Когда-то один высокопоставленный чиновник, неоднократно занимавший министерские должности в разные годы, честно объяснил мне небывалое разворовывание страны в 90-х.

Суть оказалась в том, что после развала Союза никто не знал, что делать со свалившейся на голову независимостью. Ни у кого, начиная с рядового чиновника и заканчивая президентом, не было понятия, как строить государство и куда двигаться. Вместо этого был страх, что вся эта «малина» продлится очень недолго, и вскоре Москва спросит с каждого за все «художества». Никто не верил в то, что Украина состоится как независимое государство.

Поэтому, пользуясь случаем, каждый пытался заработать побыстрее и побольше, чтобы в случае чего уехать из страны и обеспечить себе безбедное будущее за границей. Кто-то брал кредиты на Западе под госгарантии правительства за откат, выводил их в оффшор, а долг «вешался» на бюджет. Кто-то резал на металлолом шахты и заводы. Кто-то распродавал направо и налево государственное имущество. Зачем что-то строить и создавать ради будущего, если завтра все может закончиться?

Но Украина состоялась. Потихоньку многие схемы прикрыли, началось строительство государственных институтов, заработали шахты и заводы. Воровство не исчезло, но ему появилась альтернатива – зарабатывать.

Так продолжалось до войны с Россией. И вдруг призрак «старшего брата», который может вернуться, настрелять по ушам и забрать все «нажитое непосильным трудом», стал снова приходить в кошмарных снах к нашим чиновникам. Комплекс временщика и собственной «меншовартости», спавший много лет, снова проснулся.

Коррупция, которую мы сегодня видим, напоминает панику перед концом. Как и в 90-е, каждый, кто может, с обезумевшими глазами пытается урвать побольше, чтобы, в случае открытого нападения России, можно было быстро уехать из страны и начать за рубежом новую жизнь.

Значительная часть наших «элит» попросту не верит ни в свою страну, ни в свой народ. И это объясняет тот факт, почему сегодня, после Майдана, когда общество намного более нетерпимо к коррупционерам, взяточничество приобрело масштабы большие, чем при Януковиче.

Но удивляться нечему. Ведь многие люди, которым власть и деньги свалилась на голову благодаря родственным связям или знакомствам, никогда в своей жизни ничего не добились сами. Это – те же советские люди, патерналисты, которые своему положению и деньгам обязаны другим, а не себе.

Они не чувствуют в себе силы самостоятельно строить свое будущее, будущее государства и очень зависимы от конъюнктуры и благосклонности начальства. И потому они не могут верить в других, если не верят в самих себя.

Но эти чиновники не свалились к нам с Луны. Они – плоть от плоти народ, и они – срез нашего общества. И если большинство привыкло ждать, что кто-то подарит ему сладкую жизнь, оно не может породить чиновников, которые мыслили бы по-другому. Обыватель ждет от чиновника, чиновник – от начальника, начальник – от руководства страны, руководство – от Москвы, Вашингтона или Брюсселя, в зависимости от внешнеполитического вектора. Все ждут и просят.

Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока большая часть нашей нации, наконец, не выдавит из себя раба и не поверит в собственные силы, в свое будущее и возможности строить свою судьбу. А до тех пор придется пенять только на самих себя.

(Еще нет голосов, оставьте первым)