USD28.2033

Одесский кинофестиваль: Истина в воде

Одесский кинофестиваль: Истина в воде

Незаурядное творчество и необычные аллюзии Томашпольского

На продолжающемся Одесском кинофестивале представлены сразу две картины Дмитрия Томашпольского, одного из самых необычных отечественных режиссёров, чьи поклонники и хулители сходятся во мнении, что его фильмы являются в украинском кинематографе чем-то из ряда вон выходящим. Если для вошедшего в национальный конкурс «Пространства» показ в Одессе станет международной премьерой, «Посторонний», продемонстрированный в рамках «Украинских гала-премьер», успел побывать на 22-х международных кинофестивалях и собрать больше десятка наград.

Хотя название ленты наводит на мысль о романе Альбера Камю, «Посторонний» пронизан мотивами творчества писателей, кажущихся столь же несхожими с французским экзистенциалистом, как и друг с другом – Говарда Филлипса Лавкрафта и Томаса Манна. Если Манн представлен в рамках повествования конкретным произведением, романом «Волшебная гора», упоминания о котором – как и сам увесистый том, выпущенный издательством «Юниверс» в серии «Лауреати Нобелівської премії», – появляются в самых неожиданных местах, то аллюзии на Лавкрафта носят более общий характер, что подчёркивается и попадающей в кадр книгой, этакой метафорической суммой его сочинений- «Некрономиконом».

Кажется, сама отправная точка повествования вдохновлена Лавкрафтом, в произведениях которого ужас нередко скрывается в водных глубинах – при этом океанические бездны, колыбель лавкрафтовских древних богов, сменяются бассейном и ванной, что можно воспринимать и как проявление типичного для Томашпольского чувства юмора, и как намёк на то, что иррациональное и чудовищное может таится в вещах хорошо знакомых и вроде бы безобидных.

Одесский кинофестиваль: Истина в воде1

Бассейн сыграл роковую роль в судьбе шести синхронисток, которые нырнули на глазах у охваченных азартом болельщиков – и как в воду канули. Через несколько лет, не прояснивших их исчезновения, без вести пропадает пациентка водолечебницы, которую в последний раз видели принимающей хвойную ванну. Славящаяся своей способностью раскрывать любое дело инспектор полиции Глуховская, очевидно, слишком близко подобралась к разгадке тайны, поэтому её увольняют из-за происков некоего «особого отдела». Впрочем, помянутый отдел, вероятно, поторопился, поскольку после нескольких лет расследования судьба исчезнувших женщин остаётся неведомой. Но Глуховская неколебимо продолжает следствие, сама устраиваясь пациенткой в водолечебницу, начитанные постоялицы которой сравнивают её с Гансом Касторпом, пытливым исследователем будней санатория из «Волшебной горы».

Одесский кинофестиваль: Истина в воде2

Одесский кинофестиваль: Истина в воде3

Для Глуховской очевидно, что с водолечебницей что-то нечисто. Персонал таинственно шепчется, другие пациентки пытаются её о чём-то предупредить – но намёки их слишком туманны, чтобы детектив могла извлечь из них пользу, – раз за разом ей попадается, словно её подсовывают, глазастая кукла, то ли как образ постоянного наблюдения, то ли как зловещее указание на её собственную беспомощность. Главная же странность заключена в том обстоятельстве, что водолечебница находится на территории станции аэрации, где бродят таинственные фигуры в жёлтых защитных костюмах. Не является ли фешенебельное заведение узилищем, чьих обитателей, словно предназначенных на убой животных, холят в хвое, солях и лечебных грязях, чтобы однажды подвергнуть последней водной процедуре – швырнуть в бурлящие нечистоты? Не поселяются ли здесь исчезнувшие неприкаянными призраками – подобно безвременно почившим обитателям отеля «Оверлук», – о чём заставляет подозревать и висящая на стене картина с шестью купальщицами (уж не теми ли бедняжками-синхронистками?..), и странное обыкновение персонажей появляться будто из неоткуда и исчезать неведомо куда, а то и вовсе мерцать, словно лампочка с отходящим контактом.

Читайте также:

Сериал «Большая маленькая ложь» вернется с третьим сезоном

Одесский кинофестиваль: Истина в воде4

Одесский кинофестиваль: Истина в воде5

До поры до времени Глуховская встречает проявления потустороннего с обаятельной невозмутимостью. «Разберёмся», – отзывается она, увидев в качестве своего отражения в зеркале чудо-юдо с рыбьей головой. Но постепенно героиня начинает понимать и принимать, что пространство, в котором она оказалась, живёт по законам, далёким от привычных, и, более того, что иррациональное не только вторгается в её жизнь в стенах лечебницы, но и находит отклик в обстоятельствах её семейной истории.

Одесский кинофестиваль: Истина в воде6

Литературные аллюзии позволяют зрителю лучше ориентироваться в координатах этого причудливого мира, возникшего на зыбкой жанровой границе детективного триллера, хоррора и фантастики. Если «Волшебная гора» Томаса Манна была своеобразным сеансом психоанализа для западной цивилизации, призванным, в поисках причин катастрофы Мировой войны, выявить сквозные мотивы европейской культуры, её этики и эстетики, а книги Лавкрафта предлагали авторское переизобретение тёмных вымыслов древних языческих верований, давно забытых, но продолжающих довлеть над нашими фантазиями и идеями, то фильм Томашпольского предлагает последовать за героиней нашего времени- умной и достаточно образованной, убеждённой в способности здравого смысла и научных познаний пояснить все явления нашей реальности, – в её поисках разгадки, которые предстают духовным путешествием, погружением в собственное подсознание, скрывающее не меньше тайн, чем уже не кажущаяся понятной и знакомой окружающая действительность.

Читайте также:

Одесский кинофест объявил локации и фильм-закрытие

Одесский кинофестиваль: Истина в воде7

Вместе с героиней зритель раз за разом пытается найти объяснение происходящему в клише, которое авторы подсовывают ему с какой-то насмешливой услужливостью – тут и конспирологические теории о тайнах мироздания, и инопланетяне, и потерянные отцы. Однако эти пояснения неизменно оказываются ловушкой, призванной помочь нам утвердиться, быть может, в главной идее фильма, выраженной вполне серьёзно при всей ироничной тональности повествования – смирении перед непознаваемостью бытия, научиться которому, быть может, ещё важнее, чем отыскать разгадки.

Визуальное решение «Постороннего» с его нарочитой декоративностью и холодноватой изысканностью подчёркивает универсальность странствия героини. Действие другого фильма Дмитрия Томашпольского «Пространство», представленного в национальном конкурсе, напротив, разворачивается в безыскусных интерьерах квартир наших соотечественников, которые, впрочем, проявили незаурядную фантазию, преображая их в соответствии с требованиями сюжета (международное название картины, «Space», обыгрывает омонимичность на английском «пространства» и «космоса»).

Читайте также:

Фантастический детектив «Посторонний» вышел в прокат

Едва ли будет преувеличением сказать, что «Пространство» останется в памяти его зрителей как одно из самых оригинальных и при этом точных отражений наших переживаний периода пандемии Covid-19. Творческий успех этого причудливого проекта, вероятно, объясняется предельным сходством содержания фильма и истории его создания. В дни карантина, словно поставившего на паузу наше существование, отправившего нас томиться в лимб наших квартир, Томашпольский, объявив кастинг через социальные сети, собрал исполнителей, согласных и способных, следуя его указаниям, воспроизводить необходимые сцены, самостоятельно разыгрывая их, оформляя и снимая на свои телефоны.

Быть может, способность художников черпать вдохновение в собственных невзгодах и мировых социально-политических катаклизмах является одним из наиболее веских свидетельств стойкости человеческого рода. «Поначалу мы очень боялись, – сказал режиссёр во вступительном слове, – Что локдаун отменят, и у нас получится короткометражный фильм». По счастью, локдаун не отменили, и 67 исполнителей фильма создали видеоматериал общей продолжительностью в 700 часов, из которого Томашпольский и его соавтор Алёна Демьяненко смонтировали версию на пять с половиной часов, а затем и фильм посильной для широкого зрителя продолжительности в час-сорок.

Одесский кинофестиваль: Истина в воде8

Вступительные эпизоды представляют образы людей, которые, оказавшись в карантинном подобии домашнего ареста, по-новому осваивают своё жилище и даже собственные тела. С какого-то момента герои начинают вести себя несколько необычно, то принимаясь исполнять причудливые танцевальные па и гимнастические упражнения, то практикуясь в пении. Впрочем, их выкрутасы едва ли удивят зрителей, также переживших месяцы вынужденного бездействия. Но по ходу действия поведение персонажей становится всё более эксцентричным, что, как выясняется, является следствием воздействия пришельцев из космоса, то ли подчиняющих землян своей воле, то ли освобождающих их собственные желания и склонности, сдерживаемые стеснительностью и правилами поведения.

Первый в украинском кинематографе фильм о вторжении инопланетян своей ироничной интонацией и духом бесшабашного экспериментаторства, способностью создавать научно-фантастический антураж из подручных материалов напоминает такие жанровые жемчужины кемпа, как творчество Роджера Кормана, «Нападение помидоров-убийц» Джона Де Белло и «Шина» Квентина Дюпьё. Вместе с тем повествование не только раскрывает новые грани жанровой отваги, остроумия и находчивости украинских кинематографистов, но и передаёт ощущения людей, в чью повседневность вторгся, словно обитатели космических бездн, карантин, внося коренные, подчас разрушительные перемены в их профессиональную деятельность, преобразовывая их образ жизни, меняя их представления об окружающем пространстве, о близких (в фильме нашёл отражение и спровоцированный локдауном всплеск домашнего насилия) и о себе самих.

Одесский кинофестиваль: Истина в воде9

При этом лента воспринимается не только как своеобразная антропологическая фиксация опыта пандемии, но и как осмысление существования представителя современной цивилизации, в условиях которой стирается грань между профессиональным и личным пространствами. Социальные сети, средства связи, мобильные устройства, которые позволили одним и вынудили других превратить свои гостиные и спальни в рабочие кабинеты, которые сделали нас доступными для наших работодателей и коллег в любое время дня и ночи, помогли Томашпольскому, Алёне Демьяненко и нескольким десяткам актёров создать незаурядное произведение в дни практически полной остановки кинопроцесса.

Заметим в заключение, что выход «Постороннего» перенесён с 19-го августа на 28-е. Дата релиза «Пространства» пока не запланирована, но авторы уже планируют создать на основе обширного неиспользованного материала веб-сериал, у которого, несомненно, найдётся благодарная аудитория. Как заметил в ходе обсуждения один из зрителей «Пространства», «есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно – на огонь, на бегущую воду и на то, как люди сходят с ума в собственных квартирах».

Александр Гусев. Одесса.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "Национализм – это жажда власти в сочетании с самообманом."

    © Джордж Оруэлл

    Зеленський планує знову зібрати “слуг” на навчання у Трускавці

    ДТП с Трухиным. Полиция предположила, что за рулем был депутат, поэтому дело передали

    Українка народила в Польщі четверню та може залишитися без допомоги: її чоловікові загрожує депортація

    Марсоход NASA сделал новое селфи на Красной планете

    Штайнмайер посетит Украину по приглашению Зеленского 6 октября

    Облагали «данью» бизнесменов: СБУ поймала на горячем таможенников в Борисполе

    Норвежці не відкривали Америку. Учені поставили крапку в суперечках про справжність карти Вінланда

    Apple выпустила обновление операционной системы

    ЧВК Вагнера. Генерал Бурба дал показания нардепам Рады, но “на самом важном его прервали”

    Инновационные лекарства для пациентов со сложными заболеваниями станут доступнее – Ляшко

    Что приготовила для нас осень 2021 в Алло

    NАSА выбрало место посадки для миссии лунохода

    У Путіна звинуватили Україну та США в “посяганні” на територіальну цілісність Росії

    В Украине начались совместные с США и 13 странами военные учения Rapid Trident-2021

    Полковник ВСУ будет судиться с блогеркой, оскорбившей Украину

    Гострий психоз і дезорієнтація: інфекціоніст розповів про можливий перебіг штаму “Дельта”

    Украинец стал одним из главных победителей конкурса ЕС для молодых ученых

    Кандидата от Украины на «Оскар» объявят 24 сентября

    Задержан силовик, подозреваемый в убийствах активистов Майдана. Он был в розыске

    У Вінниці від коронавірусу щепилось 73,6% освітян