Бой у железнодорожной станции Круты на данный момент является одной из самых известных страниц революционных событий и Гражданской войны на территории Украины. 29 января традиционно украинцы вспоминают подвиг трехсот курсантов и казаков “Вольного казачества”. Однако, реальные обстоятельства боя малоизвестные широкой публике. Часть исследователей, например, считает, что бой произошел не 29-го, а 30 января. Да и в целом история более чем интересная. Портал Знай.иа рассказывает о тех страшных, но героических событиях.

Наступление красных

С наступлением 1918-го большевики пошли в атаку на ослабленную Украинскую народную республику. С налета заняли Полтаву, где и организовал свой штаб командующий “красными” войсками Михаил Муравьев. С севера из Гомеля ему на помощь шли отряды будущего чекиста Эдуарда Берзина. 28 января обе группы войск объединились неподалеку от железнодорожной станции Бахмач, а украинские войска были вынуждены отступить под станцию Круты.

Красные начали готовиться к широкомасштабному наступлению. Всего в распоряжении Муравьева были значительные силы: 3500 солдат, 400 моряков и 12 пушек. Кроме того, поддержку им оказывал бронепоезд им. В. Ленина, что прибыл на фронт. Муравьев не скрывал, что перед ним стоит задача вести войну на уничтожение. В обращении к своим бойцам он сказал:

“Наше боевое задание – взять Киев… Жалеть киевских жителей ничего, они терпели гайдамаков – пусть знают и нас, получат возмездие. Нечего бояться кровопускания. Если надо, камня на камне не оставим”.

В такой обстановке войска УНР под командованием сотника Ф. Тимченко быстро оказались деморализованными. Боевой отдел 1-й Украинской военной юношеской школы под командованием сотника Гончаренко розбрівся по домам еще 23 января. Без него у Тимченко оставалось всего около 300 бойцов и два бронепоезда.

Командование войск УНР в Киеве совершила серьезную стратегическую ошибку. Считая, что основной удар красные нанесут со стороны Полтавы, несколько боеспособных частей перебросили туда, а станцию Круты укрепили крайне незначительно, в основном студентами и гимназистами Служебного куреня. В результате там разместилось около 500 бойцов, для обороны от полномасштабной атаки Муравьева было недостаточно.

Сотник Тимченко попытался получить помощь от куреня им. Тараса Шевченко, который базировался в Нежине. Но здесь его ждало разочарование. Недовольные политикой Центральной Рады бойцы куреня (около 800 человек) отказались выступать против большевиков.

“Воины Нежинской гарнизоны никогда не будут драться вооруженными силами с пролетариатом как украинским, так и великорусским”, – официально заявили в шалаше, заняв даже не нейтральную, а просоветскую позицию.

Отправлен из Киева шалаш гайдамаков во главе с Петлюрой застрял на станции Дарница через саботаж и прийти на помощь Тимченко не успел. Стало понятно, что защитникам Крут придется обходиться своими силами.

Героическая оборона

Первая волна наступления красных захлебнулась, ведь они пренебрегали самыми элементарными правилами безопасности. Линия укреплений войск УНР под Крутами делалась наспех, но пулеметы установить успели. Эти пулеметы и озадачили красноармейцев в начале боя. Сотник Гончаренко вспоминал:

“…утром красные начали свое наступление в сомкнутых колоннах; выглядело так, если бы шли на параде, забыв самые примитивные средства безопасности… Передние части красных, идя в сомкнутых колоннах, очевидно, были уверены в нашей бегства, а со станционной службы по аппарата на их вызовы никто им не отвечал. Только красные приблизились на расстояние выстрела, мы их приветствовали сильным огнем 4 сотен и 16 пулеметов.”

Красноармейцы быстро осознали сложность своего положения. Артиллерийским огнем украинцев выкурить из укреплений не удалось, ружья начали отказывать, боевой дух падал. Единственным успехом для красных стал выведен из строя бронепоезд сотника Ярцева.

Опустились вечерние сумерки, и натиск большевиков постепенно ослабевал. Бойцам УНР это было на руку, ведь пулеметные патроны заканчивались, да и второй бронепоезд был вынужден временно отступить. Возможно, они смогли бы продержаться еще некоторое время, но тут пришла тревожная весть. Курень им. Тараса Шевченко объявил о полном переходе на сторону большевиков и угрожал ударить по отрядам Тимченко с тыла. В такой сложной ситуации сотник принял решение отступать, чтобы спасти хотя бы кого-то из своих ребят.

Красные, увидев, что украинцы отступают, немедленно бросились в атаку. Как вспоминал один из красноармейцев, которые участвовали в том бою:

“Красногвардейцы поняли, что враг спасается бегством. Без любой команды бойцы бросились вперед. Все перемешалось, районные подразделения перепутались. Красногвардейцев охватил могучий порыв. Люди сами стихийно выбрали главное направление центра вражеских окопов и железнодорожную станцию.”

Отступление получилось весьма неудачным. Слишком много было раненых, слишком яростно наступали красные. Гончаренко вспоминал, что общие потери защитников станции Круты составили 10 офицеров и около 250 солдат. 28 бойцов были в итоге взяты в плен и расстреляны. Это были юноши, которые не успели на спасительный поезд, единственный оставшийся на ходу. Почти всю ночь они бродили по окрестностям и вышли к железнодорожной станции, когда она уже была занята красными.

Путь на Киев для большевиков был открыт.

Путаница с датой

Считается, что бой по Крутами состоялся 29 января. Однако, есть факты, которые свидетельствуют о том, что он состоялся днем позже. Дело в том, что большая часть украинских документов об этих событиях были уничтожены, а в советской прессе того времени сообщения о взятии Крут появилось 29-го января. Только вот было ли это сообщение правдиво?

Есть основания полагать, что Муравьев, который не очень хорошо знал географию здешних мест, просто перепутал станции. 29-го числа была занята станция Плиски, о чем и сообщил командованию, но ошибочно назвал станцию Крутами.

Это была не последняя ошибка Муравьева. Например, через несколько дней, когда красные пошли в наступление на переправы через реку Супой, он ошибочно называл ее рекой Трубеж в своих донесениях командованию.

Таким образом, вполне вероятно, что бой под Крутами состоялся 30 января 1918 года.

История и современность

Само собой, советская история эти события замалчивали. Даже в 1987 году, в разгар перестройки, в энциклопедиях кратко писали, что возле станции Круты “шли ожесточенные бои между советскими частями и войсками украинской буржуазно-националистической контрреволюции”.

Но и после развала СССР мало кто интересовался тем, что случилось в январе 1918 года на самом деле. Много историков и публицистов увлеклись героизацией участников тех событий, игнорируя факты. Даже сравнивали с известными тремя сотнями спартанцев под Фермопилами.

Да, безусловно, бойцы УНР, которые приняли бой против превосходящих сил противника, были героями. Но только было их не 300, а чуть больше. И основной удар приняли на себя не только гимназисты, но и бойцы 1-й Украинской военной школы. Это важно знать и помнить именно для того, чтобы почтить память всех погибших в тех страшных событиях.