Минцифры планирует провести цифровую трансформацию в десяти сферах государственного управления, поскольку на сегодняшний день в Украине абсолютно неконтролируемый доступ к большинству базовых реестров.
Об этом в интервью «Экономической правде» сообщил первый заместитель министра цифровой трансформации Алексей Выскуб.
«Мы имеем абсолютно неконтролируемый доступ к большинству базовых реестров. Это ужасно. Только 28% реестров имеют КСЗИ – сертификат Госспецсвязи о комплексной системе защиты информации. Мы выбрали десять сфер, где хотим провести цифровую трансформацию, полное изменение внутренних процессов», – подчеркнул Выскуб.
По его словам, изменения, в частности, коснутся строительной, налоговой, таможенной, судебной сфер.
«Пример могу привести по судебному реестру. Сейчас любой помощник судьи может просмотреть весь судебный реестр и вечером, накануне обыска или задержания, может предупредить подозреваемого, что по нему зафиксировано разрешение суда на те или иные следственные действия. В результате на утро подозреваемого уже не будет в стране», – рассказал первый замминистра.
По словам Выскуба, первые шаги в этом направлении уже сделаны после запуска портала государственных услуг «Дія».
«Я могу назвать вам десяток базовых реестров, в которых действует неконтролируемый доступ и, хуже всего, даже не логируется, кто заходил. Странно, что многие поднимают эти вопросы в контексте «Дії», когда «Дія» начинает постепенно наводить порядок в этом хаосе», – подчеркнул Выскуб.
Первый замминистра назвал шаги, которые планируется осуществить для наведения порядка в данной сфере.
«К чему мы хотим прийти? Первое: запрос к госреестру должен быть только один и на основании конкретного законодательного события, например, регистрация помощи при рождении, и, безусловно, с логированием, кто и когда имел доступ. Мы оптимизируем реестры, убираем дублирование и неактуальность. Мы находимся в ситуации, когда есть куча реестров с записями о 46 млн граждан, в которых информация неактуальна или дублирована. Самое главное – большинство этих реестров не должны были накапливать информацию. Наша задача – уменьшить объем данных, а не увеличить», – сообщил он.
Первым шагом, по его словам, станет назначение CDTO (Chief Digital Transformation Officer, руководитель цифровой трансформации. – ред.). Это должно произойти в течение ближайших нескольких недель.
«В течение двух-трех недель в каждом министерстве. Это будет заместитель по цифровой трансформации, человек на стыке IT и госуправления. Назначать его будет Кабинет министров», – сообщил Выскуб.
При этом, по его словам, это не будут точечные реформы. Изменению подлежат бизнес-процессы на основе цифровых технологий.
«Мы хотим, чтобы министры или визионеры развития отраслей начали иначе планировать реформу госучреждений. Мы не хотим получить улучшенный реестр, мы хотим полностью измененные бизнес-процессы на основе цифровых технологий. Точечные электронные реформы не дают нужный результат», – подчеркнул Выскуб.