USD28.2033

Загадка о варварах и тайнах человеческого бытия. Кино дня

Загадка о варварах и тайнах человеческого бытия. Кино дня

Когда все зависит от угла зрения

Два фильма украинского кинопроката на этой неделе обращают на себя пристальное внимание поклонников кино. Эти фильмы очень разные, но каждый из них может стать определенным художественным и даже экзистенциальным открытием для зрителя. Новаторство киноязыка здесь сочетается с вполне актуальным и даже злободневным политическим содержанием.

Начать стоит с наименее авторского, однако очень актуального в широком смысле этого слова фильма. Речь идет о премьерной ленте режиссера Сиро Герры "В ожидании варваров". Перед нами – первая экранизация знаменитого одноименного романа лауреата Нобелевской премии, южноафриканского писателя Джона Максвелла Кутси. Этот роман был опубликован в 1980 году и является очень влиятельным в истории литературы. Эта влиятельность связывается со стилем романа, с детальными описаниями и медленным действием, которое многие специалисты считают непригодным для перевода на киноязык.

В центре сюжета – история безымянного магистрата, который служит в крепости на границе неназванной империи. Очень интеллигентный, он интересуется археологией и не считает племена, с которыми граничит Империя, ее врагами. Однако так считает полковник Джолл, который вскоре прибывает с особой миссией в крепость. Через какое-то время события приобретают непредсказуемый характер.

Роман "В ожидании варваров" читался и читается многими очень по-разному. Часто говорят, что он был написан под влиянием другого важного романа двадцатого века – "Татарской степи" итальянского писателя Дино Бузатти. Там речь шла об офицере, который тоже служил в пограничной крепости и всю свою жизнь ждал вторжения кочевых татарских племен, а когда оно произошло, он был уже слишком стар для войны.

В чем-то ожидание вторжения тех, кого мы называем варварами, является универсальной фантазией для культур многих народов. Украинцев это касается в первую очередь: у нас всегда были непростые отношения со Степью и Севером. Новые времена ничего не изменили. Конечно, здесь взгляд на мир и угрозы от соседей зависит от угла зрения – те, кого мы считаем варварами, могут так же считать варварами нас самих.

Загадка о варварах и тайнах человеческого бытия. Кино дня1

Роман Кутси уже использовался для комментирования текущих политических событий. В 2005 году в Германии была поставлена опера Филиппа Гласса по этому произведению. Сам композитор говорил, что его опера – аллюзия на войну в Ираке, которую тогда развязали Соединенные Штаты. Все то же самое: «военная кампания, сцены пыток, разговоры об угрозах миру и безопасности империи, однако никаких доказательств».

Читайте также:

«Киновернисаж под открытым небом» покажет фильм «Мои мысли тихие» на языке жестов

Фильм колумбийского режиссера Сиро Герры по-своему интересен, хотя, конечно, не настолько богат на художественный результат и соответствующие ассоциации, как оригинальный роман или другие его адаптации. Это довольно медленный фильм, в котором имеют значение недомолвки и действие, происходящее за кадром. Вместе с тем режиссеру не удается достичь полноты художественного эффекта – из фильма невозможно понять мотивации персонажей и общую направленность самого действия, а также исторический контекст. И многочисленные условности романа не срабатывают в картине, которой необходимы более четкие акценты и более достоверный исторический фон.

Поэтому лента привлекает внимание к себе в первую очередь актерскими работами. Главную роль здесь сыграл Марк Райленс (лауреат «Оскара» за роль в фильме Стивена Спилберга «Мост шпионов), в роли зловещего полковника выигрышно, хоть и немного эксцентрично выглядит Джонни Депп, его помощника-садиста сыграл Роберт Паттисон.

Загадка о варварах и тайнах человеческого бытия. Кино дня2

В ленте очень выразительно место самого события – своеобразный край цивилизации, пограничная территория, которая видится ничейной землей, хотя на самом деле она заселена людьми, которых мы мало понимаем, и управляема силами природы, которые сильнее нашего воображения.

Читайте также:

Съемки фильма «Миссия невыполнима 7» приостановили из-за нового COVID-штамма

Во многом ленту "В ожидании варваров" можно воспринимать как пролог к фильму Михаила Ильенко «Толока», которая скоро выходит в украинский прокат. Там также говорится о столкновении украинцев с теми, кого мы можем считать варварами, но акценты в нашей ленте расставлены по-другому. Интересно будет сравнить.

Другая премьерная лента кинопроката очень выразительна именно с авторской стороны – речь идет о картине «О бесконечности» шведского режиссера Роя Андерссона. Среди кинокритиков в отношении этого кинематографиста существует почти единодушное одобрительное мнение по поводу его уникальности, которая касается всего – подхода к съемкам, эстетики и схемы финансирования собственных фильмов. Рой Андерссон – один из немногих по-настоящему независимых современных кинематографистов, который за свою независимость боролся годами.

Его полнометражный дебют состоялся еще в 1970 году и это была лента «Шведская история любви», которая не утратила своей популярности до сих пор. Это во многом еще традиционное линейное повествование об отношениях двух подростков, однако уже здесь появляются небольшие самодостаточные эпизоды с уклоном в абсурд, которые впоследствии станут фильмовым стилем Андерссона.

Читайте также:

PITCH UA запускает открытую образовательную платформу для креативных индустрий

С момента выхода его первого фильма и вплоть до середины 1990-х годов этот кинематографист снимал в основном рекламу и короткие фильмы, зарабатывая деньги на собственную студию и собственную независимость. В конце концов, задуманное удалось осуществить и его первый по-настоящему «андерссоновский» фильм вышел в 2000 году. Это была лента "Взгляд со второго этажа", которая снималась на протяжении четырех лет.

Загадка о варварах и тайнах человеческого бытия. Кино дня3

Фильм состоит из десятков отдельных эпизодов, которые иногда пересекаются между собой, но часто самодостаточны. Однако новаторство Андерссона проявилось не в дроблении цельной ленты на отдельные эпизоды, и даже не в выборе сюжетов, хотя они у него довольно своеобразные, а в самом подходе к съемкам. Режиссер снимает без сценария, постоянно ищет правильную интонацию для своего фильма. Эти поиски могут длиться значительное время, за которое может измениться все – антураж, актеры, декорации, музыка, уточниться сюжет и диалоги. В результате на экран выходят очень особенные, мастерски сделанные киноленты, которые, однако, способны иногда шокировать неподготовленного зрителя.

Дело в том, что Андерссон не просто предлагает новейший подход к кино во всех его проявлениях, он еще и принципиально снимает в декорациях, использует визуальные эффекты, делая мир собственных фильмов подчеркнуто искусственным и камерным. И эта искусственность и камерность, когда ни сюжет, ни персонажи, ни окружающий мир никак не связаны с видимой реальностью, бытовым опытом зрителя, бросает вызов зрительской интуиции, заставляет ее искать объяснения увиденному на экране.

Загадка о варварах и тайнах человеческого бытия. Кино дня4

Парадокс, однако, в том, что при всевозможных объяснениях или даже при их отсутствии, ленты Роя Андерссона смотреть легко. Его юмор, склонность к минималистическим скетчам, которые граничат с гротеском и абсурдом, а иногда являются их воплощением, открывают путь прямо к сердцу. Не стоит думать, что здесь ты сразу воспринимаешь увиденное как непосредственное проявление самой Реальности с большой буквы, очищенной от бытовых подробностей и исторически временных наслоений. Здесь человеческая жизнь подается в ее наготе, без прикрас, без привнесения чего-то постороннего и случайного, что может существенно исказить наше восприятие.

Если же абстрагироваться, то фильмы Роя Андерссона просто опередили свое время. Дело в том, что во многом они могут восприниматься как прообраз современных социальных сетей, которые все больше тяготеют к фрагментарности и абсурду, демонстрируя гротеск повседневного существования миллионов людей.

Загадка о варварах и тайнах человеческого бытия. Кино дня5

Лента "О бесконечности" многими воспринимается как эпилог к экзистенциальной трилогии режиссера, которая включает в себя фильмы "Песни со второго этажа" (2000), "Ты, кто живет" (2007) и "Сидел голубь на ветке, раздумывая о бытии" (2014).

И если вы не знакомы с творчеством Роя Андерссона, то лента "О бесконечности" будет вызовом для вас. Она – совершенное воплощение стиля шведского гения, однако более доступными будут предыдущие ленты трилогии – с них и стоит начать знакомство с этим феноменальным кинематографом. Так или иначе, но пропустить подобное кино – просто грех для киномана.

Игорь Грабович, Киев

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Комментарии (0)

    Чтобы оставить комментарий необходимо

    "У людей (народов) не имеющих недостатков очень мало достоинств.
    "

    © Авраам Линкольн

    Глава Совета судей на встрече с послами G7 пообещал не блокировать судебную реформу

    В Украине выявили 6 234 новых случая коронавируса

    На Донбассе ранены двое военных, боевики применяли тяжелые минометы

    В Украине все чаще болеют вакцини­рованные люди

    Минцифры за полгода сэкономило три миллиарда на IT-закупках

    Министр Чернышов 30 минут говорил с Коломойским на футболе – источник

    Верховный суд отменил приговор Антикорсуда экс-судье

    Рейтинг міст України за якістю життя та комунальних послуг: Київ на 18 місці

    Астронавт показал огни ночной Африки из космоса

    Путин на самоизоляции: в Кремле сделали новое заявление о его состоянии

    Беларуский дом заявил о задержании активистов в Киеве. В СБУ говорят: борются с нелегалами

    У разі повернення “Скіфського золота” Україна муситиме сплатити 122 тис. євро музею

    Китайский корабль с тремя тайкунавтами возвращается на Землю

    Загадки века. Кто убил Кеннеди? Куда вывезли золото нацистов? Был ли депутат Трухин за рулем? – Сергей Фурса 

    В Украину на масштабные учения прибудут 6000 военных из стран НАТО

    Шевченко отримав пропозицію очолити збірну Туреччини

    Показательный случай в ресторане: как важно в нужный момент делать единственно правильный выбор

    Первая гражданская космическая миссия Inspiration4 отправилась на орбиту

    Ткаченко предлагает усилить сотрудничество с Азербайджаном в сфере кино

    Береза: За отставку Разумкова и назначение на должность спикера Стефанчука будут голосовать зашкваренные депутаты, которых держат на “крючке” в Офисе президента