USD28.2033

Почему на наших выборах не должно быть российских наблюдателей

Почему на наших выборах не должно быть российских наблюдателей

Заявление о том, что “российские наблюдатели – это ОК”, опубликованное спецпредставителем Госдепа по Украине Куртом Волкером, уже заставило отреагировать многих экспертов и аналитиков: соцсети и СМИ полны возмущений по поводу самой возможности допуска наблюдателей из страны-агрессора и тональности высказывания. Но дело не только и не столько в выборах, сколько в более широком контексте происходящего: имеют ли право россияне заявляться как некая сторона, которая не причастна к агрессии против Украины, и почему этот вопрос снова и снова возникает в публичной плоскости?

И ответ на него будет зависеть от того, что мы берем за основу для интерпретации – фактическую ситуацию на фронте и около него или Минские соглашения.

Если говорить о том, что мы видим по факту – так называемые “АК” псевдореспублик, подчиняющиеся “инструкторам” из РФ из числа кадровых военных российских вооруженных сил, финансирование захватчиков ОРДЛО Российской Федерацией через аффилированные структуры в других серых зонах – то никакого участия представителей РФ в выборах в Украине в качестве наблюдателей быть не может, так как РФ априори является заинтересованной стороной.

А если отталкиваться от текста Минских соглашений, о которых так упорно твердят и представители Украины, и тот же Волкер, как о “безальтернативной рамке урегулирования”, то притязания РФ и заявления Волкера об участии российских наблюдателей будут выглядеть вполне логично: в самом Комплексе мер фигурируют некие “представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины”, подписали его посол РФ в Украине, Захарченко и Плотницкий. Подписи президентов государств Нормандской четверки, к которым так любят апеллировать первые лица нашей страны, значатся в декларации президента Российской Федерации, президента Украины, президента Французской Республики и канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года, которая является приложением к комплексу мер и предполагает, что РФ обязуется “оказывать влияние на соответствующую сторону”.

Читайте также:

Отношение к президентам и чиновникам не должно выражаться в форме веры

В данной ситуации можно делать огромное количество заявлений на уровне МИДа о недопустимости присутствия граждан РФ на украинских выборах в качестве наблюдателей, повторять формулы о государстве-агрессоре, даже принимать очередные законы (что и было сделано парламентом) о запрете гражданам РФ быть наблюдателями, со ссылкой на признание РФ государством-агрессором и оккупантом со стороны ВРУ, но это логически противоречит заявлениям о безальтернативном Минске.

Читайте также:

Чернотицкий прокомментировал свое назначение на пост главы Общественного вещания

Нельзя сегодня заявлять, что мы воюем с РФ, а завтра говорить о том, что будущее мирное урегулирование будет определяться рамкой, в которой роль РФ прописана, мягко говоря, некорректно.

Эта половинчатость высказываний и полумеры в вопросах определения наших отношений с РФ и провоцируют подобные твитты Волкера, заявления “анонимных источников” в ЦИКе РФ о том, что “не Украине и не Волкеру определять, как работать Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ”.

По словам представителей украинского Министерства иностранных дел, раньше БДИПЧ ОБСЕ справлялось с наблюдением и без участия представителей конфликтующих стран. Но со страной-агрессором обычно разрывают дипломатические отношения, и соглашения, в которых роль агрессора прописана как роль наблюдателя, обязующегося оказывать влияние на «соответствующую сторону», не называют вечными и не имеющими альтернативы.

Читайте также:

Курс доллара на 11 декабря испортит новогоднее настроение

Допуск наблюдателей от РФ будет означать, что этот прецедент, основанный на порочной логике Минских соглашений, неизбежно повторится и в дальнейшем: стоит вспомнить тот самый доклад Гоуэна о гипотетическом миротворческом контингенте, где страны-сателлиты РФ фигурируют в качестве “нейтральных государств”, которые потенциально могут направить своих военных для участия в миротворческой операции на востоке Украины.

Если представить себе ситуацию, в которой развертывание миротворческого контингента становится возможным, а российские наблюдатели допущены на выборы – то наши аргументы о недопустимости участия миротворцев от стран, находящихся в орбите влияния РФ, а то и самой Российской Федерации, будут разбиваться о факт допуска РФ к наблюдению и те же Минские соглашения, которые Россия намерена и дальше интерпретировать по букве, а не каким-либо другим образом.

Из этого выводится возможность бесконечно склонять Украину к “болезненным, но необходимым компромиссам ради мира” и принцип “политическая часть идет перед безопасностью”, на котором так долго и упорно настаивал и тот же Сурков, и Лавров, и многие другие топ-чиновники РФ. Ведь вопрос недопуска представителей РФ к наблюдению за выборами – это не вопрос политики и даже не вопрос дипломатии. Это вопрос государственного суверенитета и государственной безопасности Украины.

И никто – даже спецпредставитель Госдепа США – не может требовать от Украины, чтобы она пренебрегала безопасностью. Пусть даже и ради неких эфемерных “демократических стандартов” и “правовых норм”.

Показательно, что к концу суток (и к моменту, когда этот текст уже был завершен) Курт Волкер скорректировал свою прежнюю мысль, и высказался именно в ключе приоритета безопасности: “Мы приветствуем готовность Украины способствовать деятельности миссии БДИПЧ ОБСЕ Мы убеждены в верности Украины прозрачности и проведению свободных и честных выборов. Следует помнить, что Россия является агрессором в Украине, а следовательно, озабоченность Украины безопасностью очень реальна”.

Но это вовсе не означает, что подобные попытки вовлекать россиян в некие политические и дипломатические процессы, оставляя их истинную роль за скобками, не будут повторяться. Гарантией от смещения таких ложно расставленных акцентов послужит честный и открытый диалог о необходимости нового рамочного договора и признание РФ оккупирующей стороной на востоке Украины на различных международных площадках.

Виталий КУЛИК, Мария КУЧЕРЕНКО, Центр исследований проблем гражданского общества

Повідомити про помилку – Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"В управлении государством главное – соблюдать все формальности, а на мораль можно и не обращать внимания. "

© Марк Твен

Кому все-таки были выгодны убийства на Майдане?

В 2019 году в столице будет заменено более 100 км труб теплоснабжения, – КГГА

Обвинение против Онищенко передали в суд

Раскрыта новая подлость оккупантов в Крыму: «Подавляют волю и достоинство»

СБУ подтвердила, что у епископа Гедеона были паспорта трех стран

Apple планирует выпуск нового MacBook Pro с самым большим экраном

Линкявичюс: Запад недооценивает информационное влияние России

Президентская кампания: эмоции против разума

Глава УГКЦ на Благовещение отслужит литургию в Софии Киевской

У Кличко придумали новую схему наживы на коммуналке: “миллионы киевлян под ударом”

Новая Зеландия проверит риски по использованию Huawei в сетях 5G

В Черном море пройдут учения “Си Бриз-2019”

Меркель, виводячи інтереси німців з поля російсько-українського бою, має рацію – політолог

Новая Зеландия хочет повысить налоги для Google и Facebook

Глава ОБСЕ снова высказался о запрете наблюдателей от России

В столице откроются обновленные кинотеатры для детей

Сепаратист-Калоша (Костянтин Бедовой): Організація С14 – вбивці і неонацисти

В кинотеатрах покажут фильм об одном из старейших городов мира

Климкин о конфереции в Мюнхене: Диванная позиция раздражает

Штаб ООС: Російські окупаційні війська 10 разів порушили режим припинення вогню