Стратегия Кремля в оккупированном Крыму: украинцев – тотально ассимилировать, крымских татар – изолировать
Относительно гуманитарной безопасности и оккупации Крыма.
Меня нередко спрашивают, почему группа ИС уделяет такое большое внимание гуманитарным вопросам? Почему прошлой осенью и зимой мы чуть ли не каждый день освещали церковную тематику, вскрывая планы Кремля и его агентов влияния, пытавшихся сорвать процесс получения Томоса? Зачем мы передаём тысячи книг по истории в библиотеки и организовываем лекции в школах? Зачем, наконец, мы подключаемся к вопросам защиты культурного наследия?
На наш взгляд, важным компонентом национальной безопасности является гуманитарная безопасность в широком понимании. Церковь, история, национальная память – в современном мире это такие же “линии фронта”, на которых идёт борьба за сохранение украинской нации и независимого государства.
Это утверждение часто воспринимается как нечто абстрактное. На самом деле – это очень конкретные и измеримые вещи, напрямую влияющие на повседневную жизнь. И у нас перед глазами есть очень наглядное подтверждение – ситуация в оккупированном Крыму.
Начиная с 2015-го., крымское подразделение группы ИС аккуратно собирает различную литературу, которую издают в России по поводу Крыма. Мы стараемся собрать все книги, с помощью которых осуществляется массовая индоктринация – в первую очередь, это школьные учебники и обобщающие монографии. По ним очень четко прослеживаются базовые пропагандистские установки и попытки форматировать сознание жителей Крыма.
Свой стратегический подход Кремль даже не пытается маскировать: украинцы в Крыму должны быть тотально ассимилированы, крымские татары – изолированы.
Как это воплощается?
Если вы посмотрите учебную, научную и научно-популярную литературу по истории Крыма, вы без труда заметите: все, что связано с Украиной и украинцами, там, где возможно, вообще не упоминается, а там, где совсем игнорировать нельзя, принижается и дискредитируется. Пройдет ещё несколько лет, и мы наверняка увидим пассажи, что Северо-Крымский канал сам себя выкопал, а украинцы только мешали.
Читайте также:
ЗСУ облаштували нову лінію оборони на Донбасі. ВІДЕО
Я не буду анализировать всю ложь и манипуляции, которыми пестрят российские нарративы по истории Крыма с 1954-го по 2014 год. На эту тему можно написать книгу, и не одну. Только один пример.
В 2018-м под эгидой Института истории РАН опубликовали два фундаментальных “кирпича” “Истории Крыма”. Так вот, период 2004-2014 гг. в этой публикации назван “Крым в дестабилизирующейся Украине: от “оранжевой революции” до Евромайдана”. Автор этого “концепта” – известный адепт “русского мира” Андрей Никифоров. То есть, даже в период максимальной лояльности Януковича к Кремлю Украина также “дестабилизировалась”. А пацаны-то и не знали.
Описание процесса оккупации Крыма тем же Никифоровым – это пропагандистские бредни высшей пробы. По версии автора, 27 февраля 2014-го Верховной Совет АРК заняли люди, “представившиеся самообороной Крыма”. А местные депутаты ничего крамольного и не планировали. Просто хотели чуть больше самостоятельности. Но во всём виноват Киев. Именно он обозлил крымских депутатов, которые вдруг спонтанно проголосовали за “независимость”.
Читайте также:
Казанський: Один із потенційно найпривабливіших куточків Києва перетворили на стихійний смітник. ВІДЕО
Все признания Путина об участии российских войск, все признания Гиркина, других организаторов и участников аннексии, медальки Минобороны РФ “За возвращение Крыма” с датами 20.02.14 – 18.03.14 и т.д. и т.п. автор раздела в российской “научной” монографии просто игнорирует.
Очевидно, что подобный бред может существовать только в условиях тотального контроля информационного пространства и цензуры. При взгляде со стороны эта пропагандистская картинка рассыпается в момент.
Оболванивание детей реализуется на грани биполярного расстройства.
Многие помнят историю со скандальным учебником “История Крыма” для 10 класса, где крымских татар фактически прямо обвинили в тотальном коллаборационизме, чем “обосновали” последующую депортацию народа.
Читайте также:
В Украине – 12 585 случаев COVID-19 за сутки
Характерно, но одновременно (!) с ним в крымских школах шестиклассников продолжали обучать по книге “Крымоведение”, где черным по белому было написано такое (цитата, стр. 71): “Одной из самых мрачных страниц послевоенной истории Крыма стала депортация (выселение) крымских татар по выдвинутому советским правительством ложному (!) обвинению всего народа в пособничестве врагу во время войны. Сразу после освобождения Крыма от немецко-фашистской оккупации, 18-20 мая 1944 года, была осуществлена трагическая (!) операция по переселению крымских татар из Крыма в другие регионы Советского Союза (главным образом в республики Средней Азии)…”.
То есть, то, что шестиклассникам депортацию преподносят как трагедию вследствие ложного обвинения, десятиклассникам в этих же школах пытались ее подать как закономерный рациональный шаг. Просто сюрреализм.
Теперь попробуйте осмыслить ситуацию, в которой оказались школьники, особенно те, кто в 2014 году учился в 6-7 классе. Мало того, что резко поменялась интерпретация история самого Крыма – поменялась картина мира вокруг.
Историю Украины заменила история России со всей её спецификой. Теперь крымские дети живут в одном ментальном пространстве не с соседями из Северного Причерноморья и даже не с жителями Кубани и Кавказа. Потому что Украину вычеркнули, а описывать Кубань и процесс покорения Кавказа сложно: снова придётся рассказывать о роли украинцев, либо сглаживать острые углы, дабы не задеть нежные чувства гражданина Кадырова. Теперь крымчане ищут совместное прошлое с Поволжьем, Сибирью, Карелией и Камчаткой. Буквально “разворачивают головы” от Европы в другую сторону.
Хочу напомнить, что в этом году заканчивают школу дети, которым на момент оккупации было 12-13 лет. И с каждым годом в Крыму будет всё больше детей, для которых существующее положение вещей является данностью, “нормальным” состоянием. Они не знают и не помнят другого Крыма. Они вырастут на этих лживых учебниках, в окружении лживых СМИ и говорящих голов. Вот как срабатывают “абстрактные” вопросы национальной памяти и истории.
Возможности Украины влиять на эту ситуацию – ограничены. Но даже то малое, что можно делать, в массе своей не делается.
Замена населения Крыма с помощью массового переселения жителей из России, а также “перепрошивка”с помощью гуманитарных инструментов – это базис для установления долгосрочного контроля над Крымом со стороны РФ. Мы не только должны пытаться ломать этот сценарий, привлекая внимание международного сообщества и создавая каналы донесения информации. В первую очередь – необходимо серьёзно заниматься гуманитарной проблематикой в регионах Украины.
Модернизация и развитие армии – это приоритет. Но модернизация библиотек, музеев, фундаментальные гуманитарные исследования – это не меньший приоритет с точки зрения стратегической перспективы.