USD28.2033

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида

Что интересного найдут киногурманы в онлайн-показах известного фестиваля

Испытанных друзей ОМКФ, обреченных cкучать по залам кинотеатра «Родина» и театра музкомедии им. Водяного – и пробежкам между ними по одесским улицам, – должно утешить то обстоятельство, что доступ к синефильской сокровищнице Одесского кинофестиваля, который в этом году проходит с 25 сентября по 3 октября в онлайн-формате, получат куда больше поклонников киноискусства.

Что же стоит в первую очередь отыскивать в сундуках конкурсных и внеконкурсных программ Одиннадцатого ОМКФ? Свои короткие the best of предложили нашему изданию главный отборщик фестиваля и представители гильдии кинокритиков.

БЛЕСТЯЩАЯ САТИРА И УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида1

Антельм Видо, программный директор ОМКФ:

«Босой император», режиссеры Питер Бросенс и Джессика Вудворт (фильм-открытие)

«Босой император» продолжает историю приключений, начатую в ленте-победителе 8-го ОМКФ «Король бельгийцев». Блестящая политическая сатира на современное состояние Европы продолжает начатую историю. Впрочем, в отличие от предыдущего фильма, который скорее похож на роуд-муви в жанре мокьюментари, действие «Босого императора» происходит только в одном месте – в санатории. Сиквел получился визуально сложнее предыдущей ленты, но сохранил изюминку, которой является уникальный горько-сладкий юмор. Одну из ролей в фильме играет легендарная Джеральдин Чаплин, внучка Чарли Чаплина, и немецкий актер Удо Кир.

«Тламес», режиссер Ала Эддин Слим (программа «Визии»).

Авторитетный журнал «Cahiers du Cinéma» назвал франко-тунисскую драму «Тламес» одним из лучших фильмов 2019 года. Это удивительное метафизическое путешествие, которое отсылает к Стэнли Кубрику и Апичатпонгу Вирасетакулу. Визуально в фильме много прекрасно снятых эпизодов с использованием длинных кадров, которые поражают глаз зрителя. К тому же «Тламес» будоражит воображение, оставляя простор для любых интерпретаций.

«Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше», режиссер Памела Б. Грин (ретроспектива «Женщины-пионеры кино»)

Все знают братьев Люмьер, которые считаются первыми режиссерами. А вот имя первой женщины-режиссера до сих пор остается неизвестным широкой публике. Ею была Алис Ги, снявшая первый в истории фантастический фильм. Кроме этого, она была основательницей и директором крупнейшей доголливудской студии. Именно этому незаурядному режиссеру посвящена документальная лента «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше», которую спродюсировала и озвучила Джоди Фостер. Фильм состоит из архивов, интервью и фрагментов работ Алис Ги, которые раскрывают историю первой женщины-режиссера в истории кинематографа.

«Мартин Иден», режиссер Пьетро Марчелло (Фестиваль фестивалей)

Новая экранизация знаменитого романа Джека Лондона впервые была представлена на Венецианском кинофестивале 2019 года, откуда уехала с наградой за лучшую мужскую роль (Лука Маринелли). Пьетро Марчелло перенес действие из Америки в Неаполь и предоставил в распоряжение героя все ХХ столетие. В ленте отсутствуют все недостатки, которые обычно присущи экранизациям романов: в «Мартине Идене» нет академизма, это абсолютно свободный фильм.

«Шведская история любви», режиссер Рой Андерссон (мини-ретроспектива Роя Андерссона)

Дебютный фильм выдающегося шведского мастера повествует о первой любви, которую переживает пара подростков-идеалистов. Анника и Пар стараются не утратить надежду в циничном мире взрослых, который постоянно обесценивает их чувства. Вопреки более поздним работам режиссера, «Шведская история любви» идет по классическому сюжету с трогательной и утонченной историей, которую стоит переоткрыть заново.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ – УКРАИНСКОЕ КИНО

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида2

Игорь Грабович, кинокритик:

Интересует в первую очередь украинское кино. В этом году оно есть практически во всех программах, и его количество довольно значительное. Важно, что украинские фильмы присутствуют также и в Международной конкурсной программе – и это, в частности, лента Валентина Васяновича «Атлантида», которая наконец прибилась к родному берегу после многочисленных международных кинофестивалей и разнообразных наград на них. Этот фильм, без преувеличения, ждут все поклонники кино, поскольку речь идет не просто об очень титулованной ленте, но и новаторском киноповествовании.

Читайте также:

Питчинги важны в условиях карантина – председатель Госкино

В Международном конкурсе есть также интересный и очень неожиданный фильм «Невидимый» режиссера Игнаса Йонинанса, в производстве которого принимала участие Украина. Это современное европейское кино, к которому мы раньше фактически не приобщались.

Национальная конкурсная программа полного метра привлекает к себе внимание разнообразием тем и кинематографических жанров. Среди прочего, я бы выделил документальную ленту режиссера Егора Трояновского «Бес», которая рассказывает об отце погибшего украинского добровольца, который попал в плен к печально известному боевику Безлеру. Это очень актуальная и очень драматичная история, которая многое скажет нам о современной Украине.

Интересным должен быть и полнометражный украинский мультфильм «Виктор_ Робот». Это рисованная авторская анимация Анатолия Лавренишина, которую нечасто встретишь в наше время. Универсальная история с украинским уклоном.

На удивление неожиданной и насыщенной является национальная программа короткого метра. Здесь стоит смотреть все три части программы, потому что каждый фильм интересен сам по себе. Для себя я выделил ленту Станислава Битюцкого «Нетерпимость». Этот кинорежиссер делает первые шаги в жанре хоррора, причем на национальном материале, поэтому этот эксперимент нуждается в пристальном внимании.

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида3

В программе специальных показов для меня интересны фильм «Номера» Олега Сенцова и Ахтема Сеитаблаева и неигровая лента «Кубрик о Кубрике» Грегори Монро. Первая лента – уникальный эксперимент, поскольку создавалась Сенцовым фактически из-за решетки, а во втором фильме обещают приподнять завесу над жизнью и творчеством одного из величайших и самых загадочных кинематографистов мирового кино.

ПОДТВЕРЖДЕНО ПРИЗАМИ 

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида4

Читайте также:

Премьеру “Бэтмена” перенесли из-за коронавируса

Ярослав Пидгора-Гвяздовский, кинокритик:

«Атлантида», режиссер Валентин Васянович (международная конкурсная программа)

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида5

Один из центральных фильмов фестиваля, потому что именно им Украина уверенно провозглашает свою способность считаться кинематографической страной Европы, где искусство идет бок о бок с реальностью, будучи его зеркалом и воплощением рефлексий. Что год назад подтвердил приз на одном из трех главных фестивалей мира, Венецианском. Фильм про будущий 2025 год – после завершенной победой российско-украинской войны, – показывает сложную и болезненную жизнь военных уже вне войны, как порой трудно интегрироваться в мирный мир, имея посттравматический синдром, но вместе с тем показывается вероятность этой интеграций и ее смысл.

«Виктор_робот», режиссер Анатолий Лавренишин (Национальная конкурсная программа)

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида6

Полнометражный анимационный фильм наполнит зрителя гордостью из-за сноровки наших режиссеров создать такое изобретательное и оригинальное кино. В сюжете о приключениях девочки в мире роботов можно немного запутаться, даже лишиться чувства логики, но анимационные образы и музыкальный концепт, за которым стоят голоса Dakh Daughters и «Даха Браха», помогают преодолеть сценарные неудобства, и в конце концов констатировать полную победу «Виктора_робота» в графическом и музыкальном планах.

«Голем: как он пришел в мир», режиссер Пауль Вегенер (Особые события: Кино_live)

Кому таки удастся добраться до Южной Пальмиры и оказаться на Потемкинской лестнице 2 октября, тот стопроцентно кайфонет от этой немой многозвучности – черно-белый, бессловесный, но экспрессивный в движениях кадров и в самом кинематографическом стиле, «Голем» является образцом настоящих фокусников прошлого. Маг кино, Вегенер, обладая по нынешним соображениям минимумом киносредств, смог сделать шедевр из кадров, образов и сюжета, когда становится интересно, несмотря на примитивность игры актеров и превращений героев. История Голема, которого оживили ради спасения, но который сам становится погибелью для его создателей, – это классическая история, полная триллерового восторга и, не смотря ни на что, исполнения… На большом экране, над морем, с оркестровым сопровождением – это должно стать незабываемым.

«Отверженные», режиссер Хассен Ферхани (Фестиваль фестивалей)

Читайте также:

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис мира: кто в тройке

Маленькая кинематографическая бомба, созданная о современной этнической проблеме во Франции. Во время рейда по нищенскому району Парижа один из полицейских, превышая свои полномочия, убивает чернокожего парня, и это случайно снимает камера на дроне одного местного чудака. Погоня полицейских на видео переходит в охоту на самих полицейских. И напряжение, с которым это происходит, неугомонно нарастет к финалу, оставляя его открытым и тем самым страшным до ужаса – в один момент все во Франции может вспыхнуть (а зритель вполне может вспыхнуть уже на финальных титрах).

«Кубрик о Кубрике», режиссер Грегори Монро (Специальные показы)

Настоятельно рекомендую этот фильм тем, кто его еще не видел. Во-первых, из-за новой информации о выдающемся режиссере-визионере Стэнли Кубрике, которую разрешила обнародовать его семья – магнитофонные записи многочасового интервью, которое до этого не публиковалось. Во-вторых, из-за возможности увидеть, почувствовать и понять, как делается документальное кино, и как оно захватывает не хуже игрового. А в-третьих, из-за еще одного шанса окунуться в мир Кубрика, гения и тирана, перфекциониста и сноба-отшельника, а это всегда удовольствие для ценителя фантазии и способов ее воплощения на экране.

НАДЕЖДА, ЧТО ДАР ПРОРОЧЕСТВА ИЗМЕНИЛ

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида7

Александр Гусев, кинокритик:

«Босой император», режиссеры Питер Бросенс и Джессика Вудворт (Фильм-открытие)

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида8

Фильм рассказывает о продолжении геополитических приключений героев, полюбившихся нашему зрителю по предыдущей ленте Бросенса и Вудворт «Король бельгийцев», которая получила Гран-при Восьмого ОМКФ. Авторы, которые еще в 2010-м году закончили сценарий этой трагикомедии о странствиях бельгийского монарха, вынужденного прервать официальный визит в Стамбул и поспешить на родину, обнаружив, что из-за триумфа валлонских сепаратистов она вот-вот исчезнет с политической карты, по сути, предусмотрели Брекзит, диктатуру в Турции и миграционный кризис. Завязка нового фильма – спровоцированный распадом Бельгии развал Евросоюза и покушение на жизнь несчастливого короля в роковом для европейской истории Сараево, – побуждает выразить надежду, что Бросенсу и Вудворт на этот раз изменил пророческий дар.

«Служители», режиссер Иван Остроховский (Международная конкурсная программа)

Двое семинаристов, которые посвятили себя изучению и проповеди закона Божьего в тоталитарной стране, исповедующей воинствующий атеизм, узнают о тесной связи между своими преподавателями и органами безопасности, а потом и сами получают предложение о негласном сотрудничестве. Действие фильма словацкого режиссера, при соответствующих изменениях в именах и конфессиональных особенностях, вполне могло бы разворачиваться и в наших 80-х. Вместе с тем перед выбором между служением Богу и служением Цезарю – или попытками совместить одно с другим, – нередко оказываются и наши современники.

«Военные каникулы», режиссер Мориц Шульц (Конкурс европейских документальных фильмов)

Фильм немецкого документалиста посвящен теме, почти не осмысленной отечественными кинематографистами – легитимации в обществе ультраправых идей, якобы оправданных тем обстоятельством, что многие из их носителей с оружием в руках защищают украинскую землю. Но так ли уж отличается их система ценностей от той, которую исповедуют российские шовинисты? Как бы то ни было, методы военно-патриотического воспитания в детском лагере «Азов», о котором рассказывает лента, вряд ли особенно отличаются от практик путинской Юнармии.

«Мальмкрог», режиссер Кристи Пую (Фестиваль фестивалей)

Синефилам, блуждающим фестивальными тропами в поисках чего-то по-настоящему необычного, стоит обратить внимание на фильм лидера Румынской новой волны. Его экранизация трактата Владимира Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» является трехчасовым застольем в декорациях аристократического особняка, насыщенном блюдами с давно забытыми названиями и разговорами о столкновении цивилизаций, духовной составляющей научного прогресса и явлении Антихриста – темы, столь же актуальные в дни путинской экспансии, коронавируса и климатических изменений, как и накануне Первой мировой.

«Мартин Иден», режиссер Пьетро Марчелло (Фестиваль фестивалей)

Одесский кинофестиваль-2020: Сенцов в исполнении Сеитаблаева и украинская Атлантида9

Как и Кристи Пую, итальянский постановщик обращается к классическому тексту столетней давности, словно предлагая аудитории взглянуть на него сквозь призму драматических перипетий 20-го века. В интерпретации Марчелло история молодого моряка, который поднимается по социальной лестнице благодаря писательскому таланту – и не обнаруживает ничего хорошего на верхнем этаже, – предстает отражением иллюзий и разочарований цивилизации, которая доверилась обещаниям научно-технического прогресса и идее личного успеха.

Вне списка в качестве наиболее очевидного хедлайнера Одиннадцатого ОМКФ вспомню «Атлантиду» Валентина Васяновича, о которой мы писали в материале о Минском МКФ «Листапад».

Александр Акифьев. Киев

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "Миром правят молодые, когда состарятся."

    © Бернард Шоу

    У багатоповерхові будинки Вінниці почали подавати тепло

    Украинцы не верят в репутацию партий и ассоциируют с коррупцией Порошенко – опрос

    Доба на фронті: окупанти стріляли коло Луганського, біля Авдіївки – застосували безпілотник

    BMW отзывает более 30 000 «гибридов»

    “Народовладдя” Зеленського: що змінить законодавство про референдум

    В Ирпене мужчина угрожал взорвать госучреждение, если полиция не найдет его возлюбленную

    Не ждите чуда. Минск не может принести мир на Донбасс – Резников

    Украина может резко усилить ВМС: возможности и угрозы 2021–2022 годов. ВИДЕО

    В российском сегменте МКС сломался туалет

    “Нам теж доведеться ковтати “жаб”, – Резніков про хорватський досвід та реінтеграцію Донбасу

    Офис Зеленского критикует решение суда по Медведчуку: В Украине запрещена цензура

    В Офисе Президента отреагировали на решение суда по делу книги о Стусе

    Наталия Холоденко: Ненавидят – значит, вытесняют восторг к тебе, осуждают – хотят быть ближе

    Звезда Бетельгейзе оказалась меньше и ближе к Земле

    ЦВК достроково припинила повноваження всього складу Івано-Франківської обласної ТВК

    Введем жесткий карантин, когда будет 9500 случаев коронавируса в день – Зеленский

    Наименьшее время: ученые измерили, за сколько свет проходит молекулу

    Протесты в РФ и Беларуси: люди могут устать протестовать, но взгляды их от этого не изменятся. Скорее наоборот

    Экс-депутат, который сидел за умышленное убийство, участвует в местных выборах

    Луиш Каштру: “Шахтер” живет в атмосфере страха