До “выборов” в российский “парламент” Севастополя осталось чуть более двух недель, а “избирательная кампания” в городе непонятно идет ли вообще – никаких активных действий “кандидатов”, вялая агитация в соцсетях, унылые билборды на улицах и листовки с газетами в почтовых ящиках. Политологи предсказывают “избрание” полностью лояльного местного “парламента”, поскольку независимые “кандидаты” и российские оппозиционные партии фактически не допущены к участию в “выборах”, пишет Андрей Покровский специально для “Крым.Реалии”

Мышиная возня

Во второе воскресенье сентября, которое в этом году выпадает на восьмое число, в городе Севастополе состоятся “выборы” в местный “парламент”. Дойти до начала “избирательной кампании” удалось не многим партиям и “кандидатам-мажоритарщикам”. “Севастопольская избирательная комиссия” (“Севизбирком” – авт.) поработала на славу: отказано в “регистрации” самовыдвиженцу, руководительнице общественной организации “Севастопольские мамы” Елене Голубевой; самовыдвиженцу, лидеру движения “Наш Севастополь” Ольге Дроновой; самовыдвиженцу, блогеру Руслану Осташко, самовыдвиженцу Нине Прудниковой; самовыдвиженцу, экс-президенту футбольного клуба “Севастополь” Александру Красильникову.

Выдвинутые непарламентскими партиями “мажоритарщики” также были отсеяны: общественник, председатель организации “Дорожный контроль – Севастополь” Максим Мишин, выдвинутый от российской партии “Родина”; член “общественной палаты”, выдвинутый от “Партии дела”, Энвер Мамутдинов; общественник Григорий Донец, выдвинутый от партии “Родина”. И это только перечисление известных в Севастополе людей, количество отказов было гораздо большим.

“То, что сейчас происходит в Севастополе, – это неуклюжая попытка стерилизации общественно-политической жизни города”, – написала на своей странице в Facebook Голубева. И подала жалобу в Центральную избирательную комиссию России.

До сих пор борется в “судах” за допуск к “выборам” Дронова. По ее словам, удивительным образом в “подписных листах” обнаружились исправления, которых не было на момент заседания рабочей группы “территориальной избирательной комиссии”. Накануне Дроновой сообщили, что “оснований для отказа в регистрации кандидата не усматривается”. Сама она объясняет происходящее вмешательством генсека “Единой России” Андрея Турчака, лично курирующего “выборы” в Севастополе. “У меня нет официальной информации, почему так произошло, а из неофициальных источников я узнала, что господин Турчак накануне позвонил заместителю председателя ЦИКа и попросил об этой услуге”, – рассказала Дронова.

Из политических партий пострадали “Родина”, “Партия дела”, “Зеленые”, “Партия Ветераны России” (“ПВР” – авт.) и “Партия Великое Отечество”(“ПВО” – авт.). “Родина” и “Партия дела” пока сражаются, остальные от “судебных исков” отказались.

Неделю назад глава регионального отделения “Родины” Иван Комелов призвал севастопольцев испортить половину “бюллетеней” в день “голосования”. По словам Комелова, в случае порчи пятидесяти и более процентов “бюллетеней” “чевизбирком” будет вынужден признать “выборы” несостоявшимися. “Таким образом, есть реальная возможность проведения повторных выборов, на действительно законной, конкурентной основе”, – написал он.

Стоит отметить, что мимо “выборов” “пролетела” и лидер списка партии “Родина”, российский “сенатор” из Севастополя Ольга Тимофеева. Она назвала недопуск дискредитацией идей, за которые боролись севастопольцы в 2014 году. Ну тут, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Жесткая российская действительность сегодня отрезвляет многих.

После провала в “севастопольском городском суде”, где “Партия дела” добивалась отмены решения “избиркома”, партия подала апелляцию в Верховный суд России, а секретарь федерального совета “Партии дела” Алексей Лапушкин обратился к главе ЦИК России Элле Памфиловой с просьбой оценить компетентность членов “севастопольской избирательной комиссии”. На днях “Партия дела” разместила в Севастополе билборды с призывом провести в городе “честные выборы”. Текст гласит: “Севастополь достоин честных выборов!”

Сам “севизбирком” тоже не молчит. 22 августа “глава севастопольской городской избирательной комиссии” Сергей Даниленко заявил о том, что политические объединения давят на возглавляемую им структуру. “Это, вообще, на языке закона называется оказанием давления на избирательную комиссию. И, вообще, это выходит за рамки какой-то политической борьбы, а идет на грани если не уголовного, то административного законодательства. А многие люди этого не понимают. Вы не зарегистрированы! Суд это подтвердил! Поэтому давайте успокоим ситуацию”, – сказал Даниленко в эфире гостелеканала “СТВ”.

За два дня до этого отделение “ПВР” провело встречу с представителями других “непарламентских” партий, которые городской “избирком” под разными предлогами не допустил к “выборам” в местное “заксобрание”. Инициатор встречи Сергей Бинали пояснил журналистам, что недоверие главе “севизбиркома” Даниленко будут выражать, только если это предложит рабочая группа. Но это потом, а пока: “Мы будем обращаться в Конституционный суд, чтобы он дал разъяснение, чтобы получить компетентный ответ: на кого нам жаловаться, ведь законы двоякие, – пояснил он. – Мы хотим, чтобы Конституционный суд дал нам разъяснения в виде ответов. Это даст нам повод доказать, что те люди и законы не соответствуют тем требованиям, которым они должны соответствовать сегодня”.

А 21 августа у стен “севастопольской избирательной комиссии” прошел пикет, одним из лозунгов которого стал призыв к отставке “севизбиркома”. Один из участников пикета, Анатолий Туманов, который собирался выдвигать свою кандидатуру как самовыдвиженец, сказал: “Наши требования не меняются. Мы не согласны с тем, что некоторых кандидатов не допустили к выборам. И даже те партии, которые собрали реальные подписи, не допущены к выборной гонке”.

“Жаркая” кампания

В это же время допущенные к “выборам” “кандидаты” и партии активной “избирательной кампании” практически не ведут. Билбордов с лозунгами и изображениями “кандидатов” стало, на первый взгляд, даже меньше, количество агитационной макулатуры в почтовых ящиках не дотягивает и до половины уровня предыдущих лет, а агитационные палатки появляются в согласованных “властями” местах преимущественно в выходные дни.

Несколько выше активность в социальных сетях: молодых пытаются убедить через “ВКонтакте”, более старшее поколение – через “Одноклассники”, а не доверяющих контролируемым российскими силовиками соцсетям – через Facebook.

В основном” избирателям” предлагается два вида агитационных наборов: первый – мы партия “власти”, нас не победить и мы сделаем вашу жизнь лучше; второй – посмотрите, до чего довела страну “Единая Россия”, голосуйте за нас.

Нынешние “депутаты заксобрания” из так называемой “команды Чалого”, “баллотирующиеся” в “мажоритарных округах”, рассказали одному из местных СМИ, что скоро начнут активничать. Так, Вячеслав Аксенов заявил, что в скором времени установит агитационные палатки и будет использовать “бренд Чалого”. “Я – член команды Чалого, это однозначно, – заметил Аксенов. – Право на использование этого термина Алексей Михайлович согласовал. Я имею право использовать его имя”. А Вячеслав Горелов ответил метафорой. “Штирлиц говорил, что лучше всего запоминается последняя фраза. Ждите последней фразы. Вот когда наступит момент, тогда она и прозвучит. Сейчас пока этот момент не наступил”, – с надеждой на включение Чалого в кампанию заявил член “фракции” “Единая Россия” в “заксобрании” Севастополя.

Такая практика позднего включения в “избирательную кампанию” установилась после того, как в соседней России ввели единый день для голосования. До этого каждый субъект федерации сам устанавливал дату выборов. Теперь это второе воскресенье сентября и, значит, три четверти срока избирательной кампании приходятся на летние месяцы – когда отпуска, жара и дача. Злить электорат в этот период никто не решается, что на руку правящей партии, поскольку в оставшееся время донести свои лозунги и программы до избирателя практически нереально.

Эксперты вангуют

Эксперты, между тем, предсказывают абсолютно прогнозируемые “выборы”.

В Севастополе не будет интриги на “выборах”, считает политолог Борис Межуев. “Даже если произойдет невероятное и “Единая Россия” не возьмет большинства, то в этом тоже нет интриги, поскольку никаких серьезных оппозиционных сил парламентские партийные оппоненты не представят”.

Политик Максим Шевченко считает, что “власть” так или иначе выступает, как варяг: как тот, кто приходит в Севастополь и навязывает свои правила. “Таким образом, главная коллизия выборов – это конфликт между системой и гражданами. Но так как власть не умеет договариваться с людьми, отсюда и возникает напряжение. Вместо того, чтобы дать людям возможность самим избрать Заксобрание Севастополя, а потом прийти к этому Заксобранию и предложить совместно работать, власть делает обратные шаги”, – считает он.

По мнению политолога, руководителя Института политических исследований Сергея Маркова, в Севастополе снятые с “выборов” сторонники Путина на “майдан” не пойдут. “Но пойдут ли они теперь на “антимайдан” в поддержку той власти, которая блокирует их участие в выборах? Этот удар по сторонникам Путина в Севастополе не заметен в Москве в медиа, не заметен в антипутинских кругах. Но он очень заметен в будущем”, – считает политолог.

Интересно, что в марте нынешнего года Марков говорил: “Не очень важно, сколько мест получит в новом парламенте Севастополя “Единая Россия”. Как и неважно, получат ли КПРФ, ЛДПР, “Справедливая Россия” или кто-то еще места в Заксобрании, потому что они все входят в партию власти”.

В свою очередь, политолог Иван Чихарев считает, что в новый состав “заксобрания” пройдут лишь три партии – “Единая Россия”, КПРФ и ЛДПР, – но депутаты будут разделены на три блока не по партийному принципу. Политолог считает, что “важной силой” останется блок сторонников Чалого. Другой блок, по мнению эксперта, может быть создан вокруг силовиков – адмирала Александра Витко и руководителя Росгвардии в Севастополе Сергея Колбина (идут в “парламент” от “Единой России”). “Третью силу” будут представлять люди, выдвижение которых “так или иначе” согласовывалось с “экс-губернатором” Севастополя Дмитрием Овсянниковым и которые “могут примкнуть к любому блоку”.

А севастопольский бизнесмен и политик Олег Николаев предположил, что новый состав “заксобрания” “будет безликим” и “полностью под исполнительной властью, это будет стандартное Заксобрание, как во всех других регионах Российской Федерации, с губернатором оно спорить не будет”. Он также отметил, что в “парламенте” будет лишь несколько сторонников господина Чалого и все они пройдут по списку “единороссов”, так как выдвиженцы его команды в “одномандатных округах” “практически не ведут” “предвыборную” кампанию.

Между тем севастопольцы по прошествии пяти с половиной лет начали, наконец, понимать суть политической жизни в России, где избиратели лишены реальной возможности выбирать, а оппозиционные кандидаты даже не попадают в “избирательный бюллетень”.

А еще на днях российские “власти” разрешили голосовать на “выборах” по паспортам советского образца. В Севастополе таких избирателей зарегистрировано 13 человек, всего по России – 280 тысяч. Чтобы хоть кто-то на выборы пришел.