USD28.2033

Профессия в классическом понимании скоро исчезнет. К чему тогда готовить детей

Профессия в классическом понимании скоро исчезнет. К чему тогда готовить детей

Современная школа должна готовить не специалиста, который будет успешным через 10 лет, а создавать человека, который будет успешным уже сейчас

Несмотря на ускоренный бег современного мира, образование продолжает оставаться одной из самых консервативных сфер человеческой деятельности. Чему сейчас учит школа? Мы, как и раньше, шаг за шагом передаем детям знания по лекалам индустриальной эпохи, приучая к монотонным недельным ритмам работы, медленному линейному движению к профессии и завоеванию перспективного места «под солнцем» через десяток-другой лет.

Но посмотрите вокруг. На смену индустриальной модели образца XIX века уже пришло быстрое, хаотичное и во многом непонятное прошлому поколению окружение, единственная постоянная в котором — его изменения. Прогрессирующая автоматизация как физической, так и умственной работы, все большее проникновение цифровых технологий и интернета, глобализация на разных уровнях, развитие мощных экологических трендов… Все это вкупе с социальными, демографическими сдвигами и ростом сетевого общества строит новую картину действительности. Мир усложняется и стремительно ускоряется. И представители социальных институтов, которые создавались веками, к этому пока не готовы.

Что подводит к не менее интересному вопросу — а готовы ли мы объяснить, что происходит вокруг, своим детям, своим ученикам? Мир, который нуждается в постоянной переквалификации и адаптации, мы больше не прогнозируем, как это делали раньше. И демонстрировать детям их детство как период подготовки ко взрослой жизни, становится непросто. Как объяснить то, чего сам не предполагаешь? К счастью, дети адаптируются к изменениям гораздо быстрее. И их ответ на проникновение технологий в нашу жизнь — это ранний вход во «взрослый» период, возможность почувствовать себя как минимум осведомленным потребителем, который непосредственно влияет на конечный продукт, а как максимум — создателем нового мира. Ведь цифровые средства для творчества сделали самовыражение простым и широкодоступным. Поэтому любительские проекты, которые перерастают в серьезный продукт, сегодня уже перестают вызывать удивление, превращаясь в один из методов для старта инновационной и предпринимательской деятельности.

Читайте также:

На входе в МВД – очереди на измерение температуры

Лучшей ролью взрослых в новом прочтении мира становится не жесткое и требовательное наставничество, а партнерство. Готовность работать на равных и порой даже конкурировать, открывая детям широкую дорогу от выбора целей к самореализации и совершенствованию. Кстати, навык межвозрастного общения весьма пригодится нам в современных условиях.

Читайте также:

Динамо “підпалило” суху траву на стадіоні: хочуть привернути увагу до підпалів сухостою. ФОТО

Чтобы соответствовать этим вызовам, современная школа должна готовить не специалиста, который будет успешным через 10 лет, а создавать человека, который будет успешным уже сейчас. Дать ему возможность проявить себя, не устанавливая строго рамки возраста и взросления. Очевидно, что профессия в своем классическом понимании в будущем полностью потеряет смысл, и главной целью человека в течение всей жизни будет реализация в рамках своего призвания. Поэтому обучение «профессиям будущего» и переобучение на них взрослых, которое многие сегодня видят как единственный перспективный путь развития образования, таковым по сути не является. Учитывая реалии мира, что быстро меняется, основное внимание мы должны обратить на развитие у детей способности к адаптации, готовности к трансформации и бесстрессовому принятию изменений.

Читайте также:

Презентація Нацплатформи примирення і єдності: столична поліція відкрила провадження, до відділку доставили 15 осіб

Школа должна научить ребенка реагировать на изменения. Ключевыми навыками для этого должны стать знания и понимание технологий, способность выжить в плотно заселенном и часто токсичном информационном поле, умение концентрировать и удерживать внимание в условиях постоянной информационной перегрузки. В этом смысле гораздо более широкое применение, чем сегодня, найдут медитативные практики. Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость должны стать для человека будущего буквально вторым «я», поскольку сфера, связанная с эмпатией, взаимодействием с другими людьми приобретает все большую значимость в работе. Коммуникабельность, способность эффективно работать в команде также относится к числу таких навыков, как и способность к самообучению. Особняком среди направлений развития стоит отметить экологическое воспитание — умение сохранять окружающую среду и свое здоровье будет гораздо выше цениться как в личной сфере, так и в бизнесе.

Каким должен быть учитель, чтобы научить всему вышесказанному? Прежде всего, это друг, партнер и консультант, готовый прийти на помощь в любой сложной ситуации. Специалист, ставящий во главу угла развитие личности и приобретение навыков, необходимых для жизни в современном, а не том мире, что отошел в прошлое. Человек, который не оспаривает лидерство детей в понимании и использовании технологий, но способен указать на верные пути их использования и помочь найти точки взаимодействия с другими людьми. Готовый оказать поддержку и научить безболезненно адаптироваться к жизненному круговороту возможностей, где постоянная профессия уступает место частой смене ролей в зависимости от ситуации. Специалист, что поощряет креативность и способность ученика находить нестандартные решения и самостоятельно выбирать стратегию обучения.

И напоследок вернемся к действительности. Если частные школы могут вырастить или нанять таких учителей, что ждет наших детей в государственных школах? Что следует изменить в государстве, где у будущих педагогов средний балл ВНО 144? Готовы ли мы развивать существующие учреждения в сторону образовательных хабов, сделать их открытыми для учеников независимо от возраста и уровня подготовки, обеспечить доступ к знаниям через глобальные платформы и возможности дистанционного обучения? Эти и многие другие вопросы стоит задавать себе и окружающим каждый день. Ответы на них станут нашим собственным рецептом трансформации системы образования и воспитания лидеров будущих поколений.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"Ничем так не восхищаются в политике, как короткой памятью."

© Джон Кеннет Гэлбрейт

Регистрация

(Максимальный размер файла 0,5Mb)

Восстановление паролю

Пожалуйста, введите ваш логин или адрес электронной почты.

Пожары на Луганщине: число пострадавших возросло

Зеленский продал землю и недвижимость жене “слуги народа”

Украинский мультфильм отобрали на конкурс в Каннах

Может быть коллапс системы здравоохранения: в Минздраве назвали реальное число заболевших коронавирусом

На Донбассе усилились обстрелы

Зеленський знову порушив закон. Цього разу забув задекларувати понад 5 мільйонів гривень. Чи виконає він обіцянку і піде з посади?

Мер Вінниці Сергій Моргунов: “Не полігон, а сучасний сміттєпереробний завод!”

Пожары на Луганщине: число жертв и пострадавших выросло

Степанов об эпидемии COVID: Мы готовимся к худшему

В Украине зарегистрировали 50 414 случаев COVID-19, за сутки — 807

Офіційні державні нагороди: відмовитися чи погодитися?

Власти Франции ограничили использование беспилотников

Россия подарила Украине территории? А как же Кубань и Таганрог?

Украинские специалисты в США готовят ракету “Антарес” к запуску

Слідство.Інфо нашло у блогера Шария виллу в Испании: фото

“Слугам” зарплату – сто тисяч, а народу – п’ять: до чого призведе таке “закінчення епохи бідності”

В Германии создали птиц-роботов

Русифікація проти українізації у 1920–1930-х роках. Хронологія подій

Зеленскому вручили два протокола об административном нарушении – НАПК

Бортник: Порошенко боролся за признание Кремля в качестве легитимной власти