Спроси у среднестатистического украинца где в это воскресенье проходили выборы в президенты и он скорее всего не ответит. Политически активные скажут, что прошел первый тур в Грузии и там будет второй. И лишь небольшое количество скажет, что второй тур выборов прошел в Бразилии. И мне очень жаль, что к этим выборам такое ограниченное внимание. Кейс ведь очень интересный. И напрашивается немало возможных аналогий с Украиной.
Начнем с того, что во втором туре президентских выборов в Бразилии, прошедших в воскресенье, 28 октября, победу одержал ультраправый кандидат Жаир Болсонару, набрав 55% голосов. А ведь он почти не вел избирательную компанию из-за полученного ранения.
За его крайне правые взгляды Болсонару часто называют “Бразильским Трампом” или “Тропическим Трампом”. Но он явно не Трамп, котя и называет американского президента образцом для подражания. И он вряд ли имеет готовые решения для тех огромных проблем Бразилии, с которыми она сейчас столкнулась. Кроме того, надо помнить, что 63-летний Жаир Болсонару – первый крайне правый политик, который пришел к власти после 1985 года, когда закончилось правление военной хунты. Самое интересное в этом то, что новоизбранный президент Бразилии неоднократно ностальгически высказывался в защиту времен военной диктатуры.
А вобще 63-летний Жаир Болсонару, в прошлом парашютист-десантник, позиционирует себя как антисистемный протестный кандидат, использует гомофобную и расистскую предвыборную риторику, выступает за возвращение смертной казни и пережил покушение с серьезным ранением во время избирательной гонки.
Немного о его предвыборных обещаниях, которые явно понравились бы некоторой части наших избирателей:
В первую очередь Болсонару привлек электорат обещаниями вести принципиально иную политику, нежели та, которую много лет вела, находясь у власти, левоцентристская Партия трудящихся во главе с отправленным в тюрьму за коррупцию экс-президентом Луисом Инасиу Лулой и отправленной в отставку в результате импичмента Дилмой Русеф.
Он заявлял, что очистит Бразилию от коррумпированных политиков. Это обещание было особенно популярным, так как избиратели устали от постоянных коррупционных скандалов в высших эшелонах власти. Старые политики лишь рассказывали о борьбе с коррупцией, а бразильцы хотят реальных шагов по ее искоренению .
Во время предвыборной кампании Балсонару заявлял, что намерен обеспечить безопасность бразильцев и бороться с преступностью. Каким образом? Болсонару выступает за отмену ограничения на свободное владение огнестрельным оружием и считает, что это может изменить ситуацию на улицах Бразилии.
Многие сторонники Болсонару считают его спасителем страны, и убеждены, что он обеспечит безопасность Бразилии, поддержит традиционные ценности, а также будет выступать против легализации абортов. Как соотносится поддержка традиционных семейных ценностей и культ семьи с тем, что он сам женат уже в третий раз, Болсонару умалчивает. ))
Своих противников, Болсонару, возмутил презрительными высказываниями в адрес защитников прав женщин и сексуальных меньшинств, а также оскорблениями иммигрантов и представителей национальных меньшинств. В частности, в одном из интервью он заявил, что женщина должна получать меньшую, чем мужчина зарплату, потому что может забеременеть и уйти в декрет. В общем феминистки явно не в восторге от него.
Экономическую ориентацию Болсонару хорошо иллюстрирует личность человека, которого он хотел изначально, в случае победы, назначить министром финансов. Это неолиберал Паулу Гедес, который выступает за тотальную приватизацию и сокращение социальной помощи малоимущим. Гедес является выпускник Чикагского университета и его часто называют “Чикагским парнем”, по аналогии с “чикагскими мальчиками” Пиночета. Надо признать, что экономика не самая сильная сторона нового президента Бразилии и он все вопросы перенаправляет Гедесу.
Учитывая рост насилия на улицах и рост преступности среди школьников, то государственные школы Болсонару хочет подчинить армии и премировать полицейских за каждого убитого бандита. Кроме того он планирует существенно увеличить полномочия полиции и дать доступ армии к принятию решений во многих вопросах.
Так же уже появилась информация о том, что подражая Трампу, новый президент может дать добро на участие Бразилии в гипотетической военной операции против правительства Венесуэлы.
“Мне кажется, (военное вторжение Бразилии в Венесуэлу) сложно осуществить, это была бы абсолютно нерациональная, ошибочная стратегия. Но это возможно с учетом характеристик будущего правительства. Этого нельзя исключать хотя бы потому, что (президент США Дональд) Трамп несколько раз уже объявлял о такой вероятности. И если бразильское правительство захочет следовать во всем за Вашингтоном, такая попытка возможна”, – считает преподаватель международных стратегических исследований Федерального университета Рио-Гранди-ду-Сул Фабиану Миелничук.
Разгул уличной преступности, рост насилия, спад в экономике, тотальная коррупция, импотентность власти и обнищание населения привели к тому, что избиратель устал от всего этого и отвернулся от “левых”, проголосовав за радикального ультраправого. Свои свободы бразильцы готовы отдать в жертву для наведения порядка в стране. Правда, многие из них еще не осознают, какова может быть цена этой жертвы.
Граждане Бразилии смотрят на пример успешной Чили, где путем жесткой диктатуры и репрессий было достигнуто немало целей и исчезло множество проблем, которые актуальны для бразильцев. Все это говорит о том, что в Бразилии возможна реализация чилийского сценария времен Пиночета.
Бразильские выборы – это еще один сигнал всем нашим политическим элитам, которые находятся в теплой ванне своих иллюзий и амбиций. Осталось дождаться того, чтобы сигнал был услышан и понят. Время покажет, произошло это или нет.
(голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)