предложения со словами – если – то, потому что. «а если мы поставим коробки пирамидой, внизу меньшая, а сверху большая, что произойдёт. Почему?) а почему колёса круглые, а не треугольные или квадратные….

Что нам ещё важно:

Играть в игры с правилами и наблюдать, может ли ребёнок играть по правилам (дети-дошкольники играют по своим правилам)

Вырезать, лепить, строить, завязывать, застёгивать. Учиться вытирать попу

Наблюдать, может ли ребёнок ожидать желаемого

Может ли защитить себя, если это нужно, или просить о помощи

Может ли осознавать и выражать чувства

Ещё – может ли наш ребёнок сказать:

– Мне нужна помощь. Помогите, пожалуйста. Пожалуйста, объясните, я не понял

– я могу отказаться от того, что считаю не верным, не моим. Если мне что-то дискомфортно – я скажу об этом, позабочусь о себе или попрошу о помощи. У меня есть выбор.

– Я люблю исследовать новое. (я любопытен) (Любопытство – основа для мотивации. Любопытство – противоположно тревоге)

– Я позволяю себе ошибаться.

– Я справлюсь

– Я могу опираться (положиться) на себя. И я знаю, что могу опираться на (родителей, семью, друзей). Я знаю, что, если нужно, мне помогут

Ребёнок обязательно всему научится. Некоторым детям нужно чуть больше времени. Некоторым – чуть больше нашей поддержки. А иногда ребенку просто важно дать возможность “дозреть”.

Добрых взрослений.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "В политике приходится делать много такого, чего не следует делать."

    © Теодор Рузвельт

    Регистрация

    (Максимальный размер файла 0,5Mb)

    Восстановление паролю

    Пожалуйста, введите ваш логин или адрес электронной почты.

    Полузащитник Самир Насри объявил о завершении карьеры

    Нужна не только для еды: четырежды четыре причины прикупить домой пару пачек соли

    Тупицкий и Касминин подали в суд на Офис президента. ОАСК открыл дело

    Украинцы боролись за первенство в международных гонках дронов в Стамбуле

    Языковой омбудсмен обнаружил в театрах проблемы с законом об украинском языке: список

    На Донбассе погиб военный, еще один получил ранение

    NASA готовится к запуску самого мощного спутника в серии Landsat

    Что сегодня рассмотрит Рада: повестка заседания

    “Шахтер” готов предложить новый контракт Марлосу. Но бразилец хочет домой

    Вернется на родину и будет жить на два дома: чем займется Меркель после выхода на пенсию. ФОТО

    Інфекціоніст назвав перевагу непопулярної в Україні вакцини

    Причалы и Оболонский остров перешли в частные руки из-за письма из Нацполиции – Схемы

    Пеле извинился перед Месси

    MEGOGO извинился за сбой с трансляцией Усик-Джошуа. Что произошло и как вернуть деньги

    Оце так емоції: футболіст “Вереса” потішив проникливим виконанням гімну перед грою з “Шахтарем”. ВІДЕО

    Rapid Trident-2021: з’явилися яскраві фото спільного десантування військових України та США

    Двухмиллиардный iPhone, космическая музыка и транспорт будущего – недельный технодайджест

    “Сначала планировали убить водителя”. Следствие восстановило картину покушения на Шефира

    Киевская неделя критики в этом году покажет украинские и канадские кинохиты

    Українець отримав тюремний термін за заклики до Путіна ввести війська