USD28.2033

Трагедия Гафта: Здесь не старческое слабоумие. Не деменция. Не психиатрия. Здесь много худшее – разрушение души

Одна из самых главных, если не самая главная грань многогранного режиссерского таланта Рязанова – удивительно тонкий слух к общественному настроению. По его фильмам можно изучать, как оно менялось на протяжении 60 лет – от еще совсем несмелой надежды “Карнавальной ночи” к деятельному оптимизму “Дайте жалобную книгу”, а далее – к началу грустного осознания “Берегись автомобиля”, нарастающему в “Стариках-разбойниках” и заканчивающегося уходом от реальности в сказку “Иронии судьбы” с еще раз блеснувшей, но уже раздраженной критической надеждой “Гаража” и полной внутренней эмиграцией “Вокзала для двоих” и особенно “Жестокого романса”… Ну, и так далее.

В этом ряду особое место занимает, наверное, самый слабый в художественном отношении рязановский фильм, снятый в 2000-м году, – “Старые клячи”. С карикатурной озлобленностью, с неудавшейся попыткой быть правдивым и совсем без художественной правды – насквозь фальшиво-искусственный (в отличие от, казалось бы, еще более одиозного, но художественно правдивого говорухинского “Стрелка”, снятого на год раньше).

Но общественное настроение зари путинизма “Старые клячи” передают очень точно. За державу обидно! Мочить гадов! Спасение – в силовиках и в силе! “Патриотизм” с самым скверным запахом буквально струится с экрана. В результате, в отличие от почти всего остального рязановского, смотреть этот фильм исключительно трудно (наверное, именно поэтому телевизор несколько лет крутил его, как ни один другой рязановский фильм).

То, что Ахеджакова снялась в “Клячах”, я могу объяснить только ее огромной добротой и доверчивостью и, по-видимому, не меньшей любовью к режиссеру. То же, наверное, можно сказать и о других артистах. (Впрочем, возможно, были и другие причины: сивушный угар нескольких месяцев на границе тысячелетий затуманивал и довольно светлые мозги.) Но один актер из “Кляч” запомнился мне тем, что, в отличие от коллег был крайне органичен и полностью в образе. Образ был придуман, но артист в нем жил, и оживленная им фантазия сценариста била по душам зрителей отбойным молотком, отбивая остатки ума и доброты. Этим артистом был Гафт в роли генерала.

Читайте также:

Это неблагоразумно: Дональд Туск предостерег об опасностях «антибандеровского закона»

Наверное, не меньше, если не больше, чем своими ролями (по-настоящему большую я видел только одну – Фирса в “Вишневом саду”), Гафт был известен своими эпиграмами – порой меткими и порой очень злыми (“Актриса Лия Ахеджакова всегда играет одинаково”, или “Когда бы не ирония в судьбе, мы б не слыхали о тебе”, Мягкову, или “Олег, не век – полвека прожито, ты посмотри на рожу-то”, Ефремову). А еще – своей аурой, аурой честного, приличного человека, едко-желчного, но вместе с тем доброго.

Читайте также:

Украинский снайпер одним выстрелом уничтожил боевика: видео 18+

Когда же произошел в нем душевный перелом? Когда он крестился в 96-м году? Или чуть позже? Или чуть раньше? И сколько он длился? Лет десять, наверное, назад я видел его вместе с женой в “Ночном полете” у Максимова. Он не производил страшного впечатления. Пожалуй – наоборот. Но процесс, конечно, уже шел. Чтобы завершиться страшными кадрами полуразрушенного человека: “Я – путинец… Нельзя клеймит страну, в которой живешь (вот о чем, оказывается, не знали диссиденты и вся русская интеллигенция 19-го века; впрочем, не знал и сам Гафт – когда играл в других рязановских фильмах, в клеймящих: и в “Гараже”, и в “Гусаре”, и в “Флейте”)… Я верю нашему телевидению”. И так далее.

Читайте также:

Гриценко предложил стратегию, которая снимет Украину с газовой иглы

Почему “полуразрушенного”? Здесь дело даже не в том, что он говорит. Дело в том – как. Это речь зомби. Тут нет ни лукавства, ни желания выслужиться или сохранить нажитое. Он вполне искренен. И это много страшнее, чем табаковский цинизм или хаматовское самопожертвование. Слушаешь как будто живого мертвеца. Человек как бы и есть, и, вместе с тем, его нет. Куда делись ирония, куда делась критичность? Нет их. Как будто и не было.

Это не первая и, наверное, не самая ужасающая трагедия такого рода. Глыба куда крупнее была разъедена той же страшной кислотой. Но, конечно, от этого не легче. Живой труп – вообще, страшное зрелище. Особенно – когда помнишь его не-трупом.

А теперь о главном. Гафт не юноша. И не средний гомо-советикус. Это – элита. Элита народа. Как и Новелла Матвеева, например. Посмотрите, что делает наша жизнь с ТАКИМИ душами. Как лишает их не только простейшей логики, немедленно открывающей, что Крым не наш, но и нравственного чувства, которое запрещает мириться с разбоем, даже когда разбойничает твоя страна и твой президент.

Помотрите в глаза. Послушайте речь. Какой несвязной она становится. И не говорите мне про восемьдесят лет. Киму не меньше. Здесь не старческое слабоумие. Не деменция. Не психиатрия. Здесь нечто много худшее. Здесь разрушение души. И какой!

А вот дальше главное – что же делает наша жизнь с душами менее масштабными, менее крупными? В какой песок, в какую пыль она их перемалывает?

И с чем мы остаемся? С каким человеческим материалом? И что можно из такого материала сделать? Только большую беду. Очень большую.

Это сегодня понимают многие. Но главный вопрос – как нам наш человеческий материал восстанавливать?

Главнее вопроса для нас сегодня нет.

Теги: , , , , ,
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (4)

  • — 16.09.2015 11:37
    flag

    Хорошо написано, точно и метко. Но почему анонимно? Странно, почему автор боится открыть свое имя. Могу предположить, что читателю это имя ничего не скажет, но, все же, это уже будет не анонимная статья.

    1
  • — 16.09.2015 11:38
    flag

    Кстати, фильм “Старые клячи” мне тоже не понравился, еле осилила его просмотр один раз.

    0
  • — 16.09.2015 12:54
    flag

    Где где, в самой демократичной стране мира Украине, там куда ни плюнь попадешь в человека-глыбу, спасителя Европы и мира от русско-фашистских захватчиков, да вы на Порошенко посмотрите, какие мужественные мешки под глазами, какой несвязный поток сознания который он несет с каждой трибуны.

    -1
    • — 19.09.2015 00:38
      flag

      Главное непонимание украинцев такими путинистами, как вы, в том, что мы не делаем мессий из наших правителей и относимся к ним как к обычным людям. Не справился – выгоняем на выборах, а продался, проворовался и решил править пожизненно – просто убираем силой.

      1
Чтобы оставить комментарий необходимо

"У нас начинается тяжелый период жизни: парламентские, затем еще страшнее - президентские выборы"

© А.Лукашенко

Вінницьких школярів знайомили із професіями, покликаними робити наше місто кращим

Балуха намерены этапировать в Керченскую колонию – Чийгоз

У Кремлі змушені визнати: УПЦ МП – російська церква

Раскрыта правда о роли Кучмы в Минских переговорах: Киев выбрал его с конкретной целью

80% житлових будинків Вінниці забезпені теплом

Глава СВР не проверял своего зама Семочко до скандала

Журналіст про інтерв’ю Порошенка телеканалу ZIK: в інтер’єрі мізансцени не вистачило однієї важливої деталі

“Украэрорух” под руководством Бабейчука разворовал 800 млн грн

Крушение украинского самолета Су-27: на месте трагедии нашли “черный ящик”

В СВР говорят, что Land Cruiser Семочко может быть ведомственным

Экс-министр экономики обвинил в своей отставке бывшее руководство Администрации президента

Смолий заработал миллионы на аренде: кто “крышует” и.о. главы НБУ

Зайцева и Дронов улизнут: украинцам объяснили, как виновникам жуткого ДТП удастся избежать наказания

Антикорсуд в этом году не заработает – прогноз Холодницкого

Снєгирьов: Росія дає чіткий сигнал, що розглядає окуповані території Донбасу як свої

Вся правда о «работе» депутатов в Раде: смски, планшеты и болтовня, фотофакт

Рабочая неделя – 4 дня: повезет ли украинцам отдыхать больше

Семочко в 2017 году судился с главой СБУ Грицаком

Чорні гроші у секторі безпеки – це загроза національного масштабу для України

Азовское море превращается в полигон: Путин отдал приказ