Аtlantic Сouncil: Кто будет следующим премьер-министром Украины?

Мелинда Харинг:

Осталось меньше двух недель до того дня, когда Украина проведет свои самые важные выборы года. 21 июля украинцы изберут новый парламент, который сформирует новое правительство. От итогов предвыборной гонки зависит многое. Будет определено, пойдет Украина по прозападному пути, ориентированному на реформы, либо останется погрязшей в постсоветском болоте, которое сдерживало ее с 1991 года.

Сейчас Украина – самая бедная страна в Европе, она беднее даже Молдовы; пятая часть ее рабочей силы уехала за границу в поисках более высоких зарплат, уровень рождаемости снижается. Россия оккупировала часть восточной Украины и Крым, и очевидных дипломатических решений, благодаря которым можно было бы заставить Россию уйти, нет. Между тем, наступает время выплаты по огромному долгу, созданному в эпоху Януковича, и Украина нуждается в новой программе МВФ, нацеленной на структурные реформы.

За последние пять лет были проведены некоторые реформы, но экономические показатели ухудшились, украинцы рассержены, что справедливо; они ожидают, что недавно вступивший в должность президент Владимир Зеленский улучшит положение дел незамедлительно, или еще больше из них “проголосуют ногами” и уедут за границу.

Хорошая новость заключается в том, что у Украины есть шанс исправить ситуацию. Политическая партия нового президента “Слуга народа”, вероятно, выиграет парламентские выборы. Зеленский получит абсолютное большинство в парламенте или, скорее всего, заключит коалиционное соглашение с еще одной политической партией.

Несмотря на это, у него есть два варианта: Зеленский может создать профессиональное правительство, состоящее из технократов, которое будет заниматься внедрением длинного перечня очевидных, болезненных и крайне необходимых либеральных экономических реформ.

В него входят реформа рынка земли, приватизация государственных предприятий, а также борьба с контрабандой и коррупцией в правительстве. Все эти изменения совокупно сэкономят государству приблизительно 10-12 млрд долларов; проведение этих реформ обеспечит получение еще 3-4 млрд долларов от МВФ. Или, Зеленский может выбрать политическое правительство и обречь страну на пять лет разочарований и упущенных возможностей.

Киев наводнен слухами, обсуждаются имена пяти технократов, которых можно было бы назначить следующим премьер-министром. Это Айварас Абромавичюс, Владислав Рашкован, Юрий Витренко, Андрей Коболев и Александр Данилюк.

Большинство наблюдателей устраивает любая из пяти кандидатур. Но хотя все вышеуказанные претенденты обладают опытом, интеллектом и компетентностью, они не равны.

Следующее правительство столкнется с огромными проблемами, но самое важное – это запустить экономику и реформировать суды, чтобы убедить инвесторов серьезно относиться к Украине. Премьер-министр возглавляет правительство и устанавливает экономическую политику.

Я провела многочасовые беседы со всеми пятью кандидатами, и считаю, что лучше всего подготовлены к роли лидера Украины двое из них – это инвестиционный банкир литовского происхождения Айварас Абромавичюс и уроженец Одессы Владислав Рашкован.

Абромавичюс был министром экономического развития Украины с декабря 2014 года по февраль 2016 года, пока не заявил, что на него оказывалось давление с целью навязывания кадровых назначений, а затем ушел в отставку. Недавно он присоединился к наблюдательному совету Укроборонпрома, глубоко коррумпированной государственной оборонной компании, и последние несколько недель провел, посещая государственные предприятия по всей стране и пытаясь определить, как их рационализировать.

На Западе Абромавичюса считают честным, эффективным, принципиальным, обаятельным и абсолютно приверженным успеху Украины. Выбор Абромавичюса будет сигнализировать инвесторам, западным правительствам и украинцам, что Зеленский серьезно относится к реформированию Украины.

Другой вариант, который послал бы тот же сигнал, это альтернативный выбор – исполнительный директор МВФ Рашкован, который сдержан, но пользуется доверием многих реформаторов в Украине. С 2014 по 2016 год он занимал должность заместителя управляющего Национального банка Украины, и отвечал за реформы, когда произошло реальное открытие в Украине.

Рашкован является институционалистом, что означает, что он может решать технические экономические вопросы, но также имеет целью преобразование и создание новых институтов. Самое главное, он точно знает, что нужно сделать Украине, чтобы получить больше денег от международных доноров и как дать уверенность инвесторам.

Несмотря на то, что Рашкован знает ответ практически на любой вопрос, он невероятно симпатичен; его легко рассмешить, он не старается привлечь к себе внимания и прислушивается к мнению других. Будучи уроженцем Одессы, он знает, как общаться с людьми, он ориентирован на результат и умен, и, по общему мнению, он порядочный и добрый человек. Я никогда не слышала, чтобы он говорил что-либо негативное о ком-либо в Украине, а это редкость.

Другие три технократа, Данилюк, Витренко и Коболев, обладают собственными сильными сторонами.

И Витренко, и Коболев, каждый из которых успешно руководил “Нафтогазом”, подняли энергетические вопросы на высокий экспертный уровень, ведут переговоры и борются против Россию в суде. Они не уклоняются от невыполнимых задач. Тем не менее, оба получили огромные финансовые бонусы, что раздражает большинство украинцев, и кажутся глухими к страданиям миллионов.

Многие на Западе любят и восхищаются Коболевым за его успехи в “Нафтогазе”, но у меня не хватает воображения, чтобы представить его успешным премьер-министром. У него колючий характер, репутация некомандного игрока, ему не хватает базовых человеческих контактов и связей с обычными людьми.

Витренко, напротив, общителен и обаятелен, он  может часами говорить практически на любые темы, в том числе о катаниях на лыжах или сложной экономической теории. Он сразу оценивает человека и формирует человеческую связь.

Самым большим недостатком обоих является их ограниченный опыт. Зеленскому нужен премьер-министр, который является политическим дилетантом, в лучшем смысле этого слова, а не экспертом – энергетиком. Кроме того, ситуация с бонусами, вероятно, делает обоих кандидатов неприемлемыми для простых украинцев – именно той аудитории, к которой обращается Зеленский.

Пятое имя, Александр Данилюк, привлекло внимание в прошлом году. Пребывая на посту министра финансов, Данилюк вступил в борьбу с бывшим президентом Петром Порошенко и был уволен за свою откровенность. Данилюк руководил реформой НДС, внедрил трехлетние бюджетные циклы и разбирается в тонкостях десятков разумных политических идей.

В новом правительстве Зеленского он занимает пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны. Данилюк производит впечатление искреннего, воодушевленного оптимиста, твердо настроенного на реформы и очистку Украины; но при ближайшем рассмотрении кажется, что он не обладает навыками межличностного общения в той степени, в которой ими должен обладать премьер-министр. Он, несомненно, талантливый и жесткий, но он также склонен к конфликтам и любит быть в центре внимания. Из пяти человек, о которых идет речь, только один Данилюк публично заявил, что хочет стать премьером.

Итак, ни один из пятерки не является плохим вариантом. Любой названный технократический премьер-министр послужил бы заверением для инвесторов и Запада в том, что Зеленский искренне намерен окончательно изменить Украину.