Восстание, начавшись с того, что люди маршируют в приподнятом настроении, с песнями, перерастает в насилие, жестокость полиции, пропагандистские войны и даже нападения головорезов, – такова траектория протестов Евромайдана в Украине, и параллели с ней все чаще обнаруживают в своей борьбе протестующие Гонконга.

Хотя в последние несколько лет волна народных восстаний прокатилась по всему миру, от Ближнего Востока до Судана и Пуэрто-Рико, лишь немногие из них вызывают в гонконгцах  такой же сильный резонанс как проевропейские антироссийские протесты 2014 года в Украине.

Время восстания на центральной площади Майдана в Киеве, которое случилось всего за несколько месяцев до начала “Революции зонтиков” в 2014 году, позволило ему стать удобным ориентиром для тех, кто находится в Гонконге. Пять лет спустя, когда в Гонконге возникло гораздо более волатильное движение сопротивления с высокими ставками, опыт Украины кажется еще более понятным и поучительным.

Александра Устинова, 33-летний политик, недавно избранный в парламент Украины, сказала, что, в начале этого года, будучи студенткой в ​​Стэнфорде, она выступила с презентацией совместно с гонконгскими студентами-лидерами и участниками “движения зонтиков”, авторы пытались провести параллели между ситуациями в двух странах. “Я знаю, что многие (в Гонконге) смотрели на Украину как на прототип”, – сказала Устинова.

Фильм “Зима в огне”, номинированный на Оскар в 2015 году, посвященный протестам на Майдане, стал одной из центральных тем для многих протестующих в Гонконге. Этот документальный фильм теперь доступен на Netflix, и многие делятся своими мыслями о нем. Ли Нгао, администратор страницы Facebook под названием Resistance Live Media, часто выкладывающий информацию, связанную с протестами в Гонконге, недавно разместил этот документальный фильм (дублированный на китайский язык)  на своей странице. “Протестующих в Гонконге интересует Майдан, поскольку для них он имеет просветительский и образовательный смысл, – сказал Ли, – Это Давид против Голиафа. Протестующие в Гонконге действительно восхищаются украинцами за стратегию и непоколебимый дух сопротивления”.

Сравнение с Давидом и Голиафом часто используется для описания конфликта в  Украине. Артур Харитонов, юрист из Киева, основавший в 2017 году группу под названием “Центр свободного Гонконга”, целью которой является донести информацию о Гонконге до украинской аудитории, говорит, что и Россия, и Китай похожи на “очень испорченных детей СССР”, которые используют аналогичную насильственную тактику для запугивания протестующих.

К примеру, жестокие сцены событий, произошедших в начале этого месяца – тогда вооруженные головорезы в белых футболках избивали людей на пригородной железнодорожной станции – казались шокирующе знакомыми тем, кто следит за делами в восточноевропейском регионе. Многие сравнивали атаковавших с “Титушками” – это название украинцы использовали для обозначения молодых спортсменов, которые, как считается, были наняты государством для нападок на демократических протестующих и журналистов.

Когда возникли вопросы о том, почему полиция Гонконга не принимала меры в течение почти 45 минут, пока головорезы деревянными палками и кастетами избивали одетых в черное активистов, возвращающихся с акции протеста, и обычных гражданских лиц, находившихся на вокзале и в вагоне, многие стали указывать на сговор между правоохранительными органами и организованными преступными группировками, известными как триады.

Правительство и полиция решительно отрицали существование таких связей. Между тем, на записи, полученной агентством Reuters, слышно, как китайский чиновник всего за несколько дней до бойни 21 июля подталкивает жителей деревни, расположенной недалеко от места столкновений, к тому, чтобы они прогнали всех протестующих из своего района. Представительство Пекина в Гонконге опровергает обвинения в применении насилия против демонстрантов.

Многие видят сходство даже на детальном уровне. Эдисон Хунг, 31-летний музыкальный критик, сказал, что находит сходство в том, что Евромайдан начинался как мирный и даже воодушевляющий студенческий протест: “такими же безобидными были демонстрации в Гонконге”. Одна из сцен фильма “Зима в огне”, в которой звонарь звонит  в колокола собора возле Майдана, чтобы подать сигнал людям направиться на площадь, и защитить протестующих от правительственных сил, напомнил Хунгу о том, что христиане играли центральную роль в нынешних гонконгских акциях протеста, например, постоянно напевая гимны, чтобы поддержать протестующих и разрядить напряженность.

На данный момент, по крайней мере, одна из ключевых вещей, которые отличают два протестных движения, – это отсутствие смертельного насилия в Гонконге. Городская полиция реагирует на наращивание, по их заявлениям, насилия со стороны демонстрантов применением слезоточивого и перцового газа, дубинок и резиновых пуль. Хотя это представляет значительную эскалацию тактики с обеих сторон, до сих пор в ходе протестов никто не погиб. На Майдане же были убиты десятки людей, некоторые из них были застрелены снайперами. В результате разгоревшейся позднее войны на востоке Украины между правительственными силами и поддерживаемыми Россией сепаратистами погибли еще тысячи людей.

“Протесты в Гонконге на 90% похожи на украинские. Единственное отличие состоит в том, что полиция в Гонконге еще не использовала настоящие пули”, – написал пользователь по имени Zuki Po в посте на Facebook (ссылка на китайском языке), в котором подробно раскрыто сходство между двумя восстаниями с использованием временных меток из Winter on Fire. в качестве ориентиров.

Однако, похоже, что протесты в Гонконге, затянутся, поскольку видимого политического решения нет. Таким образом протесты, которые неизбежно превращаются в уличные бои с полицией, будут только усиливаться. Полиция уже дала понять, что готова использовать все более мощную тактику борьбы с толпой, такую ​​как использование водометов. Столкновения между двумя сторонами в течение дня начинаются все раньше и раньше.

На данный момент также нет никаких признаков того, что Пекин готов послать свою армию для подавления беспорядков, несмотря на растущие опасения. Тем не менее, в сценах, когда гонконгские протестующие ворвались в законодательный орган и заявили, что они готовы быть арестованными за это, многие, в том числе музыкальный критик Хунг, видят оттенки украинских протестов.

“Это заставило меня задуматься о фильме, в нем люди говорили, что готовы умереть (за идею протестов). И они умерли”.