USD28.2033

Почему в Украину не возвращаются незаконно отмытые средства

Почему в Украину не возвращаются незаконно отмытые средства

Борьба с отмыванием грязных денег в Украине носит характер политических заявлений, а отсутствие строгих приговоров за преступления нуждается в усилении институтов в этой сфере, пишет в блоге НВ.Бизнес Евгений Калинин.

Совсем недавно мы были свидетелями очередного скандала с выведением средств, которые удалось установить только “по факту” – через ТАСкомбанк удалось вывести 4 млрд грн. Нацбанк установил, что 23 юрлица с февраля по октябрь 2017 года с своих счетов в ТАСкомбанк сняли наличные в размере 3,9 млрд грн на закупку вторичного сырья. Это почти 80% всех выданных банком за этот период наличных со счетов юридических лиц. При этом ТАСкомбанк установил этим клиентам “значительно меньше тарифы на выдачу наличных с их текущих счетов, чем предусмотренные соответствующим тарифным пакетом банка”: они платили 0,4% при стандартной комиссии в 1-1,3%.

Типичная картинка “отмывания денег”, которых у нас десятки или может даже сотни. Однако процент возвращенных денег – мизерный. Украина неплохо выявляет эти факты, однако реальных наказаний у нас единицы.

Раскрытые реестры

В мая 2018 года Британский парламент выразил уместное требование в адрес любой британской заморской территории: до конца 2020 г. ввести государственные реестры, которые раскрывают лиц-бенефициаров компаний, зарегистрированных в этих юрисдикциях.

По данным антикоррупционного расследования Panama Papers, только на Британских Виргинских островах было обнаружено 150 компаний, связанных с украинским чиновниками. Некоторые подробности уже опубликованы, а, возвращаясь к решению британского парламента, следует отметить, что Великобритания показывает четкий курс на борьбу с отмыванием грязных денег и деофшоризацию экономики и бизнеса.

Читайте также:

Кабмин принял постановление, которое позволит усилить соцзащиту переселенцев

А что в Украине?

В Украине есть две большие проблемы – недостаточная эффективность органов финансового контроля (особенно, по транзакциям политически значимых лиц) и несовершенство уголовного законодательства, – относительно определения тяжести преступлений по отмыванию средств.

Неоднократно FATF и MONEYVAL при проведении мониторинга в Украине обращали внимание, что борьба с отмыванием грязных денег у нас носит характер политических заявлений, а отсутствие строгих приговоров за преступления нуждается в усилении институтов в этой сфере.

Читайте также:

Однією з проблем в сучасному світі є нестача часу на читання книг, – думка

Украина хорошо проводит сбор информации о финансовых преступлениях, но дальше ничего не делает с этими фактами. Они не используются как основа для уголовных производств по отмыванию средств и не приводят к осуждению лиц, причастных к преступлениям. К сожалению, сегодня следователи не хотят доказывать сложные схемы с применением офшорных юрисдикций.

“Условная” ответственность?

Украинским уголовным законодательством установлено, что ответственность за отмывание средств меньше, чем за основное преступление. Украинские и международные эксперты уже неоднократно отмечали, что возможность применять существующее уголовное законодательство по привлечению к ответственности за отмывание денег, – очень относительная.

В 2016-м году были внесены изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины, по которым разрешено конфисковать преступные активы, принадлежащие третьим лицам, а не только подозреваемому или обвиняемому, однако статистики по применению этой нормы нет.

Читайте также:

Рябошапка назвал пять приоритетов в работе НАПК

По словам директора Центра противодействия коррупции Дарьи Каленюк, нет и вменяемых стандартов для использования спецконфискации, что составляет серьезные риски. К сожалению, никаких законодательных инициатив в этой сфере украинскими парламентариями до сих пор не наработано. Впрочем, следует напомнить, что в начале 2019 мы снова отчитываемся по имплементации рекомендаций MONEYVAL.

Угрозы для государства

Уполномоченным на борьбу с отмыванием средств и финансированием терроризма является Государственная служба финансового мониторинга Украины, которая является ключевым элементом системы в этой борьбе (согласно классификации FATF – Financial Intelligence Unit). В 2016 году специалистами FATF был проведен анализ системы органов предотвращения отмывания средств и финансирования терроризма в Украине на предмет соответствия международным стандартам National Risk Assessment (NRA). Это был своеобразный тест на способность страны способствовать задержанию преступников путем идентификации и перехвата их доходов, полученных преступным путем.

По результатам NRA Госслужбы финансового мониторинга, эксперты FATF пришли к вопиющим выводам, в частности, в части несостоятельности службы отслеживать все подозрительные операции, осуществляемые в Украине (как в государственном, так и в частном секторах экономики), и выделили несколько основных угроз, которые мешают Украине быть успешной.

Речь идет, в частности, о неэффективной системе первичного выявления подозрительных финансовых операций и низком уровне технологичности Госслужбы финансового мониторинга.

Первые механизмы по реальной идентификации возможного коррупционного происхождения средств появились в украинском законодательстве только в конце 2014 года, а вступили в силу только с февраля 2015 года. После 2015 года количество финансовых операций, которые должны проходить мониторинг, выросла в четыре раза. Вместе с тем, по имеющейся методике анализа подозрительных финансовых операций, только 9 транзакций из 100 получают негативную оценку Госфинмониторинга и становятся базой для дальнейшего возбуждения уголовных производств.

Относительно низкого уровня технологического обеспечения Госфинмониторинга, то последний раз обновление IT-системы службы происходило в 2008-2009 годах. В условиях современной финансовой среды и возможностей по сокрытию коррупционных средств, это выглядит так, словно Украина пытается подбить новейший танк из детского водяного пистолета.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"«Когда у власти не хватает аргументов, она начинает втягивать в политику детей». "

Регистрация

(Максимальный размер файла 0,5Mb)

Восстановление паролю

Пожалуйста, введите ваш логин или адрес электронной почты.

Завтра рух проспектом Перемоги частково обмежать

Збірна України в меншості перемогла Португалію та вийшла на Євро-2020

Кочетков: “формула Штайнмайера” – это похмелье после “Минского договорняка”

Борьба с коррупцией даже не начата, всем все пофиг

Синоптик: Тепла погода втримається й завтра, 15 жовтня, і триватиме ще весь тиждень

В бюджете-2020 заложили крупнейшие в истории страны расходы на оборону — Гончарук

Сенченко: Надо сделать так, чтобы вместо очереди на выход из армии, стояла очередь на вход

Олександр Усик достроково здобув першу перемогу в суперважкій вазі

Бородянский поздравил украинских защитников

“Атлантида” и “Домой”: на Viennale покажут украинское кино

В центре Киева проходит акция в поддержку Маркива: видео

ЄС продовжив санкції проти Росії за отруєння в Солсбері

“ДНР/ЛНР” як втілення “радянської мрії”

Гончарук в День защитника поблагодарил военных за мирное небо

В ПА НАТО приняли доклад об Украине: о чем документ

Любовь пуглива, чувства не стоит сразу ставить в “пируэт”

Зеленський закликав учасників акції 14 жовтня “не створювати картинку для росТБ”

Арахамия извинился перед участниками акций против капитуляции

Microsoft представила новые клавиатуры со “смайликами”

ЗОЖ или привычки: Чем питаться в офисе и насколько это полезно