В конце февраля 59 народных депутатов при поддержке Конституционного суда искренне и честно нам сказали: “Друзья, мы воровали, воруем и будем дальше безнаказанно воровать, а вы – попробуйте доказать”.
Уголовную ответственность за незаконное обогащение отменили, сославшись на презумпцию невиновности. Мол, чиновник, политик или судья не обязаны обьяснить обществу, откуда у них автомобили, дома и ценные бумаги, даже если очевидно, что заработать честным трудом они их не могли.
Очевидно, это решение противоречит здравому смыслу. Но опускать руки не стоит. Законопроект, внесенный президентом, не исправляет преступную ошибку депутатов БПП, требовавших такого решения КС.
5 марта мы зарегистрировали альтернативный законопроект №10110-3 о восстановлении уголовной ответственности за незаконное обогащение. Мы предлагаем в десять раз уменьшить порог ответственности за незаконное обогащение и доказывать, что они воруют как животные, не нарушая их человеческих прав.
Наш законопроект не содержит формулировок, которые обязывают подтвердить законность происхождения активов. Мы считаем, что в случае незаконного обогащения состав преступления связан не с тем, что фигурант не может доказать законность происхождения своих активов. А с тем, что их стоимость значительно превышает его законные и соответствующим образом отображённые доходы.
Если упростить, мы предлагаем такой алгоритм установления незаконного обогащения:
• Шаг 1. Сторона обвинения устанавливает наличие у лица активов в значительном размере (“активів у значному розмірі”).
• Шаг 2. Сторона обвинения устанавливает законные источники дохода лица.
• Шаг 3. Сторона обвинения устанавливает, что размера доходов, полученных из законных источников, недостаточно для приобретения имеющихся активов.
При этом, человек может предоставить собственные доказательства законности своих активов или не предоставлять их вообще. Это его право, а не обязанность.
Под невозможностью приобретения лицом активов законным путем понимается отсутствие у лица законных доходов и/или имущества, полученного законно и без нарушения ограничений, установленных Законом Украины “О противодействии коррупции”, которые бы позволяли ему приобрести такие активы.
Отдельно мы предлагаем снизить стоимость так называемых активов в значительном размере (“актив значного розміру”) с 1000 необлагаемых минимумов до 100, поскольку такой размер усматривается более целесообразным. То есть, с 960.000 тыс. грн. до 96.000 грн. Это тоже логично. Потому что, например, уголовная ответственность при обычной краже наступает, если стоимость украденного составляет более 0,2 необлагаемых минимумов. Мы считаем, что коррупционные преступления не менее опасны для общества, чем кража.
(Еще нет голосов, оставьте первым)