USD28.2033

Одесский кинофестиваль: Новый тоталитаризм и вечные ценности

Одесский кинофестиваль: Новый тоталитаризм и вечные ценности

Подытоживаем завершившийся 11-й Одесский международный кинофестиваль, который впервые в истории состоялся в онлайн-формате

Вполне вероятно, бедствия, обрушившиеся на украинскую культуру в дни пандемии, будут осмыслены историками отечественного кинопроцесса как отправная точка цифрового прогресса, как ключевой фактор для освоения нашими кинофестивалями виртуального пространства. Как бы то ни было, превратности карантина, помешавшие представителям киносообщества собраться в Одессе на важнейшем мероприятии украинского киногода, позволили приобщиться к этому мероприятию в онлайн-режиме гораздо более широкому кругу поклонников кино. Просмотр 120-ти фильмов, собранных в традиционных конкурсных программах, подборках фестивальных хитов и тематических ретроспективах, стал доступен на сетевой платформе ОМКФ в любом уголке страны достаточно приобрести абонемент или разовые билеты. При этом привычную атмосферу кулуарных обсуждений заменили сетевые споры, череда постов и обмены комментариями, подчас довольно резкими, учитывая, что значительная часть лент фестиваля затрагивала животрепещущие, болезненные, некомфортные темы исторических травм и нашей современности с её войнами и попытками преодолеть наследие тоталитарного прошлого.

Одесский кинофестиваль: Новый тоталитаризм и вечные ценности1

Тональность непростого, но увлекательного и подчас весёлого разговора задал фильм-открытие, который также призван был напомнить завсегдатаям Одесского кинофестиваля о прежних временах и при этом указать на нерушимую связь Одиннадцатого ОМКФ с предшествующими офлайн-фестивалями: «Босой император» Петера Бросенса и Джессики Вудворт повествовал о героях, уже знакомых публике по ленте тех же режиссёров «Король бельгийцев», которая стала обладателем Гран-при ОМКФ в 2017-м году.

В «Короле бельгийцев» заглавный герой спешно отправлялся из Стамбула на родину, получив известие, что сепаратисты из Валлонии провозгласили свой регион независимой республикой. От невесёлых мыслей о судьбе своего народа его отвлекали превратности пути, пролегающего через погружённые в перманентный политический кризис и экономическую депрессию балканские государства. Как узнаёт зритель в начале нового фильма, злополучный монарх так и не добрался до Бельгии – получив ранение в ходе проходившего в Сараево торжества в честь годовщины убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, он приходит в себя в фешенебельном отеле, бывшей резиденции маршала Тито. Члены свиты пытаются скрыть от короля, что последствия покушения на его особу постепенно принимают размах событий, произошедших после выстрела Гаврилы Принципа. Между тем, директор отеля оказывается одним из лидеров организации, готовой провозгласить создание «новой Европы» – Европы национальных государств, способной избавиться от «диктата либералов» и организовать окончательное решение вопроса с беженцами и мигрантами.

Если первая лента, посвящённая восточноевропейским странствиям, представала снятым в документальной стилистике роуд-муви, то «Босой император», чьё действие разворачивается во дворце югославского диктатора, а его персонажи названы в честь именитых постояльцев, от Фиделя Кастро до Элизабет Тейлор, отличается некоторой статичностью и налётом абсурдизма. Вместе с тем, новый фильм Бросенса и Вудворт также выступает ироничным и горьким комментарием к нашему тревожному настоящему. Мишенью сатиры здесь оказывается националистический поворот в европейской политике. Сыгравший директора отеля Удо Кир соединяет черты холёного популиста-евроскептика (особенно он напоминает идеолога Брекзита Найджела Фараджа) с образом Адольфа Гитлера, которого исполнял во многих фильмах. Происходящее насыщено аллюзиями на тиранические режимы Европы 20-го столетия и на нынешние приметы диктатуры – так, на импровизированном параде «освободившихся от власти Брюсселя» государств в первый ряд отправляют Польшу и Венгрию в качестве дани уважения успехам их ультраправых правительств, а присмотр за неблагонадёжными постояльцами отеля осуществляется благодаря системе наблюдения, некогда переданной Тито Леонидом Брежневым.

При этом создатели ленты далеки от отождествления традиционных ценностей с фашистским идеалом. Воплощением лучших европейских традиций оказывается собственно король Бельгии. Потеряв престол распавшейся страны, он не утрачивает царственного достоинства и ощущения своего долга помазанника Божьего и возглавляет сопротивление «Новому порядку», принимая под свои знамёна как испытанных придворных, так и мигрантов из Азии.

Международная конкурсная программа также оказалась пронизана проблематикой противостояния личности и диктатуры, способности человека в самых драматичных условиях воспользоваться тяжким даром свободной воли – покорно подчиняясь жестокому режиму в надежде избегнуть расправы или отваживаясь бороться.

Так, центром событий «Служителей» словакского постановщика Ивана Остроховского, получивших специальный диплом жюри, является духовная семинария, где юные студенты рассчитывают начать своё служение, посвящённое Богу и ближним. Однако на дворе 1980-й год, и вскоре молодым людям приходится выяснить, что это служение курируется спецслужбами социалистической Чехословакии. При этом люди в штатском, следящие за моральным обликом граждан страны, чьей государственной религией является воинствующий атеизм, отнюдь не стремятся бороться с церковью, а, напротив, всячески привлекают её служителей к сотрудничеству. У иерархов, идущих на контакт, знакомящих семинаристов с предписаниями властей, выступающих на церковных анклавах с поддержкой социалистического строя, публично жмущих руку высшим чинам компартии и доносящих на своих братьев во Христе, в запасе самые веские оправдания. Ведь, в самом деле, чем позволить новым фараонам и иродам закрыть семинарии, запретить богослужения, отправить в тюрьмы всю паству, не лучше ли отыскать парочку-другую отбившихся от стада овечек – и скормить их волкам в расчёте утолить их кровожадную алчность малой жертвой? Однако среди преподавателей находятся и такие, кто готов скорее уйти в катакомбы или оказаться на арене со львами, чем, вслед за Каиафой, заключить пакт с Пилатом.

Читайте также:

Вручение премии “Золотой глобус” тоже перенесли из-за COVID-19

Изысканно снятая, напоминающая фильмы Павла Павликовского картина Остроховского является одним из наиболее выразительных в современном кинематографе примеров переосмысления драмы Восточной Европы, замкнутой в социалистический лагерь, повествуя о хорошо знакомых нам реалиях, ведь, вполне очевидно, приблизительно перед теми же моральными дилеммами сорок лет назад оказывались украинские слуги церкви. Вместе с тем, строгая красота чёрно-белого ряда подчёркивает притчевый характер происходящего, универсальность истории о выборе между Кесаревым и Божьим.

Если лента Остроховского посвящена прошлому (но, увы, не прошедшему), фильм, названный жюри международного конкурса лучшим, рассказывает о будущем, на которое спроецирована драматическая современность нашей страны, вынужденной вести войну с режимом наследников и коллег тех, кто пытался закабалить души юных героев «Служителей». Действие «Атлантиды» Валентина Васяновича разворачивается в 2025-м, условном времени изгнания российских войск с территории Донбасса. Однако земля руин и пустошей словно отражает царящие в сердцах местных жителей отчаяние и опустошённость, и победа над жестоким врагом не может принести им душевного мира.

Выдающаяся работа Васяновича, после ряда побед на иностранных смотрах – от главного приза программы «Горизонты» Венецианского МКФ до специального приза на МКФ в Токио, – наконец оказалась представлена и отечественному зрителю, получив очередную награду вскоре после решения членов Украинского Оскаровского Комитета выдвинуть «Атлантиду» на соискание симпатий Американской киноакадемии. В широкий прокат фильм, о котором мы писали в материалах о минском «Листападе» (где «Атлантида» получила Гран-при), выходит 5-го ноября, а его онлайн-премьера должна состояться в рамках Четвёртой Киевской недели критики в конце октября.

Читайте также:

Жюри Одесского кинофестиваля возглавил оскароносный композитор Говард Шор

Приз за лучшую режиссуру жюри отдало ленте «Обожание» бельгийца Фабриса дю Вельса истории о превратностях взросления, рассказанной в манере страшной сказки. 12-летний герой ленты живёт в лечебнице для душевнобольных с матерью, исполняющей в учреждении обязанности служанки. Однажды он знакомится с одной из пациенток, очаровательной сверстницей, общение с которой скрашивает его уединённые будни. Мать предостерегает мальчика, что, в соответствии с диагнозом специалистов, его новая подруга – опасная психопатка, от которой следует держаться подальше. Но герой больше склонен верить девушке, к которой постепенно проникается романтическими чувствами, что бедняжка стала жертвой заговора алчных родственников, и решается совершить с ней побег, оставив ради возлюбленной близких и знакомый мир. Подростки бегут в лес, клянясь друг другу в вечной любви и поддержке, и вскоре герой начинает лучше понимать – что представляет из себя человек, с которым он решил связать свою судьбу.

Дю Вельс показывает, что освобождение от тех пут моральных условностей и привычных представлений, которыми опутывает нас наше окружение, уход из семьи в поисках самоидентификации – может, вместо приобщения к взрослой жизни, обернуться побегом в зыбкое пространство инфантильных грёз, в котором безмятежное веселье легко сменяется безвольной растерянностью и припадками агрессии.

Фильм, получивший Гран-при фестиваля, вручаемый по результатам зрительского голосования (на этот раз проводившегося онлайн), повествует о гораздо более благополучных взаимоотношениях двух аутсайдеров. Персонажи «Ужина в Америке» Адама Ремейера, в котором словно выворачиваются наизнанку штампы романтической комедии, предельно далеки от стереотипных представлений о юных влюблённых. Панк-рокер, пытающийся заработать на запись альбома своей группы продажей наркотиков, спасаясь от стражей закона, прячется в доме продавщицы фаст-фуда, неуклюжей, зажатой и при этом подверженной припадкам ярости девушки, страдающей от насмешек окружающих. Поначалу также склонный отнестись к новой знакомой с пренебрежением, музыкант в какой-то момент выясняет, что она является страстной поклонницей его творчества и талантливым поэтом – и, вероятно, впервые в жизни проникается ощущением, что отыскал родственную душу, с которой можно противостоять всему миру. На первый, да и на второй взгляд герои ленты не кажутся людьми, в компании с которыми было бы приятно поужинать, но они и сами едва ли нуждаются в чьём-либо обществе, вполне удовлетворяясь друг другом, своей музыкой и поэзией. Это насыщенное непристойными остротами, динамичное, весёлое и подчас отталкивающее кино отличает какая-то неожиданная, ироничная теплота к неприкаянным и отверженным, побуждая аудиторию проникнуться сочувствием к людям, не желающим и, пожалуй, не способным придерживаться общепринятых рамок.

Читайте также:

HBO Max вернул на платформу фильм “Унесенные ветром”

Ещё одна история людей, будто выброшенных на социальные маргиналии, рассказывается в ленте, получившей главный приз жюри национального конкурса, «Не всё будет хорошо» Адриана Пирву и Елены Максьом. Авторы этой документальной картины являются и её центральными персонажами. Гражданин Румынии Адриан испытывает врождённые и всё больше усугубляющиеся проблемы со зрением, причиной которых, очевидно, стало воздействие радиации – его мать на шестом месяце беременности путешествовала по Украине, ничего не подозревая о взрыве на Чернобыльской АЭС. Пытаясь справиться с горечью, томящим ощущением, что его участь с самого рождения определена несправедливой карой, он отправляется в Украину и в Беларусь, решая снять фильм о последствиях аварии и товарищах по несчастью. В своих поездках он знакомится с Еленой, также с рождения обречённой бороться с серьёзной болезнью позвоночника. В совместных путешествиях они встречаются с людьми, невозмутимо сносящими самые тяжёлые поражения, стойко заботящимися о супругах и детях, подчас не способных подняться с постели и страдающих от умственной отсталости. Вопросы об ответственности за чудовищную катастрофу канувшего в лету советского режима, о неспособности властей авторитарного государства Лукашенко и демократической Украины оказать поддержку пострадавшим – отступают на второй план, бледнеют перед образами ежедневных свершений душевной твёрдости и любви, готовности простых людей поддерживать близких с тем смирением к уготованным им испытаниям, в котором, как в истории праведного Иова, больше силы и приверженности справедливости, чем в самом неистовом бунте.

Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, также оценивающее национальный конкурс, вручило свою награду «Бесу» Егора Трояновского – документальной картине о пожилом рыбаке с азовского побережья, который пытается отыскать, живым или мёртвым, своего сына, воина-добровольца, в 2014-м захваченного в плен сепаратистами, и стремится привлечь к ответственности его мучителей. Подобно героям Кафки, он попадает в зачарованное пространство противоречивых свидетельств и коридоров высоких кабинетов, обитатели которых равнодушны к его горю. Обнаружив, что украинские чиновники и правоохранительные органы не могут или не хотят содействовать торжеству правосудия, он решает сам взяться за мщение.

 Фильм Трояновского выразительно показывает ужас войны через трагедию родителей, чей сын пропал без вести и считается зверски убитым, раскрывает чудовищность творящегося на территории, контролируемой боевиками, и при этом убедительно и предельно неудобно свидетельствует о несостоятельности отечественных государственных структур, о некомпетентности и равнодушии властей, на которых победивший в революции народ возложил ответственность изменить ситуацию в стране. Лицом этих властей выступает офицер в штатском у Администрации президента, грубо распоряжающийся убраться митингующим, потерявшим своих близких в зоне АТО, родителям и супругам тех, кто погиб за свободу нашей страны. Резким, смехотворным и страшным контрастом этому вельможному хамству и апатии выступает школьная линейка с парадным чествованием павших героев и их родителей – торжество, своей безвкусной патетикой и лицемерием очевидно следующее ритуалам советских времён. Одним из наиболее пронзительных эпизодов становится скайп-разговор главного героя с родственником, из которого становится понятным, что его внук, сын воина, отдавшего жизнь за родину, переехал в Израиль – страну, со всей очевидностью куда больше ценящую своих граждан.

Зрители отдали в национальном конкурсе свои симпатии – вместе с соответствующим призом, – «Виктору_роботу» Анатолия Лавренишина, картине, вызывающей, при всех своих достоинствах, некоторое сожаление. Один из наиболее одарённых отечественных режиссёров-аниматоров, известный по таким незаурядным короткометражным работам, как «Next», «Белая ворона» и «Лавка певчих птиц», Лавренишин продемонстрировал в своём долгожданном полнометражном дебюте удивительное для молодого автора и не имеющее в отечественной трёхмерной анимации аналогов мастерство в изображении остросюжетного действия, воссоздании потасовок и погонь. Однако драматургически история о противостоянии девочки и её друга-робота злым силам, подчиняющим мир одушевлённых механизмов, отличается досадным сочетанием простоты и невнятности. Царящий в повествовании сумбур, который, при всей динамичности действия и превосходных визуальных эффектах, постепенно становится утомительным, напоминает другой опыт остросюжетного семейного кино – «Бобот» Максима Ксёнды. Выразим надежду, что для своего следующего произведения Лавренишин сможет подобрать более удачный сценарий.

 В конкуре европейских документальных фильмов лучшей названа лента Морица Шульца «Военные каникулы», исследующая проявления тоталитарных идеологий и методов в современном мире. Действие разворачивается в летнем лагере «Азова», в котором мальчиков и девочек от 9-ти до 17-ти учат любить родину и ненавидеть врагов. На немецкого режиссёра, выступившего также и оператором, очевидно, произвело впечатление уважительное отношение вожатых «Азовца» к некоторым практикам из истории его страны. Нашему же зрителю происходящее на экране напомнит в первую очередь занятия по военной подготовке и уроки истории в советских школах и советского же образца милитаристскую риторику – очевидно, что общими корнями коммунистического шовинизма объясняется идейная и эстетическая общность «Азовца» с лагерями путинской Юнармии (столь ярко показанной в ленте «Бессмертные» Ксении Охапкиной, представленной на последнем фестивале Docudays UA).

Вместе с тем, явное неприятие большинством юных героев предложенного времяпрепровождения, испытываемая ими скука и тоска по дому говорят о способности здоровой, неиспорченной детской натуры противостоять оболваниванию и тиранической муштре.

Одесский кинофестиваль: Новый тоталитаризм и вечные ценности2

Победители и большая часть участников как конкурсных, так и внеконкурсных программ Одиннадцатого ОМКФ будут доступны для просмотра на фестивальной платформе вплоть до 8:00 утра 11-го октября. Своеобразным гидом в этом пространстве неведомых жемчужин национального и зарубежного кинематографа могут выступить рекомендации кинокритиков и программного директора фестиваля.

Александр Гусев

Фото: Odesa International Film Festival

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "Любая политика всегда была и будет постоянным рассадником ненависти."

    © Генри Адамс

    Маск подготовил Starship к тестовому «прыжку»

    Россия переселила в оккупированный Крым полмиллиона своих граждан – МИД

    Джапарова заявляє, що в окупований Крим переселили вже пів мільйона росіян

    Фонд соцстраха профинансировал изоляцию от COVID-19 для 30 тысяч человек

    “Забрали маску в однієї людини і дали іншій”: лікарка з Чернівців розповіла про ситуацію з киснем в обласній лікарні

    NASA провела успешную операцию по забору грунта с астероида Bennu

    Суд объявил в розыск трех экс-беркутовцев, которых Украина отдала России в ходе обмена

    Екс-голові податкової Верланову повідомили про підозру

    Черга на тиждень вперед. У Харкові обурені, що майже у всіх COVID-лікарнях немає КТ-сканерів, але є фонтани

    NASA проводит операцию по отбору почвы на астероиде Bennu

    В Украине разрабатывают свою оригинальную вакцину от коронавируса – Офис президента

    Україна, Польща і Литва активізують співпрацю у сфері безпеки, – РНБО

    Треба уважно вивчати кожну людину: Кравчук розповів, якою бачить амністію на Донбасі, порівнявши її з декомунізацією

    Microsoft построит в Австрии дата-центр за €1 миллиард

    Российский пропагандист Корчевников выложил фото из Украины: фото

    Он сказал: “Это не я”. И больше ничего внятного, – Лерос о разговоре с Зеленским. ФОТО

    Окупанти закликають мешканців ОРДЛО воювати проти України – розвідка

    Маск думает о строительстве на Марсе города, независимого от Земли

    Местные партии, Слуга народа, За будущее и ОПЗЖ чаще всего заказывали “джинсу” – ИМИ

    Технологія “виборчого туризму” може спотворити результати місцевих виборів – КВУ