USD28.2033

Предчувствие войны, война и доброе отношение к заробитчанам

Предчувствие войны, война и доброе отношение к заробитчанам

Избранные впечатления от Рижского кинофестиваля-2021

В воскресенье завершился Рижский международный кинофестиваль, а в понедельник подвели его итоги, определив победителей. Полторы недели интереснейших конкурсных и тематических показов (14-24 октября). Но последние четыре дня кино-праздника подпортила очередная волна коронавируса, из-за чего в Латвии был введен локдаун. После этого фильмы Riga IFF можно было смотреть только онлайн в Сети, а не на большом экране.

ТРИУМФАТОРЫ – ИЗ ЛИТВЫ, МОЛДОВЫ И ИТАЛИИ

Из-за локдауна церемонию награждения в этом году также пришлось отменить. Вместо этого сняли остроумный короткометражный видеофильм о награждении и триумфаторах.

Главные итоги RIFF-2021 таковы. Гран-при получил фильм литовца Андрюса Блажевичюса «Бегунья» (2021). Начинается лента в духе корейских остросюжетных фильмов. Симпатичная девушка Мария, проснувшись утром с разбитой губой, бросается искать своего парня, у которого какое-то психическое расстройство (как мы узнаем позже – биполярное). Очень долго напряжение держится на этой «бегущей» динамике. Но постепенно чистая остросюжетность сменяется осознанием ситуации, сопереживанием главной героине, размышлениями о том, что такое ответственность за другого и каковы границы любви, самопожертвования. Отдельно нужно отметить, как тепло и позитивно показаны в литовской картине украинские заробитчане – симпатичные, вежливые, начитанные.

«Бегунья»
«Бегунья»

Среди короткометражек Гран-при получил фильм молдавской режиссерки Ольги Луковниковой – «Мой дядя Тудор» (вариант названия – «Нану Тудор», 2020). Эта картина о переживаниях в связи с сексуальным насилием в детстве – уже получала «Золотого медведя» в своей номинации на 71-м Берлинском кинофестивале.

Ольга Луковникова
Ольга Луковникова

В конкурсе детского кино KIDS' REEL победил полнометражный итальянский фильм Стефано Чипани «Мой брат – супергерой» (другой вариант названия – «Мой брат гоняется за динозаврами», 2019). Картина об итальянской семье, в которой уже есть дочки Кьяра, Алиса и сын Джакомо. Но вот на семейном совете родители рассказывают детям, что у них скоро появится еще один братик, которому решают дать имя Джованни. После рождения оказывается, что у Джо – синдром Дауна. В этом месте кто-то может заподозрить, что лента – спекулятивная, бьющая на жалость, и потому получившая награду не совсем заслуженно. Это не так! «Мой брат…» – не просто правильный фильм, а очень хорошо сделанная картина с отличным сценарием, точно прописанными мотивациями, мягким светлым юмором и эмпатичными героями всех возрастов. Хорошо бы продублировать ленту, это идеальное семейное кино для телепросмотра.

«Мой брат – супергерой»
«Мой брат – супергерой»

УКРАИНСКИЕ АКЦЕНТЫ ФЕСТИВАЛЬНЫХ ПОКАЗОВ

Продолжая тему, затрагивавшуюся в «Бегунье». В другом конкурсном фильме «Снега больше не будет» (2020) польского режиссерского дуэта Малгожаты Шумовской и Михала Энглерта главный герой – трудовой мигрант из Украины Женя. Он гениальный массажист, родом из Припяти, имеющий к тому же особые способности, возможно, в связи с чернобыльской катастрофой.

«Снега больше не будет»
«Снега больше не будет»

Женю играет британский актер Алек Утгоф, родившийся в киевской семье кардиохирурга и дирижерки. В 11 лет родители отправили его с братом на обучение в Англию, где Алек начал играть в школьном театре, а позже получил профессиональное актерское образование.

В Польше Женя живет на краю большого города в многоэтажке, похожей на припятскую. Каждое утро со своим массажным столом он ездит в богатый коттеджный поселок в пригороде. Но мы же помним, что «богатые тоже плачут», и в этом социуме Женя становится ангелом-хранителем, утешителем для многих. Увы, не всесильным, и не способным спасти всех, как ему хотелось бы. Тонкий, притчевый, допускающий множественные варианты трактовки фильм. «Снега больше не будет» представлял Польшу на премии «Оскар-2021».

В программе «Специальный показ» прошел единственный сугубо украинский показ RIFF – «Стоп-земля» (2021) Катерины Горностай. Недавно лента взяла Гран-при в конкурсной программе Одесского кинофестиваля, а также «Хрустального медведя» юношеского жюри Berlinale Generation 14plus. Картина эта имеет долгую историю создания. Сценарий, носивший рабочее название «The Floor is Lava», с 2017 года не однажды побеждал на питчингах, украинских (в той же Одессе) и зарубежных (в Германии). Так собирались деньги на производство. Но вот в 2019 году Совет по государственной поддержке кинематографии выделил деньги, нужные для съемок. Работа закипела – был проведен кастинг среди 14-18-летних тинэйджеров Киева и области, в ходе которого отобрали 25 главных героев картины. С ними несколько месяцев работали педагоги, обучавшие их актерскому мастерству и… живой, разговорной украинской речи.

Читайте также:

Предчувствие войны, война и доброе отношение к заробитчанам

«Стоп-земля»
«Стоп-земля»

Сюжет в пересказе прост. Это история жизни обычной украинской школы, старшего класса. По ходу действия мы начинаем сопереживать и сочувствовать всем 25 героям. Главные среди них – Маша, по прозвищу Стоп-Земля, и ее ближайшие друзья, Яна и Сеня. Сеня, кажется, влюблен в Машу. А Маша влюблена в другого одноклассника – Сашу, хорошего порядочного парня. Но, увы, – безответно. Вот и всё, казалось бы – ничего сложного, в пересказе – просто до примитива… Однако лента эта, с элементами докьюментари, сделана очень искренне и талантливо. Герои и героини не какие-то идеальные подростки, они – из жизни, могут грубо выругаться, выпить и покурить что попало. Однако зритель видит за этим не испорченность, а честно рассказанную историю взросления, самоутверждения, поиска любви и осознания себя в этом непростом мире. После показа зал аплодировал. А тинейджеры и те, кто сами только-только вышли из этого возраста, кроме того – издавали одобрительные крики: «Юхууу!».

Ну и напоследок в этой главке стоит упомянуть российский фильм Ренаты Литвиновой «Зимний ветер» (2021) – декадентская фантазия, навеянная «Игрой престолов». Можно найти в ней и элементы сатиры, поскольку действие происходит в некоей северной стране, где главный праздник – бесконечный Новый год, а деньги, вместо того чтобы «работать», гниют, тупо зарытые в землю. Но все ж это в первую и главную очередь особый жанр под названием «Кино Ренаты Литвиновой». Украинский же след – в том, что картина посвящена блистательной одесской, украинской режиссерке Кире Муратовой, у которой Литвинова дебютировала в 1994 году.

«Зимний ветер»
«Зимний ветер»

ПРЕДЧУВСТВИЕ ВОЙНЫ – В КРАСНО-КОРИЧНЕВЫХ ТИСКАХ

Из фильмов, показанных на фестивале, можно сложить и такое страшноватое ощущение, как предчувствие войны. Собственно, одна из картин конкурсной программы, снятая латвийским режиссером Дависом Симанисом-младшим, так и называется – «Год до войны» (2021). Формально – это рассказ о 1913 годе и о самом, наверное, загадочном персонаже латвийской, да и общеевропейской истории – Петерсе Художнике, участнике революционной экспроприации, налета на ювелирный магазин в Лондоне в 1910 году. Он стал прообразом антигероя романа Жоржа Сименона «Петерс Латыш» (1931). А пистолет Маузер С96, использовавшийся революционными налетчиками, ирландские повстанцы называли «Петером Художником».

Читайте также:

После локдауна в Украине стало больше кинозалов – гендиректор «Артхаус Трафик»

«Год до войны»
«Год до войны»

Режиссер Симанис соединил в своей работе сразу несколько версий разгадки личности Петерса и создал впечатляющую фантасмагорию о сумасшедшем веке, зажатом в тиски между большевиками и нацистами. Здесь есть и безумный бес Ленин с вставным глазом, похожим на око Терминатора, и бесноватый Гитлер. А когда красные начинают драться с коричневыми на улицах Риги, вдруг понимаешь, что и в этом есть особый символизм, поскольку в ближнем окружении фюрера было много балтийских немцев, ну а особая роль (красных) латышей в русской революции и гражданской войне общеизвестна. В конце ленты мы видим героя картины – уже высокопоставленного чекиста, с вставным глазом, как у злого Ленина-Терминатора (по одной из версий загадочный Художник – это Петерс Кюзис, он же – видный чекист Ян Берзин)… Понятны резоны, по котором Гран-При дали «Бегунье», но и «Год до войны», как по мне, заслуживал его не меньше.

В программе Home Made был показан другой впечатляющий предвоенный фильм – «Рассвет войны» (варианты названия «Суфлер», «О2», 2020). Эта эстонская лента (при участии Латвии, Литвы, Финляндии) режиссера Маргуса Пайю – лихо закрученный шпионский детектив, события которого развиваются в августе 1939 года, на фоне пакта Молотова-Риббентропа и его последствий. Нужно разыскать советского «крота» и убийцу начальника Службы контрразведки Эстонии.

«Рассвет войны»
«Рассвет войны»

Но снова вернемся к конкурсной программе. Немецкая картина Юлиана Радльмайера «Кровососы» (после показа на Берлинале к ее названию добавили поясняющее продолжение «…Марксистская вампир-комедия», 2020). Режиссер оттолкнулся от того, что Маркс в «Капитале» называет капиталистов «кровососами» (в отечественных переводах чаще давали застенчивое – «кровопийцы»). И вот в его картине добропорядочные, вроде бы, немецкие буржуа 1928 года оказываются реальными вампирами. А их жертва и тот, кому мы должны сопереживать, – беглец из СССР, самодеятельный актер, игравший Троцкого в «Октябре» у Сергея Эйзенштейна и потому впавший в немилость у Сталина. Здесь до войны дольше, более десяти лет. Но две части тисков, которые в будущем сожмут Европу, уже видны. Одна – большевики – явно. Другая – нацисты – только начинает проявляться.

«Кровососы»
«Кровососы»

Читайте также:

В украинском прокате выйдет спродюсированный «Джокером» фильм

ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ ВОЙНЫ И ГРИМАСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Но и просто война была представлена на RIFF очень достойно. Тут тоже начну с конкурсной программы. Венгерская картина Денеша Надя «Естественный свет» (2021) сделана при участии Латвии, Германии, Франции. 1943 год, мадьярская армия находится где-то на российско-украинском пограничье. Недавний хуторянин, а нынче младший офицер венгерской армии Иштван Шеметка после смерти командира подразделения вынужден его замещать и руководить борьбой с партизанами. Лицо и глаза Ференца Сабо, исполняющего эту роль, – из тех, что нельзя забыть. Он не хочет жестокостей, он не хочет убийств. Но это война, на которой то и другое неизбежны. Глаза и лицо Шеметки – помертвевшие, как у тяжело больного человека. И то, что он по мере возможностей совершает добрые поступки, не спасает его от этой тяжести, от банальности зла. Пусть даже самое страшное зло сотворено в его отсутствие.

«Естественный свет»
«Естественный свет»

Актеров на роли солдат набирали в венгерских деревнях, на роли крестьян – в латвийских. Результат – сила и достоверность картины удивительны. Она на Рижском кинофестивале тоже заслуживала Гран-при. Но… У Денеша Надя уже есть «Серебряный медведь» Берлинале за лучшую режиссуру. Думаю, это тоже повлияло на решение жюри.

«Блокадный дневник» (2020) Андрея Зайцева – работа тоже серьезная, заметная. Натурализм блокадных ужасов, облагороженный гуманистической идеей на религиозной подкладке, физически не может оставить зрителя равнодушным. Но есть тут и большое «но». Дело в том, что фильм снят при поддержке Российского военно-исторического общества, которым руководит бывший министр культуры РФ, знатный плагиатор и манипулятор Владимир Мединский. Поэтому первые 13 минут картины, включая длинные титры пояснения от РВИО, а также «самое вкусное в мире советское мороженое», – тут соответствующие. Чтобы зритель четко и однозначно понимал, что во всем виноваты исключительно фашисты, а вины Сталина и советской власти в голодной смерти сотен тысяч ленинградцев – ни-ка-кой!

«Блокадный дневник»
«Блокадный дневник»

Мысленно прокручивая фильм без этих несчастных 13 минут, понимаю, насколько бы он был сильней и интересней. Но что поделать – господдержка дорогого стоит.

В «Последней “Милой Болгарии”» (2021) екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко время тоже военное, 1942 год. Но это далекий тыл, Алма-Ата, куда Лёня Ец приезжает с последним яблоком нового сорта «Милая Болгария», выращенного отцом-селекционером. Соседка Ольга рассказывает Ецу о таинственном исчезновении прежнего обитателя комнаты Семёна Курочкина (один из псевдонимов Михаила Зощенко). Сценарно-психологической основой этого фильма, который сам Федорченко назвал «психоаналитическим детективом», стала повесть Зощенко «Перед восходом солнца» (1943). Та самая – автобиографическая и «самокопательная», из-за которой писатель был подвергнут высочайшему партийному разгрому, стиранию в пыль. Кроме того, Федорченко в местный тыловой, прекрасно выстроенный экзистенциально-детективный сюжет еще много чего намешивает, в частности съемки Эйзенштейном «Ивана Грозного», проходившие неподалеку. Но финал печален, работа Еца-старшего, осужденного за шпионаж в пользу Болгарии, тоже погибает.

«Последней “Милой Болгарии”»
«Последней “Милой Болгарии”»

ФЕСТИВАЛЬ ЭПОХИ КОРОНАВИРУСНЫХ КАРАНТИНОВ И ПОЛЕВЕНИЯ

Возможно, это и очень субъективно, но создается впечатление, что ковид, по-прежнему более-менее прочно держащий мир в лапах видоизменяющихся штаммов, заметно отразился на кино двух последних лет. В нем стало больше камерности; больше сосредоточенности на переживаниях в замкнутых пространствах, в том числе интимных; больше замкнутости в себе, популярней стал «эффект Расёмона» (противоречивое описание одного и того же события разными участниками и очевидцами, термин возник после фильма Акиры Куросавы 1950 года «Расёмон»). Но, может быть, такое впечатление и неверно. А дело в том, что мы, имея уже богатый опыт локдаунов и отсидок, начинаем более внимательно присматриваться к подобным сюжетам.

Предчувствие войны, война и доброе отношение к заробитчанам13

И еще два впечатления напоследок. Первое – продолжающееся полевение. Скверные деловые люди, мерзкие капиталисты разных уровней стали банальностью. А плохие коммунисты, похоже, остаются актуальными только для постсоветских стран. Вообще едва ли не все модные левоинтеллигентские идеи получают прямой выход на экран без попытки критической рефлексии. Поэтому кажется, что сегодня фильм вроде «Отвратительные, грязные, злые» (1976) итальянца Этторе Сколы, получивший приз в Каннах за лучшую режиссуру, был бы просто невозможен. Ведь там нет ни одного капиталиста или расиста – но не могут же все эти славные нищие из бидонвиля быть такими плохими сами по себе!

Предчувствие войны, война и доброе отношение к заробитчанам14

Второе – никотинизация фестивального кино. Чем большие ограничения вводят на показ процесса курения на ТВ и в коммерческом кино, присваивая там ограничивающие рейтинги, тем чаще курят здесь. Ну, куда деться: струйка дыма в кадре – и вправду очень красива. Да и ритуальная часть прикуривания завораживает.

Предчувствие войны, война и доброе отношение к заробитчанам15

Причем две эти особенности, как ни странно, кажутся взаимосвязанными. Нужно же храбрым авторам хоть как-то канализировать свой решительный нонконформизм. А поэтизация табакокурения оказывается настолько же визуально эффектной, насколько репутационно безопасной. Точней – пока что наименее безопасной, поскольку «еще не вечер».

Олег Кудрин, Рига

Первое фото: Riga International Film Festival

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "В политических играх, в отличие от игры в жмурки, лишь немногие видят всё, а у всех остальных – повязки на глазах."

    © П. Буаст

    Резніков про можливе вторгнення РФ: “Буде кривава бійня, російські хлопці повертатимуться у трунах”

    Первый международный форум по стратегическим коммуникациям в Украине

    Психологи назвали 7 фраз, которые ни в коем случае нельзя себе говорить

    Полграмма: Япония передала NASA пробы из астероида Рьюгу

    Сенатор: Украина может стать для России новым Афганистаном, если РФ пойдет на эскалацию

    Под Черниговом маршрутка столкнулась с грузовиком: 13 погибших, шесть пострадавших

    Доктор Комаровский сказал, планирует ли идти в президенты

    Китай запустил пять спутников

    Зеленский: Волонтерство сделало Украину непобедимой – сегодня и всегда

    Байден проведе переговори із Зеленським за підсумками розмови з Путіним

    В Украине – 8 655 новых случаев коронавируса

    Если Россия нападет. Большинство поляков выступают за военную поддержку Украины – опрос

    The Washington Post: Найефективніша відповідь на агресію Росії – це тісніші відносини США з Україною

    Как распознать зависимость от сериалов и избавиться от вредной привычки?

    Фильм о дворце Путина в Геленджике стал самым популярным роликом года в российском Ютубе

    “США поддерживают суверенитет Украины”. Белый дом подтвердил переговоры Байдена и Путина

    Гарри Каспаров объяснил, когда и почему Крым будет возвращен Украине

    В WhatsApp появились исчезающие сообщения

    В Турции говорят, что лучше стран Запада подходят на роль посредника между Украиной и РФ

    Офіційно. США оголосили про дипломатичний бойкот Олімпіади в Пекіні