Особый рудимент: Севастополь – это просто один из городов Украины


Севастопольцы с флагом Украины на Майдане в “День крымского сопротивления”

Отсутствие в конституционных изменениях, предложенных президентом Владимиром Зеленским, упоминания об особом статусе Севастополя, породило очередную политическую полемику вокруг аннексированного Кремлем города, пишет Виталий Портников специально для “Крым.Реалии”. Неужели в Офисе президента просто “забыли” о Севастополе? Или планируют согласиться с российской юрисдикцией над ним даже после окончания оккупации Крыма?

Между тем, Севастополь – это просто один из городов Украины. И один из городов Крыма. И его особый статус – это особый советский рудимент. Для руководства СССР Севастополь был военной базой, доступ на которую необходимо было ограничить. И именно поэтому в ЦК партии просто “подарили” Севастополь Министерству обороны СССР – чтобы ограничить влияние на город “штатских” властей союзной республики – вначале РСФСР, а затем УССР. И в этом качестве особый статус Севастополя “кочевал” из Конституции в Конституцию, вплоть до Конституции независимой Украины.

Кочевал, всегда оставаясь формальностью для самих жителей города. Да, руководство Военно-морских сил СССР, а затем Черноморского флота России воспринимало – и воспринимает – Севастополь в качестве собственного поместья. Но начальство и жители – это отнюдь не одно и то же.

Напомню, что в независимой Украине особый статус Севастополя использовался не для того, чтобы создать какие-то преимущества для местного самоуправления, а для того, чтобы ограничить эти возможности. Поскольку украинский парламент так и не принял закона о Севастополе, жители города – только они во всей стране – так и не получили вплоть до аннексии – возможности избрать главу города. Я написал на эту тему не одну статью, но мне всегда отвечали – не публично, конечно – что не нужно создавать возможностей для появления “мэра-сепаратиста”. Однако когда понадобилось аннексировать город, прекрасно обошлись и без “мэра-сепаратиста”, устроив фарс с “народным градоначальником”.

По иронии судьбы, после аннексии севастопольцы так и не получили реальной возможности влиять на местное самоуправление в собственном городе, окончательно превратились в крепостных командования Черноморского флота и связанных с ним криминальных группировок. И, думаю, задача Украины после окончания аннексии и восстановления контроля над городом – не продолжать это странное правовое недоразумение, а предоставить севастопольцам права, которые имеют жители всех остальных городов Украины, всех остальных городов Крыма.

Севастополь ничем не отличается от Одессы и Харькова, Ялты и Феодосии. Он должен быть не анклавом в Крыму, а городом в Крыму. Его жители должны иметь право избирать своего городского голову и участвовать в выборах местной власти Крыма, а не ощущать себя жителями острова на полуострове.

(Еще нет голосов, оставьте первым)