USD28.2033

Путин у разбитого корыта. Россия теряет влияние на немногих постсоветских партнеров

Россия теряет не только экономическое благополучие, но и влияние на немногих постсоветских партнеров. Спустя четверть века после распада СССР стоит оценить два разновекторных направления, по которым стали развиваться события. С одной стороны, власти новой “демократической” России под руководством видного борца с коррупцией и коммунистической номенклатурой Бориса Ельцина пытались во что бы то ни стало сохранить отношения с окраинами, скрывая настоящую цель.

Только со временем, после сепаратистских войн в Грузии, Молдове и Азербайджане стало понятно, что Кремль может сколько угодно говорить о себе как новом демократическом государстве, на деле делал все, чтобы остаться имперским центром для отношений с новыми государствами.

С другой стороны, несколько государств начали движение в другую сторону от Кремля, в первую очередь Грузия, Украина и Молдова. С приходом к власти Путина скорость расхождения только увеличилась – стало понятно, что желание воссоздать новую империю у Москвы никуда не делось. Хотя возможностей для осуществления мечты почти нет. Постсоветские страны выкарабкивались из “совка” по-разному.

Грузия и Азербайджан удивили Кремль своим выбором: впервые стали президентами люди, которых не назначали коммунисты и не утверждали в КГБ. Более того, это были два диссидента, два интеллектуала – публицист и литературовед Звиад Гамсахурдиа в Грузии и ученый востоковед Абульфаз Эльчибей (Алиев) в Азербайджане. Они сразу стали объектами ненависти для Кремля, привыкшего к послушаю со стороны имперского “подбрюшья”. На остальной части бывшего Советского Союза шел задуманный процесс сохранения экономических и политических связей: советская империя, развал которой был неизбежен, видоизменилась, но только внешне. Внутри происходило все то же, что было и в Советском Союзе. По крайней мере, инициаторы Содружества Независимых Государств планировали именно так, сохранив в большинстве новых стран российские военные базы и предприятия, входившие в созданный еще во времена СССР производственный цикл. С диссидентами Гамсахурдиа и Эльчибеем разделались довольно быстро – подняли лояльные Кремлю силы, вынудив и того и другого уйти в отставку, взамен прислав из Москвы старую проверенную коммунистическую номенклатуру – Эдуарда Шеварднадзе и Гейдара Алиева.

В обоих случаях Кремль предполагал, что теперь и Тбилиси, и Баку будут покладистыми. Однако рассчитывать исключительно на это в борьбе за сохранение имперского влияния не стал. В странах были созданы два сепаратистских очага – Карабах в Азербайджане и Абхазия, а в довесок к ней и “Южная Осетия”, в Грузии. В Кремле полагали, что как только Азербайджан и Грузия опять станут лояльными, конфликты рассосутся сами собой. Но оказалось, что выпущенного из бутылки джина сепаратизма назад уже невозможно загнать. Как и дух свободы – спустя годы после переворотов и несмотря на тлеющие конфликты Баку и Тбилиси все равно начали вести самостоятельную политику.

Примерно по той же причине был создан четвертый конфликт – в Приднестровье. Но в той войне на левом берегу Днестра не было ни национальной подоплеки, ни религиозной. Там был безыскусный советский переворот, после которого вся жизнь приднестровцев потекла точно так же, как это было в Советском Союзе – при советском гербе, при молдавском (румынском) языке на кириллице, при тех же представителях местной коммунистической номенклатуре и присланных из Москвы чекистах. Приднестровье в начале 90-х годов скорее напоминало Восточный Берлин, только всем и вся распоряжался и командовал генерал Александр Лебедь. В итоге спустя 20 лет Приднестровье пришло в упадок, а после украинского Майдана 2014 года и вовсе оказалось советским анклавом между Молдовой и Украиной, стремящихся в Европу. Для нескольких постсоветских стран в конце 90-х годов настало время понять, чего хочет Кремль – кроме, конечно, их беспрекословного подчинения. Есть ли шанс развиваться, насколько реальна интеграция с Европой? Сохранятся ли контакты с братьями по несчастью, то есть, по бывшему Советскому Союзу? И, самое главное, возможна ли защита своих интересов от имперских посягательств Кремля?

Читайте также:

Наш цивілізаційний вибір і збільшувальне скло для еліти

Кроме как на “непризнанных” сепаратистских территориях Россия смогла оставить военные части и базы в Беларуси, Армении, Кыргызстане, Казахстане, Таджикистане, Украине и до 2006 года в Грузии, пока она не потребовала вывести последние части из своей страны. В 1992 году Беларуси, Армении, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и Грузии Кремлем была сколочена организация-аналог НАТО. Копия вышла плохая и комедийная, а назвали ее “Организация договора о коллективной безопасности” или ОДКБ. В первые годы Россия склонила вступить в нее Грузию, Узбекистан и Азербайджан. У нее это получилось, но ненадолго – вскоре они вышли, и теперь из 9 стран в ОДКБ остались шесть. Генеральным секретарем ОДКБ и начальником его Объединенного штаба традиционно являются россияне, во всех миротворческих операциях СНГ принимали участие исключительно российские военные. Воинский контингент ОДКБ также в основном состоит из российских подразделений. С 1992 года ОДКБ организовала несколько военных учений, но ни в одной боевой операции участия за все время своего существования не приняла.

Читайте также:

Донбасс освободят по одному из трех сценариев

Кроме Содружества независимых государств, СНГ, созданного Борисом Ельциным сразу же после развала СССР, Путину предстояло создать еще несколько, прежде всего международную, с более широким участием. В 2001 году была учреждена Шанхайская организация сотрудничества, ШОС, – при участии лидеров Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.

В июле 2015 года было объявлено о начале процедуры вступления в ШОС Индии и Пакистана. Государствами-партнерами являются еще десять стран. Объявленные программные цели, такие как безопасность, экономическое партнерство, культурное и гуманитарное сотрудничество, остались на бумаге, поскольку у двух основных партнеров – России и Китая – свои интересы. Хотя нет, основной партнер в ШОС теперь один: после введения санкций и падения цен на нефть Россия становится слабым партнером, у которого не хватает денег на разрешение даже своих внутренних проблем. Одновременно с созданием ШОС у Путина появился еще один любимый “поздний ребенок” – Евразийское экономическое содружество, ЕврАзЭС.

Читайте также:

Порошенко играть по цивилизованным правилам не намерен – Речинский

Это была лебединая песня имперца-интегратора, задумавшего сплотить вокруг себя, то есть России, остатки советских окраин. Планов было много – создание Зоны свободной торговли, потом Таможенного союза, Единого экономического пространства и, наконец, Евразийского экономического союза. После всех перипетий и недопонимания с Россией остались только четыре верных союзника – Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан.

Странно, но Таджикистан избегает более плотной интеграции с этими структурами, хотя к России привязан не меньше, чем остальные.

После “Революции роз” в Грузии, революционных событий в Молдове и второго Майдана в Украине появилась группа стран-реформаторов. Ее появление в виде новой организации ГУУАМ также связано с Путиным: как необходимость противостоять его публично продекларированным имперским амбициям.

Слова Путина об интеграции постсоветских стран многие поняли как угрозу переформатирования – кого силой, как делал Борис Ельцин в начале 1990-х годов, кого экономическими санкциями и перекрытием коммуникаций. Хартия о создании ГУУАМ была подписана Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдовой в 2001 году, устав был принят в 2006 году, когда Узбекистан уже покинул группу и новая организация стала называться ГУАМ. На самом деле, история этого объединения начинается в 1997 году. С появлением в Кремле Путина этот процесс ускорился.

На саммите в Баку в июне 2007 года, кроме глав государств-участников ГУАМ, в качестве гостей участвовали главы государств, министры и политические деятели из Литвы, Польши, Румынии, Болгарии, Эстонии, Латвии, США, Японии, ОБСЕ, ОЧЭС, ЮНЕСКО.

Тогда же была попытка создания миротворческого военного подразделения в формате батальона, но идея была заблокирована президентом Молдовы, и к ней больше не возвращались.

Во многом цели и задачи ГУАМ совпадают с прокремлевскими структурами, ЕврАзЭС или ШОС. Отличие лишь в том, что Россия пытается воссоздать империю, ГУАМ пытается выработать программу отношений вне России. Перспективы существования этих объединений зависят от развития отколовшихся стран, которые стремятся к интеграции с Европой. И именно из Европы в 2008 году пришло новое предложение участвовать в проекте Восточное партнерство, к которому были приглашены Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Армения и Азербайджан.

Понятно, что это очередной антироссийский проект, но иначе выбираться из имперского болота поодиночке было бы трудно. Наконец, в 2015 году, 20 февраля, президент Украины Петр Порошенко подписал закон “О ратификации Соглашения между кабинетом министров Украины, правительствами Литвы и Польши о создании совместной военной части”. 27 мая были утверждены необходимые документы о выделении в состав литовско-польско-украинской миротворческой бригады “LitPolUkrBrig” национального воинского контингента из состава 80-й отдельной аэромобильной бригады во Львове. Эта идея не нова, ее обсуждали еще в 2007 году в Брюсселе, и стороны пришли к пониманию о создании совместного батальона, предназначенного для участия в миротворческих операциях под эгидой НАТО, ЕС и ООН. К реализации этой идеи подтолкнула военная агрессия России в Крыму и Восточной Украине.

Когда-то, в первые годы после распада СССР, новые постсоветские государства искали собственные пути развития и создания политических систем. Для некоторых уже были ориентиры: персоязычный Таджикистан стремился к Ирану, тюркоязычные Узбекистан и Азербайджан рассматривали турецкую систему, Молдова – румынскую. Одновременно, после переворотов в начале 1990-х годов в Азербайджане и Грузии, во всех странах президентами были представители старой коммунистической номенклатуры, сохранившей традиции авторитарной власти.

Если эти страны и отходили от имперского центра, то только по причине невменяемости Кремля, когда в середине 1990-х годов попытки вернуть Грузии Абхазию ни к чему не привели. Лояльность Шеварднадзе ничего не изменила в отношениях с Москвой. Путину следовало бы смириться с тем, что по меньшей мере четыре страны уже никогда не вернутся под кремлевское крыло – Украина, Грузия, Молдова и Азербайджан имеют тесные отношения с Евросоюзом, первые три подписали договор об ассоциации, а Азербайджан стал важным поставщиком газа для Европы. На расстоянии от Москвы будут держаться Узбекистан и Туркменистан.

Но и с Казахстаном и Беларусью у Путина не все гладко, лидеры этих стран стараются искать партнерские отношения с Западом, раздражая Путина. Российский президент теряет все: не только экономическое благополучие, основанное на продаже нефти и газа, но и довольно быстро – влияние на немногих оставшихся постсоветских партнеров. Теперь Путин все больше напоминает старуху из сказки Пушкина, сидящую у разбитого корыта.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"Правительство давно усвоило, что легче всего взять деньги у бедных. Конечно, их у бедных немного – но зато бедных до xpeна..."

Путин откровенно наслаждается тем, как сейчас мучительно умирает Сенцов – правозащитник

Киевское “Динамо” вышло в плей-офф Лиги чемпионов

Главы МИД Германии и Украины обсудили миротворцев в Донбассе

Блогер: Всего одна встреча в Белом доме реанимировала турецкую лиру

Украинские коллаборанты и сепаратисты обратились к Путину: просьба поражает

У Путина ответили матери Сенцова о помиловании

Шоу победило везде. Сегодня даже умный человек искусственно превращает себя в клоуна

Обнаженная спящая красавица подняла на уши Запорожье: фото

Порошенко лично оплатил телерекламу автокефалии – АП

Захистити демократію: авторитаризм завдає удару у відповідь

“Твои дети станут сиротами”: всплыли детали скандального ДТП с мажором в Ровно

На новому вінницькому кладовищі роблять благоустрій території

Двое россиян написали обращение к Путину с просьбой об их обмене

На Вінниччині оголошено найбільший рівень пожежонебезпеки

Зубы на полку: в Украине рекордно выросли цены на популярные продукты

Київський міст знов перекриють

Технические кандидаты: какими они бывают

Донбасс в огне: волонтеры бьют тревогу из-за обострения на фронте

ГПУ не будет наказывать прокуроров в деле Кернеса: не за что

Я видела Олега Сенцова. Он благодарит всех за поддержку и помощь – российская журналистка