USD28.2033

Почему на наших выборах не должно быть российских наблюдателей

Почему на наших выборах не должно быть российских наблюдателей

Заявление о том, что “российские наблюдатели – это ОК”, опубликованное спецпредставителем Госдепа по Украине Куртом Волкером, уже заставило отреагировать многих экспертов и аналитиков: соцсети и СМИ полны возмущений по поводу самой возможности допуска наблюдателей из страны-агрессора и тональности высказывания. Но дело не только и не столько в выборах, сколько в более широком контексте происходящего: имеют ли право россияне заявляться как некая сторона, которая не причастна к агрессии против Украины, и почему этот вопрос снова и снова возникает в публичной плоскости?

И ответ на него будет зависеть от того, что мы берем за основу для интерпретации – фактическую ситуацию на фронте и около него или Минские соглашения.

Если говорить о том, что мы видим по факту – так называемые “АК” псевдореспублик, подчиняющиеся “инструкторам” из РФ из числа кадровых военных российских вооруженных сил, финансирование захватчиков ОРДЛО Российской Федерацией через аффилированные структуры в других серых зонах – то никакого участия представителей РФ в выборах в Украине в качестве наблюдателей быть не может, так как РФ априори является заинтересованной стороной.

А если отталкиваться от текста Минских соглашений, о которых так упорно твердят и представители Украины, и тот же Волкер, как о “безальтернативной рамке урегулирования”, то притязания РФ и заявления Волкера об участии российских наблюдателей будут выглядеть вполне логично: в самом Комплексе мер фигурируют некие “представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины”, подписали его посол РФ в Украине, Захарченко и Плотницкий. Подписи президентов государств Нормандской четверки, к которым так любят апеллировать первые лица нашей страны, значатся в декларации президента Российской Федерации, президента Украины, президента Французской Республики и канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года, которая является приложением к комплексу мер и предполагает, что РФ обязуется “оказывать влияние на соответствующую сторону”.

Читайте также:

Геращенко сбежал из Украины с огромной раной на шее: скандальные подробности и фото

В данной ситуации можно делать огромное количество заявлений на уровне МИДа о недопустимости присутствия граждан РФ на украинских выборах в качестве наблюдателей, повторять формулы о государстве-агрессоре, даже принимать очередные законы (что и было сделано парламентом) о запрете гражданам РФ быть наблюдателями, со ссылкой на признание РФ государством-агрессором и оккупантом со стороны ВРУ, но это логически противоречит заявлениям о безальтернативном Минске.

Читайте также:

Показать, какой президент “народный”: пиарщики Зеленского работают на кухонно-базарную аудиторию

Нельзя сегодня заявлять, что мы воюем с РФ, а завтра говорить о том, что будущее мирное урегулирование будет определяться рамкой, в которой роль РФ прописана, мягко говоря, некорректно.

Эта половинчатость высказываний и полумеры в вопросах определения наших отношений с РФ и провоцируют подобные твитты Волкера, заявления “анонимных источников” в ЦИКе РФ о том, что “не Украине и не Волкеру определять, как работать Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ”.

По словам представителей украинского Министерства иностранных дел, раньше БДИПЧ ОБСЕ справлялось с наблюдением и без участия представителей конфликтующих стран. Но со страной-агрессором обычно разрывают дипломатические отношения, и соглашения, в которых роль агрессора прописана как роль наблюдателя, обязующегося оказывать влияние на «соответствующую сторону», не называют вечными и не имеющими альтернативы.

Читайте также:

Зеленский поедет в Канаду

Допуск наблюдателей от РФ будет означать, что этот прецедент, основанный на порочной логике Минских соглашений, неизбежно повторится и в дальнейшем: стоит вспомнить тот самый доклад Гоуэна о гипотетическом миротворческом контингенте, где страны-сателлиты РФ фигурируют в качестве “нейтральных государств”, которые потенциально могут направить своих военных для участия в миротворческой операции на востоке Украины.

Если представить себе ситуацию, в которой развертывание миротворческого контингента становится возможным, а российские наблюдатели допущены на выборы – то наши аргументы о недопустимости участия миротворцев от стран, находящихся в орбите влияния РФ, а то и самой Российской Федерации, будут разбиваться о факт допуска РФ к наблюдению и те же Минские соглашения, которые Россия намерена и дальше интерпретировать по букве, а не каким-либо другим образом.

Из этого выводится возможность бесконечно склонять Украину к “болезненным, но необходимым компромиссам ради мира” и принцип “политическая часть идет перед безопасностью”, на котором так долго и упорно настаивал и тот же Сурков, и Лавров, и многие другие топ-чиновники РФ. Ведь вопрос недопуска представителей РФ к наблюдению за выборами – это не вопрос политики и даже не вопрос дипломатии. Это вопрос государственного суверенитета и государственной безопасности Украины.

И никто – даже спецпредставитель Госдепа США – не может требовать от Украины, чтобы она пренебрегала безопасностью. Пусть даже и ради неких эфемерных “демократических стандартов” и “правовых норм”.

Показательно, что к концу суток (и к моменту, когда этот текст уже был завершен) Курт Волкер скорректировал свою прежнюю мысль, и высказался именно в ключе приоритета безопасности: “Мы приветствуем готовность Украины способствовать деятельности миссии БДИПЧ ОБСЕ Мы убеждены в верности Украины прозрачности и проведению свободных и честных выборов. Следует помнить, что Россия является агрессором в Украине, а следовательно, озабоченность Украины безопасностью очень реальна”.

Но это вовсе не означает, что подобные попытки вовлекать россиян в некие политические и дипломатические процессы, оставляя их истинную роль за скобками, не будут повторяться. Гарантией от смещения таких ложно расставленных акцентов послужит честный и открытый диалог о необходимости нового рамочного договора и признание РФ оккупирующей стороной на востоке Украины на различных международных площадках.

Виталий КУЛИК, Мария КУЧЕРЕНКО, Центр исследований проблем гражданского общества

Повідомити про помилку – Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"Вы знаете когда врет политик – когда у него шевелятся губы."

Стало известно, как действовала “украинская фабрика троллей” в Facebook

Пристайко объяснил, почему Аваков остался в Кабмине

В Україні оголосили штормове попередження

Южная Корея разрабатывают лазерное противовоздушное оружие

ГПУ анонсировала совещание по делу о поджоге дома Гонтаревой

Гибридная война против Украины дала агрессору возможность создать комплекс пропагандистских мифов – мнение

Google представит смартфон Pixel 4 в октябре

Поджог дома Гонтаревой. У полиции осталась одна версия

В полиции заявляют о единственной версии пожара в доме Гонтаревой

Искусственный интеллект дописал симфонию австрийского композитора Малера

Кличко решил созвать сессию Киеврады

Зеленский должен настаивать на будапештском, а не нормандском формате – эксперт

Блеф чи непрофесіоналізм. Як ставитися до тих речей, які періодично обіцяють представники нової команди

Коррупция в Институте рака: чиновников подозревают в завладении средствами онкобольных

Освітня сесія EAVE on Demand in Kyiv оголосила учасників

Facebook “прикрыл” фабрику троллей в Украине: среди удаленных страниц – Hyser, Znaj.ua, Politeka

Хаос и бесправие. Кличко прокомментировал проект закона о столице

Склад нової української делегації в ПАРЄ – імена

“Раковая опухоль в теле Украины”: раскрыта цель Путина на встрече в “нормандском формате”

Карпюк планирует вскоре встретиться с Ярошем