В кульминации избирательного сезона в Украине избиратели высказали суровое суждение о политическом классе и культуре страны, которые не выполнили обещания Майдана.
В ожидании реформ в последние пять лет преобладал дух оптимистического цинизма; тем не менее, украинцы отвергли неадекватность этого подхода и проголосовали на этот раз с идеалистическим отношением к ожидаемым трансформационным изменениям, предоставив как подавляющий исполнительный, так и законодательный мандат новому и непроверенному поколению политиков.
Это были “переменные” выборы в самом драматическом смысле, результат свободного, справедливого и конкурентного избирательного процесса.
При этом украинцы впервые в своей современной истории победили и превзошли свои укоренившиеся элиты и олигархические влияния, чтобы предоставить стране четкий руководящий мандат, эффективно отстаивая свой демократический суверенитет и прерогативу.
С одной стороны, они также дали урок наблюдателям Украины, многие из которых остаются привязанными к устаревшему национальному пониманию украинского народа. Этот урок заключается в том, что управляющие власти должны теперь отвечать требованиям и ожиданиям более широкого электората, который больше всего заинтересован в экономических возможностях и общей социальной справедливости.
Тем не менее, было бы серьезной ошибкой полагать, что власть и влияние олигархов исчезли или исчезнут в ближайшем будущем. Народ Украины выиграл битву, но борьба за освобождение страны далека от завершения.
Не должно быть никаких сомнений в том, что новый парламент должен быть вдохновлен на принятие преобразовательной законодательной базы, которая создаст общество, уважающее достоинство личности.
Главная цель этого парламента должна состоять в том, чтобы всесторонне деконструировать остатки старого советского и коррумпированного олигархического порядка, и особенно монополий, будь то в правовой, финансовой, социальной и экономической сферах.
Философско-правовая цель нового парламента должна заключаться в применении парадигмы «уничтожить / создать», чтобы избавиться от архаичных и недемократических законов при создании эффективной системы верховенства права.
Этот процесс должен начаться в парламенте.
Демократические силы в законодательном органе, особенно партии «Слуха народу» и партии «Голос» с общим большинством в более 270 мест (что близко к конституционному большинству), должны предложить и принять к концу года пакет законов, которые должны как символически, так и законодательно преобразовать культурную практику и традиции Верховной Рады. Это должно быть сделано агрессивно, без морального компромисса и с парламентской точностью.
Этот комплексный пакет законов должен устранить парламентскую неприкосновенность. Далее, как и было обещано в ходе выборов представителями “Слуги Народа”, должен быть установлен процесс импичмента президента.
Кроме того, необходимо ввести строгое законодательство о конфликте интересов в отношении парламентариев. Эти модели и практики могут быть вдохновлены такими странами, как Канада или даже более локально, Киевским городским советом. Они должны включать не только более подробное раскрытие финансовой информации, но и более подробное раскрытие деловых интересов и партнерских отношений. Кроме того, должны быть введены более строгие руководящие принципы относительно того, кто может работать на должностях парламентских советников.
Также должен быть создан независимый парламентский омбудсмен. Чиновник парламента будет наблюдать за применением и соблюдением нового законодательства, затрагивающего финансы членов, и налагать дисциплинарные меры на тех, кто их нарушает.
В соответствии с канадской моделью, офис должен также создать механизм, который будет рассматривать жалобы общественности в отношении любого плохого поведения парламентариев, и этот офис будет отчитываться непосредственно перед парламентом. Эти усилия по обеспечению прозрачности для общества обеспечат более быстрое реагирование и послужат примером личной ответственности и подотчетности, а не поиском способов правовой защиты через уязвимые суды.
Офис должен также инициировать всепартийные усилия по разработке этического кодекса, который бы регулировал поведение парламентариев, запрашивая рекомендации от парламентских экспертов из Канады, Австралии и Великобритании.
Западные парламентские партнеры Украины должны взять на себя обязательство играть обширную консультативную роль, чтобы добиться успеха в таких законодательных усилиях. Они должны предоставлять экспертные парламентские советы, на краткосрочной основе предоставляя парламентских чиновников из своих стран, чтобы помочь своим украинским коллегам, а также поощрять коллег-парламентариев, вышедших на пенсию или находящихся на активной службе, помогать в написании такого законодательства.
Принятие такого законодательства в первые дни существования нового парламента было бы монументальным достижением. Это сразу установит авторитет парламента, что еще больше укрепит доверие электората к избранному им демократическому пути.
Этот законодательный пакет реформ имеет потенциальную силу, чтобы серьезно ограничить вопиющую и коррупционную практику членов парламента. Если предложенные масштабы будут реализованы, это создаст новую правящую традицию для законодательного класса Украины и вполне может предотвратить ее падение в будущем и возврат к старым традициям.
(Еще нет голосов, оставьте первым)