USD28.2033

Украинские деньги – иностранным “киноинвесторам”. А свои – обойдутся?

Украинские деньги - иностранным 0

Возмещение только зарубежным продюсерам расходов на съемки кино в Украине: унижение отечественных киномастеров или практический расчет?

Парламентский комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики рекомендовал Верховной Раде принять за основу и в целом законопроект №1058 "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной поддержке кинематографии в Украине" относительно государственной субсидии для возврата части квалифицированных расходов, осуществленных иностранным субъектом кинематографии при производстве (создании) фильма в Украине". Казалось бы, "рядовое" событие – особенно на фоне неустанной работы "законодательного принтера", который ежедневно выдает с десяток гораздо более резонансных и важных для страны законов – о внесении изменений в Конституцию, отмене депутатской неприкосновенности, реформировании антикоррупционных органов, импичменте президента и т. п. Впрочем, есть одно "но", на что обратил внимание член комитета Николай Княжицкий. Поддержав законопроект, комитет во главе с представителем партии "Слуга народа" Александром Ткаченко рекомендовал отменить норму о возвращении государством части так называемых квалифицированных расходов (средств, уплаченных за использование расположенных в Украине сценически-постановочных средств производства, павильонов, местностей (локаций), услуги украинских субъектов кинематографии, гостиничные услуги и т.п.) отечественным кинопроизводителям. Для иностранных же продюсеров норму возмещения даже хотят увеличить (с предусмотренных действующим законодательством 16,6% до 25%). Новшество должны ввести уже в этом году – после принятия подготовленных предыдущим парламентом и внесенных Владимиром Зеленским как неотложные на рассмотрение нынешнего изменений в Бюджетный кодекс. Ведь без этих изменений соответствующие нормы принятого еще в 2017 году рамочного закона не действуют. При этом выполнение других положений документа принесло отечественному кинематографу большую пользу. Речь, в частности, о государственной финансовой поддержке кинопроизводства через систему питчингов (конкурсов за частичное госфинансирование съемок национального кино), а также налоговые льготы для отрасли, действующие до 1 января 2023 года. Действительно ли есть риск, что отмена одной лишь законодательной нормы сведет на нет все предыдущие усилия, и украинская киноиндустрия вернется к плачевному "полуживому-полумертвому" состоянию, в котором находилась еще недавно?

Возможные угрозы и преимущества законопроекта: реакция соцсетей

“Государство, по их мнению (авторов документа и членов большинства профильного парламентского комитета. – Ред.), должно поддерживать иностранных продюсеров, а не украинских. Очевидно, это противоречит Конституции, логике, международной практике и гражданским чувствам…”, – написал Княжицкий в Фейсбук.

Микола Княжицький
Николай Княжицкий

А в комментарии "Детектор медиа" парламентарий пояснил: "Законопроект фактически вычеркивает украинского производителя из списка получателей возврата налога. Это противоречит двум статьям Конституции (где говорится, что нельзя законами ухудшать условия для тех, для кого эти условия существуют, и о том, что перед законом все равны, независимо от места жительства). Зачем авторы это делают? Хотят вытеснить украинских продюсеров на работу за границу? Потому что не подумали? Но последствия это будет иметь очень негативные".

Сообщение о таких предложениях членов "гуманитарно-информационного" комитета вызвало шквал споров в соцсетях, где снова "скрестили мечи" идеологические противники из числа "73% и 25%". Поэтому понятно, что немало комментариев написаны в духе общей, начатой еще несколько месяцев назад, дискуссии "сам дурак", в рамках которой слова "порохоботы" и "зебилы" – еще самые толерантные. Однако аргументы остальных участников спора все же вполне "вменяемые". Большинство фолловеров и гостей страницы Николая Княжицкого отреагировали на его сообщение с негодованием, увидев в новой законодательной инициативе продолжение наступления на все украинское и попытки подыграть тем, кто не преодолел и не хочет преодолеть в себе «малороссов». Вроде такого: "Кино, несущее научную, патриотическую, воспитательную пользу для общества обязательно должно окупаться, и государство обязано предоставлять средства на такое кино! Госдеп США выделяет большие средства на гранты, которые, возможно, окупятся не материально, а политически мотивировано через десятки лет… ".

Читайте также:

ФИФА сняла фильм о победном для Украины футбольном мундиале U20

Хотя среди корреспондентов много и тех, кто отмечает: забывать о том, что кино – тоже (специфический) бизнес, не стоит. И дополнительная поддержка неконкурентного продукта ничего не даст, деньги просто "уйдут в песок". Зато если продукт качественный, то каждая вложенная в него гривня окупится если не стократ, то хотя бы в несколько раз – независимо от того, это государственная гривня или частная. При этом сторонники такого подхода приводят пример отечественного автопрома, у которого все время независимости было много лоббистов, благодаря чему он получал государственную поддержку, но "проел" (разворовал) бюджетные средства и – почти "почил в Бозе".

При этом государственная поддержка украинского кино – например, частичное финансирование фильмов-победителей питчингов, – сохраняется. Именно благодаря ему, питчингу, были профинансированы из бюджета "Киборги" Ахтема Сеитаблаева, "Донбасс" Сергея Лозницы и десятки других работ, которые показали реальный потенциал украинского кино.

Задача законопроекта: глазами авторов и членов профильного комитета

Согласно законопроекту №1058, обязательным условием получения государственной субсидии для возврата части квалифицированных расходов, осуществленных иностранным субъектом кинематографии при производстве фильма, действительно является отсутствие среди его владельцев, участников, акционеров, а также должностных лиц, резидентов Украины. По мнению авторов документа, такое положение должно существенно снизить коррупционные риски. "При этом никаких угроз для украинского кино новый законопроект не несет, уровень финансирования национального кинематографа сохранится", – убеждает заместитель председателя парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Никита Потураев (фракция "Слуга народа").

Читайте также:

Госкино презентовало украинский постер фильма о Голодоморе “Цена правды”

Микита Потураєв
Никита Потураев

"Мы должны сделать все, чтобы сохранить нынешний уровень поддержки. В этом проекте есть предпосылки для роста украинского производства. Речь идет о том, чтобы создать условия, чтобы сюда охотнее шел иностранный производитель, который будет сотрудничать с нашим, но это – не за счет сокращения поддержки украинского кинопроизводителя. Мы должны открыть Украину крупным иностранным производителям. Тогда украинские производители, возможно, начнут сотрудничать с HBO, Amazon, Netflix. От этого, в конечном итоге, выиграет качество украинского национального продукта", – убежден Потураев.

Авторы документа рассчитывают, что нововведение будет способствовать усилению сотрудничества украинских кинематографистов с зарубежными коллегами и их активной интеграции в мировые кинопространство и киноиндустрию.

Еще один аргумент – увеличение поступлений в бюджет и мультипликационный эффект в смежных отраслях. Ведь хотя государство и будет возвращать кинопроизводителям часть потраченных в Украине средств, 75% будут оставаться. С учетом же бюджетов иностранных фильмов, речь может идти о десятках миллионов долларов. И эти средства, помимо прочего, можно будет частично потратить на государственную поддержку производства общественно значимого отечественного кинопродукта (то есть, шансов получить госфинансирование у украинцев будет больше). К тому же, речь может идти и о съемках чисто украинских фильмов (с нашими локациями, поставщиками киноуслуги и актерами) на иностранные деньги. То есть, речь о прямых иностранных инвестициях в Украину (пусть и не в развитие основных производственных фондов, но на изготовление интеллектуального продукта с высокой добавленной стоимостью!).

Напомним, использование популярной в мире (особенно в Европе) схемы возврата части расходов (cash rebate) позволяет той или иной стране стимулировать работу кинопроизводителей на своей территории. При этом часть потраченных на съемки денег продюсерам возвращают только при соблюдении определенных условий. Речь идет о съемках кино на локациях в этой стране и привлечении к производству местных поставщиков киноуслуги. Таким путем пошли многие наши соседи. В частности, хорошие условия для съемок кино на своей территории создала Грузия, которая возвращает производителям 20-25% средств. К тому же, кинокомпанию в этой стране можно открыть за 15 минут! В Эстонии продюсерам кино- и телепроектов возвращают до 30% потраченных на территории страны денег. Подобная практика (с разным процентом cash rebate) действует в Болгарии, Литве, Хорватии, Сербии и многих других странах. Скажем, Чехия, где система возврата кинопроизводителям части потраченных денег работает с 2010 года, заработала на этом уже почти миллиард евро. Также, по оценкам Европейской аудиовизуальной обсерватории, благодаря внедрению этой системы в стране появилось почти 20 тысяч новых рабочих мест. К тому же, в Чехии, как и в соседней Польше, пошли дальше: создали на своей территории европейские базы производства для голливудского кино, что способствовало профессионализации сервисов, повышению образовательного и квалификационного уровня местных специалистов.

Читайте также:

Фильм “Паваротти” уже в сентябре выйдет на украинские экраны

Возможные угрозы и преимущества законопроекта: мнения специалистов

"Мы должны равняться на страны, имеющие успешный опыт в этой области – как, например, те же Хорватия, Чехия, Польша, Словения, а не пытаться изобретать велосипед. А авторы законодательной инициативы, похоже, "забыли", что обязательным условием возврата средств во всех этих странах является участие в проектах национальных кинопроизводителей, – отмечает в комментарии Укринформу председатель ОО "Ассоциация продюсеров Украины" экс-руководитель Общественного совета при Госкино Владимир Филиппов.

Володимир Філіпов
Владимир Филиппов

И добавил: То есть, иностранец не имеет права приехать и самостоятельно подать документы для возврата вложенных средств. Квалификационные расходы априори – только те деньги, которые потрачены на территории страны, где снимается кино, с обязательным участием местных компаний и специалистов! К тому же, иностранец, который участвует в соответствующей программе, должен заплатить все налоги, предусмотренные законодательством страны-хозяйки. У нас же пытаются действовать «через голову» национальных производителей. Отрезать их от производства иностранных фильмов – большая ошибка".

И это уже не первая ошибка, которую допускают при попытках поддержки кинопроизводства в Украине, – убеждена кинокритик, главный редактор журнала "Кино-Театр" Лариса Брюховецкая. Она, в частности, напоминает о "перегибах" в развитии популярной в последние годы копродукции (совместного производства) фильмов. "С одной стороны, участие украинских кинематографистов в общем кинопроизводстве с коллегами из многих стран, можно только приветствовать. С другой, оказывается, очень часто средства из нашей госказны идут на съемку сугубо иностранного кино, которое якобы считается совместным производством, но фактически никак с Украиной не связано, потому и идея, и материал, и авторы и режиссеры – иностранные. Уверена, что такая форма копродукции несправедлива. Потому что нам наоборот нужно привлекать иностранные инвестиции для развития украинского кино, а не поддерживать по сути чужой для нас культурный продукт своими деньгами". То есть, по выводам эксперта, нужно ужесточить требования к копродукции (по крайней мере, в случаях с привлечением государственных средств), применять избирательный подход к каждому конкретному проекту.

Лариса Брюховецька
Лариса Брюховецкая

Такой же подход (а не попытки «чесать всех под одну гребенку») Брюховецкая предлагает применить и для программ по возврату средств иностранным кинопроизводителям. При этом они, по мнению кинокритика, не должны быть в Украине в привилегированном положении по сравнению с отечественными художниками. "Любой шаг, сделанный вопреки интересам нашего производителя, считаю дискриминацией национального кинематографа. Наше кино и так натерпелось в 1990-2000-х годах, когда не имело ни господдержки, ни инвестиций. И поэтому сейчас, когда оно (в том числе, и благодаря бюджетным средствам и другим предоставленным государством преференциям) наконец "поднялось на ноги", очень странным шагом выглядит попытка изменить вектор поддержки в пользу производителя иностранного. О каком бы там "притоке средств" нам ни говорили, национальный интерес должен быть превыше всего", – считает Лариса Брюховецкая.

Опрошенные Укринформом эксперты не совсем согласны и с утверждением авторов законопроекта, что его реализация поможет предотвращать коррупцию в киноиндустрии и в "смежных" отраслях. Наоборот: есть риск, что участие в кинопроизводстве станет еще одной цепочкой отмывания грязных денег, когда через иностранные фирмы-прокладки в Украину станут заходить деньги, ранее выведенные нашими дельцами в оффшоры. Так дельцы и прибыль от продажи и проката фильмов получать, да еще и часть потраченных средств за счет государства себе возвращать.

В ответ сторонники законопроекта утверждают: в Украине есть механизмы предотвращения этих рисков. Это и правоохранительные органы, и антикоррупционные структуры, активизацию работы которых обещает власть. То же касается и оговорок о возможном участии в съемках в Украине (да еще и с такими преференциями) российских кинематографистов и российского же капитала. Но и тут противоядие теоретически, вроде, найдено. Задача – усилить соответствующие практические меры. Речь идет как о недопуске на территорию нашей страны враждебно настроенных против Украины и украинцев российских актеров и режиссеров, так и о невозможности прихода в отечественный кинематограф российских денег. Власть анонсирует реформирование отечественных спецслужб, в частности, СБУ. Поэтому их работа должна стать более эффективной – в том числе и по этим направлениям.

"Для цивилизованных стран таких предохранителей, действительно, может быть достаточно. Но в украинских условиях надеяться на это, к сожалению, не приходится", – не соглашается продюсер Владимир Филиппов. Он считает, что нормы о недопущении к участию в процессе кинопроизводства в Украине государства-агрессора и его представителей должны содержаться в теле самого закона.

Владислав Обух, Киев

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо

"Для политиков реформы – это во-вторых, а может даже в-третьих. Любой ценой удержать себя во власти – вот что для них во-первых."

© Олег Попцов

Телескоп “Хаббл” сделал новый снимок Сатурна

“Могучий старик”: Коломойский заслуживает какой- то народной клички

В Стамбуле учебный год начался еще в одной украинской школе

SpaceX опубликовала кадры испытаний своего нового Crew Dragon

Украина выдала Австрии спортсмена, подозреваемого в развращении несовершеннолетних

Детский конфликт: почему нельзя родителю самому беседовать с обидчиком своего ребенка

В Германии испытали двухместное воздушное такси

Вакарчук анонсировал заседание по формированию внешней политики

Киев вошел в ТОП-50 городов по числу видеокамер

В ГПУ объяснили, почему закрыли дело против Кузьмина

Поездка в столичном транспорте может стоить жизни человеку

Президент Украины встретился с Милой Кунис и Эштоном Кутчером

“Особого статуса” Донбасса в Конституции не будет – Пристайко

Почему я хочу, чтобы сегодняшние аэропорты превратились в музеи 20-го века, – Томчук

Зеленский объяснил, почему наложил вето на избирательный кодекс

Означает ли роспуск ЦВК – начало конца эпохи мэра Кличко?

Полезные советы предпринимателю, как найти партнера для бизнеса

Более 70% украинцев не выезжают из своей области – Бородянский

Я сделаю все, чтобы Украина стала мощной кинодержавой – Зеленский

Климкин: Не выдать Цемаха было просто невозможно