USD28.2033

В предчувствии настоящего времени. Кино дня

В предчувствии настоящего времени. Кино дня

Новый фильм Вячеслава Криштофовича включает несколько слоев смыслов, которые обязательно прочитаются внимательным зрителем

В украинском покате демонстрируется полнометражный фильм кинорежиссера Вячеслава Криштофовича "Предчувствие". Жанр фильма можно определить как мелодраму, которая впоследствии перерастает в правдивую драму с открытым финалом.

Сюжет ленты строится вокруг судебного процесса, который происходит в современном приморском городе, где живут главные герои этой истории. Судебный процесс начат по иску женщины, которая требует от вдовы открыть место захоронения своего бывшего мужа. Во время судебного процесса выясняется много различных подробностей из жизни покойника, его взгляды на жизнь и даже философские убеждения. Кроме фигурантов судебного процесса, в ленте присутствуют и другие персонажи, а также особая атмосфера тревоги, которая со временем лишь усиливается.

"Предчувствие" интересно с нескольких точек зрения. В первую очередь, в контексте творчества режиссера Вячеслава Криштофовича, на сегодня одного из ветеранов украинского кинематографа, который фактически не прерывал свою деятельность с конца 1970-х годов вплоть до недавних пор. Режиссер снял сотни часов разной кинопродукции – телевизионные и полнометражные ленты для кинотеатрального проката, а также жанровые сериалы.

Если смотреть ретроспективно на фильмы Криштофовича, то по ним можно изучать историю украинского советского и постсоветского кинематографа, который на протяжении последних тридцати-сорока лет существенно изменил все – начиная от тематики и стилистики фильмов и заканчивая ориентацией на потенциального зрителя.

Ленты этого кинорежиссера часто строились на произведениях известных российских писателей, а в последние двадцать лет к ним добавились и украинские мастера слова и сценаристы. Литературные первоисточники делали фильмы Криштофовича довольно интересными и выразительными: с качественно выписанной интригой, невероятными диалогами и актуальной тематикой. Актерам в его фильмах всегда было что играть, а публике – над чем размышлять. И эти фильмы всегда отражали свое время.

В конце семидесятых Криштофович снял несколько телевизионных фильмов с откровенно советским моральным посланием, которое тогда читалось как универсальное. Например, в фильме "Перед экзаменом" (1977) восемнадцатилетняя героиня, которая поступает в педагогический вуз, в день перед важным для себя экзаменом отправляется на прогулку по Киеву, во время которой получает ответы на важные для нее вопросы. Эти вопросы имеют в основном морально-этический характер и касаются поступков, связанных с выбором профессии и личной жизни. "Хочу быть чистой" – говорила героиня, и за ней это повторить могли миллионы ее современников.

Читайте также:

На Amazon выйдет расширенная версия «Бората 2»

А в фильме "Свое счастье" (1979) журналист-внештатник, которому не хватает двухсот рублей на поездку в Болгарию, испытывает на практике собственные моральные принципы. Конечно, он делает все правильно – возвращает нечестно заработанные деньги тем, кому недоплатили, и в финале дудит в игрушечную трубу, словно призывая широкую общественность на толоку добродетели. В то время это была довольно ходовая метафора и распространенный призыв.

Кадр з фільму «Своє щастя»
Кадр из фильма "Свое счастье"

А уже в восьмидесятые тональность фильмов Криштофовича меняется на довольно мрачную – и это тоже был тренд эпохи. Его фильмы "Дела житейские" (1980), "Одинокая женщина желает познакомиться" (1986) обозначены темой женской депрессии, которая может восприниматься как отражение серости советской жизни, из которой не виделось выхода. И хотя фильмы заканчивались открытым финалом, с надеждой на решение проблем, здесь уже не было места официозу – явному или скрытому.

Кадр з фільму «Самотня жінка бажає познайомитися»
Кадр из фильма "Одинокая женщина желает познакомиться"

Идеальным воплощением темы стала лента "Ребро Адама" (1990). Мы видим три поколения женщин одной семьи, которые переживают не очень приятные моменты своей жизни. Эти три поколения охватывали фактически все этапы советской истории – от самых ее истоков до фактически упадка. И все эти женщины трех поколений переживают потерю мужчин, которые вроде как были движущей силой их жизни, однако в какой-то миг переставали ею быть. Фильм "Ребро Адама" был трагикомедией, которая подводила черту под советской эпохой, и как будто открывала смутное будущее.

Читайте также:

Кинематографисты призывают депутатов «оставить в покое» закона о языке

Кадр з фільму «Ребро Адама»
Кадр из фильма "Ребро Адама"

С началом перестроечных процессов к традиционным персонажам Вячеслава Криштофовича добавляются новые люди – диссидент-писатель, уголовные преступники, наемные убийцы, рэкетиры, проститутки и т.д. Появляетесь обнаженная натура.

Ключевым фильмом девяностых становится его лента "Приятель покойника" (1997), снятая по повести Андрея Куркова. Это – киевская русскоязычная история о переводчике с английского, который пытается выжить в новых условиях. В этом фильме главной была фактура конца девяностых – со всеми их составляющими, включая крах иллюзий местной интеллигенции. Этот крах иллюзий показан несколько иронично, если не саркастически, потому что в финале фильма ребенок называет папочкой убийцу своего настоящего отца. Мир перевернулся вверх дном – и с этим можно было только смириться.

Кадр з фільму «Приятель небіжчика»
Кадр из фильма "Приятель покойника" 

Читайте также:

Книга Асеева «Светлый путь: история одного концлагеря» победила в проект Book Pitch

Последующие фильмы Вячеслава Криштофовича как бы подтверждают этот тезис. Кинорежиссер работает в основном в коммерческом кино, снимая русскоязычные фильмы и сериалы для постсоветского рынка. Показательной здесь может быть его лента "Ой, мамочка!"(2008), в которой рассказывается о буднях роддома.

Кадр з фільму «Ой, матусю!»
Кадр из фильма "Ой, мамочка!"

Снятая по сценарию украинского драматурга Анатолия Крыма, эта лента – полностью продукт новой эпохи, которая нуждалась в новом кинематографе, создававшемся для нового зрителя. Здесь уже нет каких-то подчеркнуто интеллигентных героев с их сомнениями и рефлексиями, нет фактически социальной жизни с ее обобщенными темами. Перед нами – чистой воды мелодрама, в которой еще угадывается тема женской депрессии, которая когда-то читалась в символическом ключе, однако теперь это лишь история о несчастливой личной жизни, которую, в конце концов, можно со временем наладить.

Большинство фильмов Вячеслава Криштофовича – это городские истории, которые могут происходить где угодно. В ранних фильмах сюжеты разворачивались в Киеве, а "Ребро Адама" – уже полностью московский фильм. Это все еще был советский кинематограф, который имел дело с унифицированным пространством, которое объединяло некий общий образ жизни. Со временем все это полностью изменилось в реальности, однако не спешит меняться в постсоветском кинематографе.

В предчувствии настоящего времени. Кино дня6

Новая лента "Предчувствие" в этом контексте подобна почти универсальной истории. Действие здесь происходит в неназванном портовом городке, который может быть идентифицирован как украинский по чисто формальным признакам – собственно, благодаря государственным институтам. Неформальный, фактический украинский контекст в ленте появляется медленно, однако неуклонно. И этот контекст полностью связан с войной, которая приближается к участникам этой истории тоже очень медленно и так же неотвратимо.

Эта лента напоминает лучшие фильмы Вячеслава Криштофовича, поскольку сделана серьезно и вдумчиво. Перед нами – полифоническая лента, в которой включено несколько слоев повествования и смыслов, которые обязательно прочитаются внимательным зрителем. Даже несмотря на определенную условность сюжета, фильм довольно точно передает настоящее время – со всей его неопределенностью и тревогой.

В предчувствии настоящего времени. Кино дня7

Важно сказать еще об одном признаке кинематографа Криштофовича, который здесь проявился в полную силу. Речь идет о его сотрудничестве с выдающимися кинооператорами и композиторами. Его ленты снимали: Вилен Калюта, Василий Трушковский, Павел Лебешев, много лет постоянным композитором кинорежиссера был Вадим Храпачев. Вместе с актерскими работами и интересным литературным материалом, визуальная составляющая и музыка были частью узнаваемого стиля Вячеслава Криштофовича.

В предчувствии настоящего времени. Кино дня8

Новый фильм не стал исключением. Музыку к фильму писал Владимир Гронский (раньше режиссер и композитор работали вместе над лентой "Приятель покойника"). В ленте музыка является составляющей драматургии фильма и передает то, на что слово не способно. Гронский – правдивый соавтор ленты, без него многие темы в ленте не имели бы такого убедительного эмоционального наполнения.

Фильм хорошо снят оператором Валерием Анисимовым – одним из ветеранов украинского кинематографа, чья камера дает нам возможность стать участниками событий в фильме.

Игорь Грабович. Киев

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "В политических играх, в отличие от игры в жмурки, лишь немногие видят всё, а у всех остальных – повязки на глазах."

    © П. Буаст

    Кинофестиваль «Открытая ночь. Дубль 24» объявил состав жюри

    Популярний український курорт знову “атакують” медузи. ФОТО, ВІДЕО

    Україна вперше в історії залишилася без медалей зі спортивної гімнастики на Олімпійських іграх

    НАБУ сообщает о задержании Чауса. ФОТО

    Война на Донбассе: Генпрокуратура открыла дела против более 250 наемников РФ из 32 стран

    Фильм-открытие Каннского фестиваля «Аннетт» в сентябре выйдет в украинский прокат

    Портников: В Україні ніхто не може розраховувати на безпеку. Уб’ють – кого захочуть

    Спортсменка з Нідерландів вирвала перемогу в олімпійському забігу після падіння. ФОТО, ВІДЕО

    Політичний експерт: “Кримська платформа” – не одноденна акція, а кропітка щоденна робота” 

    Смерть беларуса в Киеве. Зеленский отреагирует, если Беларусь окажется причастна – ОП

    Пожары в Турции, Италии и Греции влияют на погоду в Украине – синоптики

    Завершили съемки фильма «Довбуш» режиссера Олеся Санина

    “Клянусь, если б знал – уехал бы из страны”: Комаровский резко раскритиковал “языковые нормы” в Украине

    Беспилотники Bayraktar TB2 на испытаниях справились с радиоэлектронными помехами: фото

    SpaceX установила 29 двигателей на гигантскую ракету Super Heavy

    “Розчарована”: українська легкоатлетка Марина Бех-Романчук не змогла завоювати медаль Олімпіади

    Помощь от МВФ: поддержка экономики Украины или откуп Запада за “Северный поток-2”

    У Вінниці автомобіль збив 14-річного підлітка

    Зеленский подписал “гендерно сбалансированный” закон о Дне защитников и защитниц Украины

    Немецкий публицист презентовал в Киеве книгу о Майдане и агрессии РФ