Site icon News Online 24

В оккупированном Крыму ради освоения средств захватичики готовы укрощать обмелевшую речку

На реке Кача под Севастополем начались берегоукрепительные работы, деньги на которые выделены в рамках российской федеральной целевой программы. Между тем ученые сомневаются в необходимости строительства защитной дамбы и заявляют о формальном подходе делавшего экспертизу проекта института. А местные жители говорят, что серьезных паводков в данных местах отродясь не бывало. Два года назад общественным активистам удалось отстоять реку Черную, которую также хотели заковать в бетонные берега, пишет Андрей Покровский специально для “Крым.Реалии”

На реке Кача приступили к строительству берегозащитной дамбы. “Реконструкция необходима для восстановления защиты прилегающей территории от негативного воздействия вод, предотвращения разлива реки от разрушения берегов и расположенных рядом земельных участков. Протяженность берегозащитного укрепления – 525 метров. Сейчас мы оформляем откосы, между ними по дну будет уложен камень крупной фракции, чтобы не происходило углубление реки. Подрядная организация, которая проводит работы, имеет большой опыт работы на подобных объектах и хорошие отзывы. Будем наращивать темпы, к концу марта численность рабочих на объекте будет увеличена до 15 человек”, – рассказал “первый заместитель директора департамента капитального строительства” российского “правительства” Севастополя Игорь Ахмедов.

Неудачные подрядчики

Берегоукрепление на Каче задумывалось еще в 2018 году – тогда эта речка попала в федеральную программу, в рамках которой для проведения работ были выделены немалые деньги.

Проект разработало краснодарское ООО “Научный и проектный центр «Берегозащита”. Предусматривается, что дамба длиной 525 метров будет расположена по обоим берегам реки Кача между селом Вишневое и автодорожным мостом. Она будет построена из габионов – сетчатых проволочных конструкций, наполненных камнями.


С этой стороны автомоста через Качу 60-летний тополь уцелел

С подрядчиками работ несколько лет наблюдалась настоящая чехарда. На первом конкурсе все заявки были отклонены. Во втором конкурсе победила компания ООО “АСК ТатСтройПроект”, но договор с ними городские власти вскоре расторгли по причине недостоверности одного из предоставленных фирмой документов.

В августе 2018 года контракт стоимостью 67 миллионов рублей выиграло ООО “Ремонтник” из Дагестана (Россия). Однако договор с ними так и не был заключен в связи с обнаруженными нарушениями конкурса.

В октябре 2018 года берегоукрепительные работы обязалось провести ООО “Профстройэнерго”, снизившее цену до 57,8 млн рублей. После этого “Ремонтник” подал в суд и начало работ было надолго отложено.

Наконец, в 2019 году подрядчик приступил к работам: были срублены сотни деревьев, составлявших естественное берегоукрепление реки, отсыпан земельный вал. Но тут вмешалась российская “прокуратура” города, выявившая очередные нарушения в заключении контракта.

Пятый по счету контракт в ноябре 2019-го был заключен с ООО “Партнер” из Краснодара, которое сейчас и занимается работами на Каче.

А надо ли?

Во время проверки работ Ахмедов рассказывал местным жителям: “Это делается для предотвращения воздействия вод реки Качи на откосную часть, на разрушение берегов. Чтобы вода потом не переливалась на соседние участки. Вырубка деревьев была обусловлена тем, что они не справились с функцией (укрепления берега и поглощения воды – авт.), поэтому и было принято решение об укреплении. Это позволит более уверенно защитить участки, на которых расположены огороды, сады, строения, дома”.


Некоторые строения в селе Вишневое расположены в считанных метрах от реки

Но селяне не верят заверениям “чиновника”. Потопов на Каче на их памяти не было. В 2015 году из-за перегородивших русло деревьев случился небольшой разлив, вода дошла до ближайшего огорода. Тогда водная преграда была быстро ликвидирована силами российского “МЧС”.

Еще одно подтопление было около 20 лет назад, но вины самой реки в этом нет – вмешался человеческий фактор. Был произведен случайный спуск воды из Бахчисарайского водохранилища, уровень Качи значительно повысился, и она подошла вплотную к некоторым домам.

Справедливости ради стоит отметить, что в 1915 году на реке Кача был зафиксирован настолько мощный паводок, что вода полностью уничтожила сады в низовьях, при этом по руслу свободно перекатывались каменные валуны в 8 тонн весом. В 1968 году в долинах Качи также случился паводок с разрушениями и убытками.

Однако, после советской мелиорации Кача была настолько зарегулирована, что в настоящее время ожидать сколько-нибудь серьезных паводков не приходится. Нынешнее берегоукрепление жители села Вишневого и поселка Кача считают банальным отмывом средств: в 500 метров берегов будет вложено около 60 миллионов рублей.


Река Кача в этом году значительно обмелела из-за малого количества осадков, как и другие реки Крыма

Кстати, “укрощением” Качи занялись и в соседнем Крыму: весной прошлого года были утверждены результаты экспертизы по участкам строительных работ расположены в Бахчисарайском районе Крыма в районе села Айвового. Берегоукрепительные сооружения, подпорные стенки из железобетонных блоков, планируется построить вдоль русла реки Кача на левом и правом берегах общей протяженностью 442 м.

Это все уже было в Севастополе

В 2018 году “власти” занялись берегоукреплением другой севастопольской реки – Черной. Ее спокойное течение не давало повода паводкам, а местные жители только после начала работ узнали о том, что реку хотят заковать в бетонные берега. Общественных слушаний по данному вопросу не проводилось.

После протестов общественности “чиновники” все-таки назначили публичные слушания. За проект ценой 58 миллионов рублей не проголосовал ни один человек. Контракт, кстати, был заключен с ООО “Архитектурно-строительная корпорация “ТатСтройПроект” – тот же самый неудавшийся подрядчик номер два по берегоукреплению Качи.

Геолог Виталий Лысенко тогда предостерег “чиновников” от поспешной реализации проекта: может пострадать инкерманский водоносный горизонт, и Инкерманский гидроузел, снабжающий город с 1912 года, останется без питания. Пострадает не только село Черноречье, но и весь Севастополь. “Если вам так хочется что-то строить, – сказал ученый, – то есть другие места. Мы в 80-е годы проводили исследования и выяснили, что в русле реки Черной в районе Алсу значительная часть потока уходит под землю в карст. Если там укрепить русло бетонным желобом, у нас будет больше воды для города. Вот там и стройте, вас там никто не увидит”.


На подготовленный склон укладывают габионы – металлические сетки с камнями

С момента начала работ уже успели спилить сотни деревьев, но категорическое “нет” от общественности вынудило тогдашнего “губернатора” Дмитрия Овсянникова свернуть проект защиты берегов реки Черной.

А вот берегоукрепление третьей реки в севастопольском регионе – Бельбека – прошло практически незамеченным. В том же 2018 году на строительство берегозащитных дамб в рамках Федеральной целевой программы из российского бюджета направлено 137 млн 440 тыс. рублей. Были обустроены все те же габионные стенки, высота берегового укрепления составила 5 метров, общая длина – около 3 километров.

Протестов общественности не было. Бельбек – самая полноводная река Крыма и имеет свойство периодически выходить из берегов и берегоукрепление для защиты от паводков действительно необходимо. Гидроним Бельбек традиционно объясняется переводом созвучного тюркского словосочетания «сильная» или “крепкая спина”. В старину Бельбеком река называлась лишь в нижнем течении, а выше – Кабарды или Кабарта-Су, что означает “вздувшаяся”.

Совсем другая ситуация с рекой Качей – тут явно пахнет “освоением” средств. Сам проект и его экспертизу, сделанную керченским “Южным научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии”, неоднократно критиковали специалисты.


Территорию строительства со всех сторон огородили забором

Главное – в заключении керчан не сказано, как изменится гидрологический режим “одамбованного” участка реки. “Будет ли размыв выше или ниже дамбы, будет ли подтопление территорий грунтовыми водами? Любое нарушение естественного режима малой реки может привести к изменению русловых процессов на всем ее протяжении, это надо учитывать при углублении, спрямлении, строительстве дамб и прочих мероприятиях”, – рассказала еще в 2018 году “старший научный сотрудник отдела гидрофизики шельфа Севастопольского гидрофизического института РАН” Роза Миньковская. Тогда же гидролог допустила, что защищают от паводков не сельчан, а незастроенную землю, на которую могут быть какие-то планы.

На замечания квалифицированного специалиста никто из “чиновников” не обратил внимание. В соответствии с проектом, работы по берегоукреплению реки Кача должны быть завершены до конца нынешнего года.

Exit mobile version