В этот день, в 1918 году, в Брест-Литовске был подписан сепаратный мирный договор – Россия признала независимость Украины.

Сепаратный мирный договор между Советской Россией с одной стороны и Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией с другой подписан на условиях, выдвинутых России: она признала независимость Украины и Финляндии, теряла Польшу, Эстонию, Латвию и Литву, Грузию и ряд армянских областей, которые переходили в Турцию.

Этот мир – тяжелый, унизительный для России, обеспечил ей, тем не менее, выход из войны и фактически спас большевистскую власть. После многих неудач России на фронтах Первой мировой, свержения монархии и Октябрьского переворота 1917 года, страна была полностью истощена. И поэтому в декабре 1917 года согласилась начать с Германией сепаратные мирные переговоры, направив в Брест-Литовский делегацию во главе со Львом Троцким.

В то же время в Брест-Литовске немцами проводились переговоры и с другими делегациями, результатом чего стало подписание 9 февраля 1918 года мирного договора между Украинской Народной Республикой и Германией с Австро-Венгрией. Согласно этому документу, Германия брала на себя обязательства добиться признания независимости УНР со стороны Советской России. Аналогичные требования Германия выдвинула перед Россией и в отношении Эстляндии и Лифляндии. Это привело к прекращению переговоров между Германией и Россией, и в феврале военные действия на Восточном фронте возобновились. Немецкие и австрийские войска заняли Прибалтику и Украину, приблизились к Петрограду, что заставило Ленина ради сохранения советской власти, согласиться на подписание 3 марта 1918 года мирного договора с Германией.

В результате этих договоренностей Россия потеряла 780 тыс. кв. км территории с населением 56 млн (треть населения Российской империи), на которой находились 27% обрабатываемых черноземов и 26% железнодорожной сети, выплавлялись 73% чугуна и стали, добывалось 89% угля и производилось 90% сахара.

Но, после Ноябрьской революции 1918 года в Германии, Россия в одностороннем порядке аннулировала Брестский договор, и уже в 1919 году завоевала Украину и Грузию. В 1939 – захватила часть Польши, а в 1940 – прибалтийские республики. Свою независимость эти страны возобновили только после распада СССР в 1991 году.

Сегодня по инициативе ООН отмечается Всемирный день дикой природы. День установлен 20 декабря 2013 года на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций с целью повышения уровня осведомленности в вопросах дикой фауны и флоры. Безусловная ценность дикой природы соотносится с экологическими, генетическими, социальными, экономическими, научными, образовательными, культурными, рекреационными и эстетическими аспектами развития общества и благосостояния людей. Этот день напоминает нам о необходимости усиления борьбы с преступлениями в отношении дикой природы, которые имеют далеко идущие экономические, экологические и социальные последствия. Дата празднования Дня выбрана не случайно – в этот день в 1973 году была принята Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, которая играет важную роль в регулировании международной торговли исчезающими видами. Членами Конвенции являются 183 государства, в том числе и Украина, которая присоединилась к ней в мае 1999 года. Тема Дня в 2019 году – «Сохранение морских экосистем: для людей и для планеты», призвана обратить внимание на сохранение и взвешенное использование морской дикой природы. По данным естествоиспытателей, Мировой океан содержит почти 200 тыс. идентифицированных видов, но реальные цифры могут исчисляться миллионами. Сегодня его флора и фауна испытывают мощное воздействие различных неблагоприятных факторов – от изменения климата до загрязнения, разрушения прибрежных местообитаний и чрезмерной эксплуатации морских видов.

Юбилеи дня:

157 лет со дня рождения Алексея Николаевича Бекетова (1862-1941), украинского архитектора, педагога. Профессор Харьковского строительного института. По его проектам построено большое количество сооружений по всей Украине: в Харькове (институт механизации и электрификации сельского хозяйства), Екатеринославе (ныне Днепр; главный корпус горного института и управления Екатерининской железной дороги), Лубнах (дом женского училища, теперь школа), Симферополе (театр), Донецке (университет). Работал и как художник-акварелист (пейзажи Крыма, архитектурные мотивы).


Иван Паторжинский в роли Карася в «Запорожце за Дунаем». Фото: youtube

123 года со дня рождения Ивана Сергеевича Паторжинского (1896-1960), выдающегося украинского певца (бас), педагога, основателя и первого председателя правления Украинского театрального общества (ныне союз театральных деятелей Украины). Работал в Харьковском (1925-1935) и Киевском (1935-1952) театрах оперы и балета; с 1946 года – профессор Киевской консерватории. Блестящий и непревзойденный исполнитель партий Карася в «Запорожце за Дунаем» Гулака-Артемовского, Выборного, Тараса Бульбы («Наталка Полтавка», «Тарас Бульба» Лысенко), дьяка Гавриила в опере «Богдан Хмельницкий» Данькевича. А как он проникновенно исполнял Шевченковское «Завещание», «Ревет и стонет Днепр широкий», «Взял бы я бандуру», чумацкие, бурлацкие, шуточные украинские народные песни! Среди учеников Ивана Паторжинского Евгений Червонюк, Дмитрий Гнатюк, Андрей Кикоть. Певца называли «украинским Шаляпиным» – сравнение лестное и приятное, даже, несмотря на то, что оно все же сравнение. Иван Паторжинский родился в селе Петро-Свистуново (теперь Запорожской области). Отец был священником, готовился к духовной карьере и Иван. Вместе с младшим на пять лет братом Федором (кстати, у того тоже был замечательный бас), он закончил бурсу, учился в семинарии. С детства пел в церковном хоре, но мечтал о театре. Примечательно, что от своих корней артист никогда не открещивался: конечно, не афишировал, но и не отказывался от прошлого – детства, юности. В начале 50-х годов он вместе с легендарным Иваном Козловским пел Пасхальное Всенощное бдение во Владимирском соборе. Они были людьми старой закалки – не из пугливых. А еще, вместе с певицей Марией Литвиненко-Вольгемут (многолетняя коллега, партнерша по сцене, подруга) Иван Паторжинский вступился за арестованного НКВД композитора Константина Данькевича. И того, в конце концов, отпустили. Одной из самых любимых оперных партий певца была роль Тараса Бульбы в одноименной опере Николая Лысенко. Но мировую славу Паторжинский приобрел после исполнения партии Карася в опере «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского. Дуэт Дарьи в исполнении Литвиненко-Вольгемут и Карася – Ивана Паторжинского до сих пор остается непревзойденным, хотя его исполняло немало талантливых артистов. О своей роли Иван Сергеевич говорил следующее: «Я стремлюсь показать Карася, как человека, вышедшего из глубин нашего трудолюбивого, свободолюбивого народа. Подчеркиваю в образе своего героя любовь к родной земле, ее народу. Ведь в Карасе живет… удаль, честность, прямота беззаветно храброго запорожского казака, для которого так характерны чувства товарищества, патриотизма».

Годовщина смерти:

85 лет со дня смерти Олеся Досвитнего (наст. – Скрипач-Мищенко Александр Федорович; 1891-1934), украинского писателя. За революционную агитацию в царской армии был приговорен к смертной казни, в 1914 году бежал за границу. Жил в Америке, Китае, Японии. В 1918 году вернулся в Украину. Был членом Союза писателей «Гарт», ВАПЛИТЕ. Автор сборника новелл «Тюнгуй», повести «Нас было трое», романов «Американцы», «Кто?», «Кварцит». В конце 1933 года Досвитнего арестовали. Его обвинили в «принадлежности к украинской контрреволюционной организации и участии в террористической деятельности». После непродолжительного следствия, 3 марта 1934 года, коллегия ОГПУ вынесла приговор – расстрел. Реабилитировали писателя в 1955 году.

72 года со дня смерти Филарета Михайловича Колессы (1871-1947), украинского фольклориста-музыковеда, композитора, литературоведа, академика АН УССР. Профессор Львовского университета. Основоположник украинского этнографического музыковедения. Музыкальное образование получил в Вене. В Венском же университете защитил диссертацию доктора филологии. Исследовал ритмику украинских народных песен, песни Прикарпатья, Лемковщины, Полесья, украинские думы. Автор хоровых произведений, обработок народных песен. Представлял украинскую науку на международных конгрессах этнографов. В 1907 году Филарет Колесса участвовал в организованной Лесей Украинкой и ее мужем Климентом Квиткой этнографической экспедиции, целью которой была запись мелодий исторических кобзарских дум. В одном из писем Леся Украинка объясняла, почему их выбор пал на Колессу: «…ибо это очень серьезный и умный музыкант-этнограф, и, вероятно, у него дело получится хорошо». Леся Украинка сама и субсидировало экспедицию. Зная, что от нее денег Колесса не возьмет, а сам таких средств не имел, поэтесса послала 565 австрийских крон для оплаты экспедиции от имени неизвестного «субсидиатора». Ученый с радостью согласился на предложение, что вполне соответствовало направлению его научной деятельности. Но все хорошо понимали сложность этого дела в условиях, когда действовал правительственный запрет на украинский язык и культуру. Как и ожидалось, Колесса не получил правительственного разрешения на путешествие по селам для поиска кобзарей (полиция преследовала тех, кто попадался с бандурой). Выход был один – собрать где-то кобзарей. Помог известный художник, график, знаток кобзарства Афанасий Григорьевич Сластион. Он предоставил Колессе у себя в Миргороде помещение, купил фонограф (аппарат для механической записи и воспроизведения звука) и фонографические валики.

Первое фото: wikipedia